Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения



Дело № 1-536/11

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Курган 5 апреля 2011 года

Курганский городской суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Вдовенко Р.В.,

с участием: государственного обвинителя - прокурора отдела прокуратуры города Кургана Панкратьева Р.А.,

подсудимого Графеева Е.А.,

защитника – адвоката Малахевич К.В., представившего удостоверение № 0579 и ордер № 32,

при секретаре Пономареве Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Графеева Евгения Анатольевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, с образованием 9 классов, в браке не состоящего, детей не имеющего, неработающего, зарегистрированного: <адрес>, проживающего: <адрес>, судимого:

1.) 13.02.2006 года Курганским городским судом Курганской области по ст. 166 ч. 2 п. «а» УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден 17.04.2008 года по отбытии наказания;

2.) 29.04.2009 года Юргамышским районным судом Курганской области по ст. 30 ч. 3, ст. 166 ч. 1 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы, освобожден 14.12.2010 года по отбытии наказания,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 166 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ, около 2 часов у Графеева Е.А., находящегося у административного здания ЗАО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> возник умысел на завладение без цели хищения автомобилем ВАЗ-21063, с государственным номером 45-й регион. Непосредственно после этого, реализуя свой преступный умысел, находясь в том же месте, Графеев Е.А., с целью неправомерного завладения автомобилем ВАЗ-21063, с государственным номером , 45-й регион, принадлежащим З., без цели хищения, открыл дверь автомобиля, используя щетку стеклоочистителя, путем соединения проводов из замка зажигания запустил двигатель и начал движение на автомобиле по улицам <адрес>. В этот же день, около 2 часов 50 минут, у <адрес> в <адрес>, Графеев Е.А. не справился с управлением автомобилем и допустил наезд на препятствие - снежный сугроб, после чего покинул салон автомобиля и был задержан сотрудниками милиции.

В судебном заседании подсудимый Графеев вину не признал, пояснив суду следующее. ДД.ММ.ГГГГ ему позвонил Г. и предложил встретиться. Они съездили в больницу, Г. также сходил и узнал на счет работы. Потом поехали к Г. в СНТ «Малиновка», распивали спиртные напитки. Ночью пришла сторож и пригласила их распивать к себе в сторожку. Они пошли. Когда спиртное закончилось, Г. сказал, что минут за 30-40 съездит в магазин, позвал его с собой, и они с Г. пошли в сторону «<данные изъяты>». Возле здания завода, ближе к въезду на территорию, стояло 2 или 3 машины. Ранее Г. говорил ему, что у него есть машина «шестерка». Г. оторвал у автомобиля «дворник», вскрыл им дверь, завел машину, «побуксовал» и выехал на дорогу, сказал ему: «Садись, поехали». Он сел на переднее пассажирское сиденье, и они поехали в <адрес>, где купили водку и хлеб. За рулем находился только Г., он за руль не садился. Когда ехали обратно, увидели сотрудника ГИБДД, который жезлом дал знак остановиться. Г. хотел включить знак поворота, но случайно выключил свет, затем свернул в <адрес>. На повороте машина застряла в сугробе. Они выбежали из машины, но сотрудники милиции их догнали и задержали. Он первым выбежал из салона. Сотрудник ГИБДД Шевченко сразу ему сказал, что он видел, что именно он (Графеев) был за рулем. Он потребовал, чтобы вызывали оперативно-следственную группу, снимали отпечатки пальцев, следы ног в машине, потому, что нужно было доказать, что за рулем он не сидел. В тот день он был в черной шапке, и в такой же, а не в кепке, был Г.. После задержания сотрудники милиции составили протокол, его доставили к мировому судье, который назначил наказание в виде 8 суток ареста за управление автомобилем в состоянии опьянения. Считает, что Г. его оговаривает, потому, что хочет сам уйти от ответственности, Ш. - в связи с тем, что они поругались в момент задержания, так как Ш. начал предъявлять ему претензии по поводу его нахождения за рулем в пьяном виде. Свидетель С. является напарником Ш., в связи с чем также оговаривает его (Графеева).

Свидетель С. показал суду, что ДД.ММ.ГГГГ они со своим напарником Ш. в ночное время находились на месте ДТП возле поселка Левашово в <адрес>, ожидали прибытия эвакуатора. Напарник сидел в служебном автомобиле, а он вышел на дорогу. Увидел автомобиль ВАЗ-2106, который ехал с дальним светом фар, подал ему знак остановиться. Видел, что в автомобиле находятся двое мужчин. За рулем сидел мужчина в черной шапочке с белыми полосами. Свет автомобиля погас, и автомобиль, прибавив скорость, попытался скрыться. Он подбежал к своему автомобилю, и они с напарником стали преследовать ВАЗ-2106. Во время преследования автомобиль из их видимости не пропадал, они все время держали его в поле зрения. Повернув на дорогу в <адрес>, ВАЗ-2106 наехал на сугроб и остановился. С водительского и переднего пассажирского мест выбежали два человека и побежали по дороге. Он побежал за тем, кто выбежал с пассажирского места, догнал его. На голове у задержанного была вязаная темная шапочка без надписей и полос. Его напарник Ш. задержал подсудимого, на голове которого была шапка с надписью «Адидас» и светлыми полосами. Он разглядел его (Графеева), когда они с напарником подошли к машине каждый со своим задержанным. На улице было светло, так как имелось освещение – фонари вдоль дороги. Графеев выбежал из автомобиля точно с места водителя, слева. Сам момент остановки автомобиля ВАЗ-2106 и то, как и куда побежали Графеев и второй человек, он видел, напарник тоже должен был видеть. Из поля зрения они задержанных во время преследования не теряли. Осмотрев автомобиль ВАЗ-2106 он обнаружил, что замок водительской двери сломан, провода зажигания соединены «напрямую», то есть минуя замок зажигания. После этого они доставили задержанных в отдел милиции. Графеев и второй мужчина были в состоянии алкогольного опьянения, при них был пакет с водкой.

По ходатайству защитника, в соответствии с ч. 3 ст. 281 УПК РФ, в судебном заседании были частично оглашены показания С. при производстве предварительного расследования.

При описании задержанных свидетель указал, что Графеев был одет в вязаную шапку с надписью белыми буквами «Адидас», пуховик с капюшоном. Г. был одет в черную вязаную шапочку, темную куртку до бедра (л.д. 47-48).

После оглашения показаний свидетель их полностью подтвердил, при этом пояснил, что дознаватель не уточняла у него, кто из задержанных из какой двери автомобиля выбежал. Настаивал на своих показаниях в судебном заседании, поскольку они более полные.

Аналогичные показания, относительно значимых по делу обстоятельств, в судебном заседании дал свидетель Ш., за исключением того, что он увидел автомобиль ВАЗ-21063, только когда они с С. начали его преследование.

Свидетель Г. показал, что ДД.ММ.ГГГГ, вечером, он и Графеев распивали спиртные напитки в его доме, который расположен в СНТ «Малиновка». Уже ночью у них закончилась водка, и они решили, что нужно нанять машину и съездить в магазин. С этой целью они дошли до здания «Курганстальмоста», возле которого стояло много автомобилей. Графеев предложил взять одну из стоящих машин и на ней доехать до магазина, на что он возразил, сказал, что лучше воспользоваться такси, так как есть деньги. Не смотря на это, Графеев сломал у одного из автомобилей марки ВАЗ-2106, цвет не помнит, щетку «дворника», открыл с ее помощью водительскую дверь, завел автомобиль. Сказал ему садиться в машину, он сел на пассажирское сиденье спереди. Поехали в 1 микрорайон <адрес>, там, в одном из магазинов, купили 2 бутылки водки, булку хлеба. В магазин заходил он (Г.), Графеев оставался в машине. Когда ехали обратно, их попытался «палочкой» остановить сотрудник ГИБДД, но Графеев продолжил движение, свернул в <адрес>. Там их автомобиль занесло, они въехали в сугроб и остановились. Сзади подъехала машина милиции, остановилась метров за 20 от них. Он и Графеев выбежали из автомобиля, побежали сначала в одну сторону, а затем в разные стороны. Сотрудники милиции стали их преследовать. Каждого из них задержал один сотрудник милиции, потом привели их к милицейской машине. На Графеева составили протокол и их увезли в «Заозерный» отдел. Место, где они въехали в сугроб, было освещенным, так как на центральной улице <адрес> горели фонари. Был ли включен свет на автомобиле во время движения, он не помнит, но, скорее всего, был включен, так как на улице было темно. Сотрудники ГИБДД, которые их задержали, сказали, что видели, что за рулем был Графеев. Слышал, что сотрудник милиции, который задержал Графеева, ругался с подсудимым по поводу того, что он пьяным сел за руль. Подсудимый был одет в темную куртку, темную шапочку с белой надписью и полосками. Он (Г.) был в черной кепке, без надписей. Когда он выбегал из автомобиля, то не падал и не спотыкался. Все время за рулем автомобиля ВАЗ-2106 находился Графеев, он за руль не садился. Оснований для оговора Графеева он не имеет, так как у них были нормальные отношения, без конфликтов.

Свидетель М. пояснил, что в один из дней февраля 2011 года к ним на предприятие «Курганстальмост» приезжали сотрудники ГИБДД, искали хозяина угнанной машины. Так как кроме фамилии сотрудники ничего об этом человеке не знали, они не смогли найти потерпевшего. Возле административного здания ЗАО «Курганстальмост» стоит много машин. Как правило, это автомобили людей, которые работают на данном предприятии.

По ходатайству государственного обвинителя, с согласия сторон, на основании ч. 1 ст. 281 УПК РФ были оглашены показания потерпевшего З. в ходе предварительного расследования, согласно которым у него в собственности имеется автомобиль ВАЗ-21063, государственный номер . Около 0 часов ДД.ММ.ГГГГ он приехал на своем автомобиле на работу к ЗАО «Курганстальмост», там же стояли другие автомобили. Утром ему позвонили сотрудники милиции и сообщили, что его автомобиль угнан. Управлять своим автомобилем он никому не разрешал, дверь машины закрывалась ключом (л.д. 34-35).

В судебном заседании исследованы также письменные материалы дела, отвечающие требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 74 УПК РФ.

- протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был осмотрен автомобиль ВАЗ-2106, г.н. (л.д. 6-7);

- копии свидетельства о регистрации, паспорта транспортного средства, страхового полиса (л.д. 8-11);

- протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был осмотрен автомобиль ВАЗ-2106, г.н. коричневого цвета, с фототаблицей (л.д. 21-24);

- протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был осмотрен участок местности напротив центральной проходной ЗАО «Курганстальмост», отмечено место нахождения автомобиля ВАЗ-2106 (л.д. 27-28);

- протокол выемки автомобиля ВАЗ 21063, государственный номер регион (л.д. 39-40);

- протокол осмотра автомобиля ВАЗ 21063, государственный номер регион (л.д. 41).

К выводу о виновности Графеева суд приходит на основе анализа достоверных, допустимых и относимых доказательств, совокупность которых суд считает достаточной для разрешения дела по существу.

Вина подсудимого подтверждается согласующимися между собой показаниями свидетелей С., Ш., Г., протоколом осмотра места происшествия, согласно которому автомобиль З., до его угона, находился возле здания ЗАО «Курганстальмост».

Свидетели С., Ш. и Г. пояснили суду, что автомобилем ВАЗ-21063 управлял Графеев и никто иной. Г. известно об этом, так как неправомерное завладение автомобилем происходило в его присутствии, а в последующем он находился в салоне машины. Сотрудники ГИБДД при задержании видели, что Графеев покинул салон автомобиля с места водителя, при этом дорога была освещена, Графеева и Г. во время преследования они из поля зрения не теряли.

Кроме того, свидетель С. показал, что в тот момент, когда он подавал сигнал об остановке транспортного средства, автомобилем ВАЗ-2106 управлял мужчина в черной шапке с белыми полосами, после задержания он смог разглядеть, что на шапке Графеева имеется надпись белыми буквами. О наличии такой надписи пояснили также Г. и Ш.. Согласно показаниям сотрудников ГИБДД второй задержанный, то есть Г. был в однотонной черной шапке. При этом разницу в описании головного убора свидетелями и самим Г. суд существенной не находит, поскольку независимо от того, был ли Г. в шапке или кепке, данный предмет одежды не имел надписей и полос, в отличие от шапки Графеева.

Суд не усматривает также существенных противоречий в показаниях свидетеля С. в судебном заседании и в ходе предварительного расследования. Пояснения самого свидетеля о том, что в ходе дознания у него не уточнялось, кто из задержанных из какой двери автомобиля выбежал, суд находит убедительными. Кроме того, показания в ходе судебного следствия не опровергают, а дополняют показания С. при производстве дознания по делу.

Нахождение в собственности потерпевшего З. автомобиля ВАЗ-21063 с государственным номером регион, кроме показаний самого потерпевшего, подтверждается копиями свидетельства о регистрации и паспорта транспортного средства.

Показания Г. об открытии Графеевым двери машины путем взлома замка щеткой стеклоочистителя соответствуют протоколу осмотра места происшествия (л.д. 21-24), в котором зафиксировано отсутствие данной щетки на автомобиле, повреждение замка водительской двери автомобиля. О наличии данных повреждений также пояснили суду свидетели С. и Ш..

Суд принимает во внимание, что свидетель Г. находился в угнанном автомобиле вместе с Графеевым, в связи с чем, изобличение подсудимого может затрагивать интересы Г., однако не расценивает данное обстоятельство как основание для признания его показаний недостоверными, так как они полностью согласуются с показаниями сотрудников ГИБДД Сеначина и Ш..

Ссылку подсудимого на конфликт с сотрудником ГИБДД Шевченко, как причину оговора последним Графеева, суд находит несостоятельной. Как пояснил подсудимый, Ш. предъявлял ему претензии по поводу того, что он управлял автомобилем в нетрезвом виде. Вместе с тем, из показаний Г., Ш. и Сенаева следует, что как Графеев, так и Г. в момент задержания находились в состоянии алкогольного опьянения, распивали перед поездкой спиртные напитки. Таким образом, суд не усматривает мотивов для дачи сотрудниками милиции заведомо ложных показаний именно в отношении Графеева, в то время как Г., со слов Ш. и Сенаева, также находился в состоянии опьянения и мог быть привлечен к ответственности в случае, если бы управлял автомобилем.

Из показаний потерпевшего З. следует, что автомобиль им был припаркован возле ЗАО «Курганстальмост», так как он приехал на нем на работу. Управлять своим автомобилем он никому не разрешал, в связи с чем завладение ВАЗ-21063 носило неправомерный характер.

Согласно показаниям свидетеля Г., подсудимый завладел автомобилем с целью поездки в магазин для приобретения алкогольных напитков, не имея умысла на хищение автомобиля, его обращение в свою пользу.

Суд квалифицирует действия подсудимого Графеева Е.А. по ч. 1 ст. 166 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ) – как неправомерное завладение автомобилем без цели хищения (угон).

При назначении наказания подсудимому Графееву суд учитывает обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и условия жизни его семьи.

Суд принимает во внимание данные о личности подсудимого, который в браке не состоит, иждивенцев не имеет, до задержания не работал, у нарколога или психиатра не наблюдается.

Обстоятельств смягчающих наказание Графеева Е.А. суд не усматривает.

Обстоятельством отягчающим наказание подсудимого суд признает рецидив преступлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 УК РФ суд, при назначении наказания при рецидиве преступлений, учитывает характер и степень общественной опасности ранее совершенных преступлений, связанных с неправомерным завладением транспортными средствами, а также то, что исправительное воздействие предыдущего наказания в виде реального лишения свободы оказалось недостаточным.

Исходя из санкции ст. 64 УК РФ, суд назначает подсудимому наказание в виде лишения свободы на определенный срок.

При определении размера наказания суд руководствуется ч. 2 ст. 68 УК РФ.

Суд не находит оснований для применения в отношении Графеева положений ст. 43 УК РФ.

Для отбывания подсудимым наказания суд, в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ, назначает исправительную колонию строгого режима.

До вступления приговора в законную силу, в целях обеспечения его исполнения, суд оставляет меру пресечения в отношении Графеева без изменения – в виде заключения под стражу.

В срок наказания Графеева подлежит зачету время его непрерывного содержания под стражей, в качестве меры пресечения, с 1 марта 2011 года.

Процессуальные издержки, связанные с производством по уголовному делу, в соответствии со ст.ст. 131, 132 УПК РФ подлежат взысканию с подсудимого. Оснований для освобождения его от возмещения процессуальных издержек, предусмотренных ч. 6 ст. 131 УПК РФ, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Графеева Евгения Анатольевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 166 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ) и назначить ему наказание в виде 3 (трех) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Графееву Е.А. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения - в виде заключения под стражу.

Начало срока отбывания Графеевым Е.А. наказания исчислять с 5 апреля 2011 года.

Зачесть в срок наказания время содержания Графеева Е.А. под стражей до постановления приговора в период с 1 марта по 4 апреля 2011 года.

После вступления приговора в законную силу вещественные доказательства по делу – автомобиль ВАЗ-21063 государственный номер В500КА 45, хранящийся у потерпевшего З. (л.д. 42), - считать возвращенным по принадлежности.

Взыскать с Графеева Е.А. в доход государства (федеральный бюджет) процессуальные издержки в сумме 686 (Шестьсот восемьдесят шесть) рублей 26 копеек, связанные с оплатой труда адвоката, участвовавшего в ходе судебного разбирательства в качестве защитника по назначению суда.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Курганский городской суд, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок с момента вручения ему копии приговора.

В соответствии с ч. 2 ст. 375 УПК РФ желание принять непосредственное участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, равно как и отсутствие такового, а также свое отношение к участию защитника либо отказ от защитника при рассмотрении жалобы судом кассационной инстанции, должны быть выражены осужденным в кассационной жалобе или в отдельном заявлении в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора.

Председательствующий Р.В. Вдовенко