Дело № Р Е Ш Е Н И Е ДД.ММ.ГГГГ ст. Курская Курский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Цамалаидзе В.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Самаркина А.Ю., при секретаре Габриелян С.Б., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шалашова А.А. к администрации Курского муниципального района <адрес> об обязанности включить в список претендентов на получение денежных средств (субсудий) на приобретение или строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, У С Т А Н О В И Л : Истец в иске указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Курского района Ставропольского края № 545 от 16 сентября 1994 года, он был определен в Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ввиду того, что остался без родительского попечения, мать умерла, а отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери. 14 февраля 1995 года он был осужден Курским районным судом к 2 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 2 года. С 01 сентября 1995 года по 27 июня 1996 года обучался в профессиональном училище № 24 с. Эдиссия Курского района Ставропольского края по специальности: «кузнец ручной ковки; электрогазосварщик». 12 ноября 1996 года был осужден Курским народным судом к 3 годам лишения свободы. С 27 мая 1997 года по 05 февраля 1998 года обучался в профессионально-техническом училище № 9 г. Майкопа. 28 июля 1999 года был осужден Курским районным судом к 3 годам лишения свободы. 18 апреля 2001 года по прибытию из мест лишения свободы был зарегистрирован по адресу: ст. Курская, ул. Моздокская, 30, то есть, в домовладении которое не является его собственностью.14 августа 2001 года был осужден Курским районным судом Ставропольского края к 6 годам лишения свободы с испытательным сроком в 5 лет. 18 ноября 2002 года был осужден Курским районным судом Ставропольского края к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С 01 сентября 2003 года по 25.06.2004 года обучался в Профессиональном училище № 1 с. Обильного Ставропольского края. 28 декабря 2007 года был осужден Кировским районным судом Ставропольского края на 6 лет 3 месяца лишения свободы строго режима. Постановлением Георгиевского городского суда от 10.05.2012 года не отбытая часть наказания заменена на исправительные работы сроком на 11 месяцев 10 дней с удержанием 15% заработка в доход государства, а 21 мая 2012 года освобожден из мест лишения свободы. 06 июня 2012 года отделом образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края осуществляющего полномочия по опеке и попечительству, ему было отказано во включении в список претендентов на получение денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с пропуском срока подачи заявления, то есть с 18-ти лет до 23-х лет. Полагает, что данный отказ является необоснованным, поскольку срок для подачи заявления им пропущен по уважительной причине. Просит обязать администрацию муниципального образования Курского муниципального района Ставропольского края включить его, Шалашова А.А., 22.10.1980 года рождения в список претендентов на получение денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании истец Шалашов А.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика администрации Курского муниципального района Ставропольского края Самаркин А.Ю. с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительными мерами социальной поддержки могут пользоваться либо дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Истец Шалашов А.А., 22.10.1980 года рождения, в отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края обратился с заявлением о включении его в список претендентов на получение денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 06 июня 2012 года, когда ему исполнилось 31 год. Исходя из контекста ст.1 вышеуказанного федерального закона, истец, на сегодняшний день не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому не может пользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными Федеральным Законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Учитывая, что Шалашов А.А. в возрасте с 18 до 23 лет в определенные периоды находился на воле и не воспользовался своим правом на постановку на соответствующий учет, оснований для восстановления срока не имеется. Представитель соответчика, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, Горелик И.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представил письменное возражение, в котором указал, что Министерство строительства и архитектуры СК с исковыми требованиями Шалашова А.А. не согласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Как следует из ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицам из их числа вышеуказанного возраста. Шалашов А.А. до достижения 23 лет в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения никуда не обращался, не имея при этом никаких препятствий, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований Шалашова А.А., отсутствуют, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель соответчика, Министерства финансов Ставропольского края, Никитина Ю.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее именуемые дети - сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.7 ст. 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приёмной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинский частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоявших на учете на получение жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приёмной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно ст. 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуна (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. Также указало, что уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края наделены в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также являются распорядителями бюджетных средств, выделенных на указанные цели. Министерство финансов Ставропольского края считает, что удовлетворение требований Шалашова А.А. повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые также имеют право на внеочередное предоставления жилья с более раннего периода, поскольку законом не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещения с момента возникновения у него права на внеочередное получения жилья, а решение должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки, в связи с чем, просило в удовлетворении исковых требований Шалашова А.А. отказать в полном объеме. В представленном ходатайстве Министерство финансов Ставропольского края просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Выслушав истца, представителя ответчика Самаркина А.Ю., исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Шалашова А.А. отказать по следующим основаниям. Судом установлено, что истец Шалашов А.А. родился 22 октября 1980 года в станице Курской Курского района Ставропольского края. Родителями истца являлись Шалашов А.Г. и Шалашова С.Н., что подтверждается свидетельством о рождении истца II-ГН № 460876 выданным 17 ноября 1980 года Курским р/бюро ЗАГС Ставропольского края (л.д. 6) и справкой о рождении № 1342 от 06 сентября 2011 года выданной отделом ЗАГС управления ЗАГС Ставропольского края по Курскому району (л.д.7). Истец в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Согласно Постановления главы администрации Курского района Ставропольского края № 545 от 16 сентября 1994 года, несовершеннолетний Шалашов А.А., 22.10.1980 года рождения был определён в Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (л.д.9). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159 к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в администрацию Курского муниципального района Ставропольского края с заявлением о постановке на соответствующий учет, то оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением. Судом установлено, что истец Шалашов А.А. обратился с заявлением к начальнику отдела образования администрации Курского муниципального района по поводу предоставления ему жилого помещения в связи с тем, что он является гражданином со статусом сироты и не имеет закреплённого жилья - 06 июня 2012 года (л.д. 56). Таким образом, на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет и предоставлении жилого помещения, он утратил право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что в силу своего возраста (31 год), перестал относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Доводы истца о том, что срок для подачи заявления о включении его в список претендентов на получение денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был пропущен им по причине того, что он отбывал наказание в исправительном учреждении, суд не принимает во внимание и считает его необоснованным. Как установлено судом и следует из пояснений истца, Шалашов А.А. в разные периоды времени привлекался к уголовной ответственности и ему назначалось наказание в виде лишения свободы. Однако, в период времени с 2001 по 2002 год Шалашов А.А. в возрасте с 18 лет – до 23 лет не воспользовался своим правом и на соответствующий учет не встал. Отбыв наказание по приговору Курского районного суда от 18.11.2002 года, Шалашов А.А. с 2005 года по январь 2007 года находился на свободе, где также мог заявить о своих правах, обратившись в орган местного самоуправления, ведающим вопросами обеспечения жилья соответствующей категорией граждан. Таким образом, суд не усматривает по делу каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших Шалашову А.А. встать на учет в качестве претендента на получение денежных средств (субсудий) на приобретение или строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности и законности вынесенного решения отделом образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края № 2218 от 06 октября 2012 года, согласно которому истцу было отказано во включении в список претендентов на получение денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Шалашова А.А. к администрации Курского муниципального района Ставропольского края об обязанности включить в список претендентов на получение денежных средств (субсудий) на приобретение или строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Курский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение будет составлено 03 сентября 2012 года. Председательствующий