решение по гражданскому делу



Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2011 г.                                                                                                         г. Курск

Курский районный суд <адрес> в составе судьи Брынцевой Н.В.,

при секретаре Хмелевском А.В.,

с участием истца ФИО6, ее представителя - адвоката ФИО9, предоставившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и ордер от ДД.ММ.ГГГГ ,

ответчиков ФИО7, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ФИО7, ФИО2, ФИО3 о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО6 обратилась в суд с иском к ответчикам ФИО7 и ФИО2 о признании права собственности на жилой дом и земельный участок площадью 0,2172 га, расположенные по адресу: <адрес>, в обоснование иска указывая следующее. Данное домовладение по сведениям БТИ значится зарегистрированным за ФИО4, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти в наследство на этот дом ввелась ФИО5, ей нотариусом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о праве на наследство, однако оно в установленном законом порядке зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы не было. ФИО5 также на основании постановления администрации Лебяженского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 0,2172 га, расположенный по тому же адресу, что и дом. ДД.ММ.ГГГГ истица договорилась с ФИО5 о покупке у нее жилого дома и земельного участка за 100 000 рублей. Между ними было составлено соглашение о задатке, по которому она ДД.ММ.ГГГГ передала ФИО5 50 000 рублей. В соответствии с указанным соглашением ФИО5 оформила доверенность на продажу жилого дома и земельного участка на имя ФИО13 После оформления доверенности в декабре 2008 года она передала ФИО5 20 000 рублей, 30 000 рублей были переданы внучке ФИО5 в день смерти. После передачи задатка ФИО5 истица стала пользоваться жилым домом и земельным участком. Своевременно оформить договор купли-продажи жилого дома и земельного участка не представилось возможным, поскольку в конце декабря 2008 года ФИО5 умерла. После ее смерти истица не имеет возможности оформить право собственности на дом и земельный участок, который фактически приобретен ею по договору купли-продажи. Правопреемниками умершей ФИО5 являются ее дочери - ответчики по делу.

В судебном заседании истица ФИО6 и ее представитель - адвокат ФИО9 требования поддержали по указанным в иске основаниям, также дополнительно пояснили, что ФИО6 фактически купила у ФИО5 дом и земельный участок, передала за это имущество полностью всю оговоренную в предварительном договоре сумму - 100 000 рублей, выполнив в полном объеме свои обязательства по договору. Сразу она стала пользоваться земельным участком, домом не пользуется, поскольку он находится в полуразрушенном состоянии. После получения денег, ФИО5 приобрела себе в д. Толмачево комнату в бараке, без оформления права собственности и стала там проживать. Между истицей и ФИО5 основанной договор купли-продажи дома и земли не составлялся, для регистрации права собственности на эти объекты за ФИО5, а также для регистрации сделки купли-продажи документы никем при ее жизни в регистрационную службу не сдавались. В настоящее время в связи со смертью ФИО5 это не представляется возможным сделать.

Ответчик ФИО7 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что она является дочерью ФИО5, о том, что мать намеревалась продавать земельный участок с домом, она знала, но была против, поскольку в данном доме был зарегистрирован также ее сын ФИО3, отбывающий в настоящее время наказание в местах лишения свободы, и которому после выхода на свободу негде будет жить. Никто из детей ФИО5 наследство после ее смерти не принимал, поскольку до подачи ФИО6 иска думали, что мать дом и землю продала и все оформлено за ФИО6 Подтверждает, что ФИО6 матери было передано 50 000 рублей, об остальных деньгах она ничего не знает. Мать купила за 10 000 рублей себе комнату в бараке в д. Толмачево, где не было нормальных условий для проживания, в день смерти она забрала мать к себе, у нее в доме она умерла ДД.ММ.ГГГГ. Она намерена теперь оформлять наследство, готова в настоящее время вернуть ФИО6 деньги в сумме 100 000 рублей.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в доме, до того как был осужден и отправлен в места лишения свободы, проживал и был зарегистрирован также ее брат ФИО3, другого жилья у него нет. В купленном матерью бараке он зарегистрироваться и проживать не сможет, поскольку барак будут сносить. Почему мать решила продать дом и землю, ей не известно, мать ничего не говорила, последнее время они не общались. Она подтверждает передачу ФИО6 20 000 рублей за дом и за земельный участок, после смерти матери ФИО6 передала ее дочери еще 30 000 рублей. Наследство не принимала, поскольку полагала, что мать продала все, и теперь собственником является ФИО6, однако сейчас полученные от ФИО6 деньги они с сестрой готовы вернуть.

Ответчик ФИО3, привлеченный к участию в деле определением Курского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не присутствовал, находится в местах лишения свободы, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще уведомлен, предоставил отзыв, в котором иск не признает, указывает, что он зарегистрирован в спорном жилом доме, о продаже дома и земельного участка не знает, своего согласия на продажу не давал.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что между ФИО6 и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был подписан предварительный договор купли-продажи земельного участка площадью 0,2172 га и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с условиями которого ФИО5 продает, а ФИО6 покупает принадлежащие ФИО5 на праве собственности на основании постановления главы Лебяженского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ названные объекты недвижимости за 100 000 рублей, при этом, в качестве задатка при подписании договора передается 50 000 рублей, остальная сумма 50 000 рублей выплачивается в день подписания основного договора купли-продажи и сдачи его на регистрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно соглашению о задатке от ДД.ММ.ГГГГ и имеющейся расписке ФИО5 денежная сумма в размере 50 000 рублей ей была получена. Как следует из пояснений истицы ФИО6 и подтверждено ответчиком ФИО2, денежная сумма в размере 20 000 рублей в счет оплаты данного предварительного договора ФИО6 была передала ФИО5 в декабре 2008 г.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным администрацией Лебяженского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Как подтвердила ответчик ФИО2, остальные деньги за дом и земельный участок ФИО6 передала внучке ФИО5 - дочери ФИО2, уже после смерти ФИО10       

Указанный жилой дом принадлежал матери ФИО5 - ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 после ее смерти приняла наследство и ДД.ММ.ГГГГ ей нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на спорный жилой дом, состоящий из одноэтажного бревенчатого строения, общей площадью 31,1 кв.м, в том числе жилой 13,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Данное обстоятельство также подтверждается материалами наследственного дела к имуществу ФИО4

Как следует из выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принадлежал земельный участок площадью 2172 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенный по тому же адресу, что и спорный жилой дом, предоставленный ей в собственность для личного подсобного хозяйства постановлением администрации Лебяженского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из указанного постановления в отношении ФИО5

После смерти ФИО5, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону принадлежащего ей имущества являются ее дети ФИО7, ФИО2, ФИО3

Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом.

Судом установлено, что никто из наследников к нотариусу с заявлениями о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство не обращался. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями ответчиков, а также сообщением нотариуса <адрес> нотариального округа ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому наследственного дела к имуществу ФИО5, умершей в декабре 2008 года, в производстве нотариуса не имеется.

В судебном заседании свидетель ФИО12 показала, что ФИО5, когда решила продать дом и земельный участок, начала оформлять на них документы, покупала у нее дом и земельный участок ФИО6, деньги отдавала ей ФИО6 частями.

Вместе с тем, судом также установлено, что при жизни ФИО5 либо ФИО13, лицо, которому она ДД.ММ.ГГГГ выдала доверенность с правом зарегистрировать право собственности на дом и земельный участок и правом продажи указанной недвижимости, в соответствующий регистрирующий орган за регистрацией права собственности ФИО5 на указанные жилой дом и земельный участок не обращались, основанной договор купли-продажи спорных объектов недвижимости между нею либо ее представителем и ФИО6 не подписывался, документы для регистрации сделки и перехода права собственности в регистрационную службу также не сдавались, к моменту смерти ФИО5 полностью денежная сумма за продаваемое имущество ею получена не была.

Из сообщений УФРС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что записи о праве собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав отсутствуют.

Ввиду того, что государственная регистрации права собственности на спорное недвижимое имущество за ФИО5 при ее жизни в установленном законом порядке не была осуществлена, договор купли-продажи в соответствии с требованиями закона не составлялся и не подписывался сторонами, суд считает, что переход права собственности на данное имущество к ФИО6 на условиях договора купли-продажи осуществлен быть не может, у ФИО6 право собственности не возникло, право на данное имущество она не приобрела.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца о признании за ней права собственности на жилой дом и земельный участок не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО6 отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курский районный суд в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме.

Судья                                         Н.В. Брынцева