Гр. дело №2-856/087 - 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Курск 3 октября 2011 года Курский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Мясоедовой Н.Н., с участием истца - представителей УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, по доверенности Леонидовой М.В. и Долгановой Е.Г., ответчика - представителей ЗАО <данные изъяты> по доверенности Максимова Э.В., Бондаренко О.Н., при секретаре Петрищевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к ЗАО <данные изъяты> признании противоправными действия ЗАО <данные изъяты> по выпуску синтетического безалкогольного сильногазированного напитка «Хлебный» со вкусом КВАСа <данные изъяты> суд У С Т А Н О В И Л: УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в суд с иском к <данные изъяты> <данные изъяты> о признании противоправными действия ЗАО <данные изъяты> по выпуску синтетического безалкогольного сильногазированного напитка «Хлебный» со вкусом КВАСа Ворошневский, мотивируя тем, что в УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> поступила информация от ООО «Курский квас» о нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей на получение необходимой информации о производственном товаре, допускаемых ЗАО <данные изъяты> при производстве синтетического безалкогольного сильногазированного напитка «Хлебный» со вкусом КВАСа <данные изъяты> В центральной части этикетки напитка синтетического безалкогольного сильногазированного «Хлебный» со вкусом КВАСа <данные изъяты> непосредственного под изображением человека с кружкой располагаются слова «Хлебный» и слово «Кваса», являющего частью словосочетания «со вкусом Кваса». При этом, часть слова «Квас» несущая основную смысловую нагрузку и в русском языке являющаяся самостоятельной лексической единицей, занимает на этикетке доминирующее положение: она выделена шрифтом иного начертания и по размеру гораздо более крупным, в сравнении со второй частью словосочетания - «со вкусом» и окончанием - «а». Напротив, слова «со вкусом» напечатаны в боковой части этикетки мелким шрифтом таким образом, что при расположении бутылки на полке магазина лицевой частью этикетки к потенциальному потребителю, указанные слова практически не видны. Слово «Хлебный» при этом подчеркивает, что напиток является натуральным, сделанным на основе хлеба или зернового сырья. Целью подобного оформления является концентрация внимания покупателя именно на образующемся в результате визуального восприятия словосочетания «Хлебный КВАС», то есть намеренное введение потенциального потребителя в заблуждение, поскольку покупатель, особенно человек с ослабленным зрением, не замечает элементов слова, написанных более мелким шрифтом, и покупает напиток, принимая его за натуральный квас. Между тем, напиток безалкогольный сильногазированный «Хлебный» со вкусом Кваса <данные изъяты> не только не является квасом, но и не содержит в своем составе продуктов переработки хлеба или зернового сырья. В состав данного напитка, согласно его этикетке, входят следующие ингредиенты: вода подготовленная, лимонная кислота, смесь подсластителей (мультисвит (200Д) (аспартам, ацесульфам калия, цикломат натрия), пищевая добавка - ароматизатор «квас 2878» фирмы «Фирмениш», идентичный натуральному, краситель Р41303, консервант бензонат натрия. В то же время согласно нормам п.3 ФИО14 52409-2005 «Продукция безалкогольного и слабогазированного производства», квасом может называться исключительно национальный безалкогольный напиток с объемной долей этилового спирта не более 1,2%, изготовленный в результате незавершенного спиртового или молочнокислого брожения сусла. Согласно п.п.5.2.1 ФИО14 53094-2008 «Квасы. Общие технические условия», при производстве квасов не могут использоваться в качестве пищевых добавок искусственные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества, искусственные и идентичные натуральным ароматизаторы, синтетические и неорганические красители, подсластители и консерванты. В соответствии с ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов, а также Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (продавец) обязан своевременно довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям. Кроме того, п.3.5.1.4 национального стандарта ФИО14 51074-2003 запрещает давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого продукта, использовать в наименованиях пищевых продуктов, если они или продукты их переработки не входят в их состав. Таким образом, использование слова «Хлебный», а также элементов слова КВАС в написании, позволяющем потребителю спутать безалкогольный напиток «Хлебный» со вкусом КВАСа <данные изъяты> с квасом натурального брожения, является неправомерным и нарушает предусмотренное ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» право неопределенного круга потребителей: на приобретение качественного товара, соответствующего установленным законодательством обязательным требованием, право на своевременное предоставление необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Просят суд признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ЗАО <данные изъяты> по выпуску синтетического безалкогольного сильногазированного напитка «Хлебный» со вкусом КВАСа <данные изъяты> не соответствующая требования Закона РФ «О защите прав потребителей», ФИО14 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» по наличию необходимой и достоверной информации. Обязать ЗАО <данные изъяты> прекратить производство и реализацию синтетического безалкогольного сильногазированного напитка «Хлебный» со вкусом КВАСа <данные изъяты> с недостоверной информацией о товаре. При удовлетворении иска обязать ЗАО <данные изъяты> в установленный судом срок через средства массовой информации довести до потребителей решение суда. В судебном заседании истец - представители УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, по доверенности Леонидова М.В. и Долганова Е.Г. исковые требования поддержали и просят их удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик - представители ЗАО <данные изъяты> по доверенности Максимов Э.В. и Бондаренко О.Н. в судебном заседании иск не признали и пояснили, что действительно ответчиком производится и реализуется напиток «Хлебный» со вкусом КВАСа <данные изъяты>. Этот напиток соответствует всем требованиям действующего законодательства, в том числе ФИО14 51074-2003, о чем свидетельствует имеющийся у ответчика сертификат соответствия. Этикетка с названием продукта сделана в соответствии с установленным ГОСТом. Просят в удовлетворении требований истца отказать. Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд находит, что исковые требования УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В суде установлено: Как следует из ч.1 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ №, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно ст.46 Закона, орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. В соответствии с п.3.1 ФИО14 51074-2003 «Национальный стандарт РФ». Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Из п.3.2 ФИО14 51074-2003 следует, что информацию для потребителя предоставляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текса, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов. П. 3.3 ФИО14 51074-2003 устанавливает, что текс информации для потребителя наносят на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы на государственных языках субъектов РФ, родных языках народов РФ и на иностранных языках. Текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте. В силу п.3.4 ФИО14 51074-2003, информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не могут быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям. Как следует из п.3.5.1.1 ФИО14 51074-2003, наименование продукта должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименование пищевого продукта наносят четко различимым шрифтом, выделяющемся на любом фоне. Согласно п.3.5.1.4. ФИО14 51074-2003, не допускается в том числе, давать пищевым продуктам наименование вводящее потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого продукта, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает, использовать в наименованиях пищевых продуктах название продуктов, если они или продукты их переработке не входят в их состав. В судебном заседании установлено, что ответчиком осуществляется производство и реализация безалкогольного сильногазированного напитка «Хлебный» со вкусом КВАСа <данные изъяты> В центральной части этикетки указанного напитка располагается слово «КВАСа», являющегося частью словосочетания «со вкусом КВАСа», а также слово «ХЛЕБНЫЙ». При этом часть слова «КВАС» несущая основную смысловую нагрузку и в русском языке являющаяся самостоятельной лексической единицей, занимает на этикетке доминирующее положение: она выделена шрифтом иного начертания и по размеру гораздо более крупным, в сравнении со второй частью словосочетания - «со вкусом» и окончанием - «а». Слова же «со вкусом» и окончание - «а» напечатаны мелким шрифтом. При расположении бутылки на полке в магазине лицевой частью этикетки к потенциальному потребителю указанные слова практически не видны. Слово «Хлебный», выполненное крупным шрифтом, при этом подчеркивает, что напиток является натуральным, сделанным на основе хлеба или зернового сырья. Целью подобного оформления является концентрация внимания покупателя именно на образующемся в результате визуального восприятия словосочетания «КВАС Хлебный», то есть намеренное введение потенциального потребителя в заблуждение, поскольку покупатель особенно человек с ослабленным зрением не замечает элементов слова, написанных более мелким шрифтом, и покупает напиток, принимая его за натуральный ква<адрес> тем, указанный напиток не является квасом. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, этикеткой производимого ответчиком напитка. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что безалкогольный сильногазированный напиток «Хлебный» со вкусом Кваса <данные изъяты> производится ответчиком с нарушением закона РФ «О защите прав потребителей» и ФИО14 51074-2003 по предоставлению потребителям необходимой и достоверной об этом напитке информации, позволяющим им спутать этот напиток с квасом натурального брожения, чем нарушается их право на своевременное предоставление необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в связи с чем требование истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании данной статьи суд считает, необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей к ЗАО <данные изъяты> о прекращении противоправных действий - удовлетворить. Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ЗАО <данные изъяты> по выпуску синтетического безалкогольного сильногазированного напитка «Хлебный» со вкусом КВАСа <данные изъяты> не соответствующего требованиям закона РФ «О защите прав потребителей» и ФИО14 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» по наличию необходимой и достоверной информации. Обязать ЗАО <данные изъяты> прекратить производство и реализацию безалкогольного сильногазированного напитка «Хлебный» со вкусом КВАСа <данные изъяты> с недостоверной информацией о нем. Обязать ЗАО <данные изъяты> в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации или иным способом довести решение суда до сведения потребителей. Взыскать с ЗАО <данные изъяты> госпошлину в бюджет МО «<адрес>» <адрес> в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через суд <адрес> в течение 10 (десяти) суток со дня его оглашения. Председательствующий: