Дело № 1- 881-11 П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации г. Курган 6 июля 2011 года Курганский городской суд Курганской области в составе председательствующего судьи Носковой Т.А. с участием государственного обвинителя Ветровой Ю.В. подсудимого Иванова К.С. защитника Турбина А.В., представившего удостоверение № и ордер № при секретаре Черемных К.А. потерпевшем ФИО5, рассмотрев уголовное дело в отношении Иванова Константина Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> <адрес> <адрес>, несудимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.1 УК РФ, У С Т А Н О В И Л : 17 января 2011 года в дневное время Иванов, управляя автомобилем «<данные изъяты> государственный регистрационный номер № в нарушение Правил дорожного движения без специального разрешения осуществлял перевозку груза, выступающего на 2,51 метра за заднюю точку габарита транспортного средства, от склада принадлежащего ООО «<данные изъяты>», расположенного между <адрес> в <адрес>, в <адрес>. 17 января 2011 года в 12 час. 30 мин. Иванов, осуществляя вышеуказанную перевозку, двигался по крайней левой полосе <адрес>, со стороны <адрес>, в направлении <адрес> в <адрес>, напротив <адрес>, <адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес> в <адрес> проявил неосторожность, не убедился в безопасности своего маневра, начал осуществлять левый поворот на <адрес> таким образом, что выступающий груз оказался в средней полосе проезжей части <адрес> создав помеху и опасность для движения автомобилю № государственный регистрационный номер № под управлением ФИО7, движущемуся по данной полосе в попутном направлении, в результате чего последний допустил наезд на вышеуказанный груз. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля № ФИО5 причинены телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения. Данное происшествие стало возможным из-за нарушения со стороны водителя Иванова : Правил дорожного движения РФ (Утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, в редакции Постановления Правительства РФ от 10 мая 2010 г. № 316, вступившее в силу 20 ноября 2010 г.), а именно пунктов: 8.1 Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. 23.2 Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения. 23.5 ч.1 Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м -для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), а именно пунктов: п. 198. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии с Правилами дорожного движения РФ, Правилами, а также особыми условиями, указанными в специальном разрешении на перевозку крупногабаритного и /или/ тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Российской Федерации, выдаваемом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения запрещается. п. 216. Движение транспортных средств при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов должно осуществляться в период наименьшей интенсивности дорожного движения при соблюдении Правил дорожного движения РФ. п. 235. Перевозчик обязан: а) разработать маршрут перевозки крупногабаритного и/или/ тяжеловесного груза согласно образцу, приведенному в Приложении № 17 к настоящим Правилам; б) перед осуществлением перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов провести проверку транспортного средства; в) перед началом и во время движения транспортных средств контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения; г) по требованию должностных лиц Ространснадзора, ГИБДД и органов управления дорожным хозяйством предъявлять транспортное средство для определения его весовых и габаритных параметров, соответствия размещения и крепления груза на транспортном средстве установленным схемам и способам, необходимые схемы и расчеты крепления, а также специальное разрешение на перевозку груза и иные документы, предусмотренные в Правилах дорожного движения РФ. Подсудимый Иванов в судебном заседании виновным себя признал частично, показал, что 17 января 2011 года на указанном автомобиле осуществлял перевозку железобетонных столбов от склада предприятия «<данные изъяты>» в <адрес>, направлялся в <адрес>. На месте погрузки столбов встретился с ФИО6, который должен был сопровождать его на автомобиле <данные изъяты> с целью показать место выгрузки столбов. На столбы, выступающие за задние габариты автомобиля, он ( Иванов) установил знак обозначающий крупногабаритный груз и включил проблесковый маячок установленный на крыше кабины автомобиля. В указанное время он двигался по <адрес>, ФИО6 на автомобиле <данные изъяты> двигался за его автомобилем. Когда он ( Иванов) подъезжал к перекрестку <адрес> – <адрес>, то начал выполнять поворот налево. Завершив маневр, он не двигался, в течение 40 секунд он пропускал транспорт, двигавшийся по проспекту <адрес>, затем услышал хлопок, увидел, что из-за задней части его автомобиля выехал автомобиль №, который занесло на указанный перекресток и он остановился. У автомобиля № была повреждена крыша. Он понял, что автомобиль № допустил столкновение с выступающими частями столбов, которые находились в кузове его автомобиля. Он сразу же вышел из своего автомобиля и увидел, что на заднем сидении автомобиля № лежит потерпевший. Иванов признал в судебном заседании, что его вина состоит в том, что он по невнимательности осуществлял перевозку крупногабаритного груза без согласования с ГИБДД. Он согласен, что перевозимые им железобетонные столбы выступали за заднюю габаритную точку на 2, 5 метра. В то же время Иванов полагает, что водитель автомобиля № ФИО7 по неопытности допустил наезд на перевозимые им железобетонные столбы. Потерпевший ФИО5 показал, что 17 января 2011 года около 12 часов 30 минут он с ФИО9 и ФИО7 двигались по <адрес> по направлению от <адрес> к <адрес> на автомобиле № под управлением последнего. ФИО10 находился на переднем пассажирском сидении, он ( ФИО11) на заднем, за водителем. Как произошла авария он не знает, за движением автомобиля не наблюдал, потерял сознание. Когда пришел в себя, боли не чувствовал, находился в шоковом состоянии. На следующий день ФИО7 навещал его в больнице, рассказал, что они попали в аварию, врезавшись в железные балки. Водитель, который перевозил эти балки осуществлял поворот налево и балки выступили на среднюю полосу, по которой двигался их автомобиль. Свидетель ФИО7 показал, что он в указанное время управлял автомобилем №, двигался по <адрес> по среднему ряду по направлению к проспекту <адрес> со скоростью около 60 км/ час. Он видел, что по левому ряду двигался автомобиль <данные изъяты>, который перекрывал видимость, и он ( ФИО12) не видел, что впереди автомобиля <данные изъяты> движется грузовой автомобиль с железобетонными столбами. Когда он ( ФИО13) подъезжал к повороту на <адрес>, то почти догнал автомобиль <данные изъяты> и двигался за ним. В этот момент он увидел, что идущий впереди автомобиля <данные изъяты> грузовой автомобиль начал выполнять поворот налево и железобетонные столбы, которые вез грузовой автомобиль, перекрыли полосу движения, по которой двигался он ( ФИО16). Он затормозил, повернул руль резко вправо, но избежать наезда с столбами не удалось. Удар пришелся по левой части автомобиля. После чего автомобиль № № развернуло, он остановился. После чего он увидел, что ФИО5 лежит на заднем сидении, у него повреждена шея. Свидетель ФИО36 на следствии показал, что 17 января 2011 года около 12 часов 30 минут он вместе с ФИО7 и ФИО5 на указанном автомобиле двигались по <адрес> по направлению от <адрес> к <адрес>. Управлял автомобилем ФИО7, он ( ФИО14) находился на переднем пассажирском сидении, а ФИО5 находился на заднем сиденье слева, за водителем. Двигались со скоростью около 60 км/ч в среднем ряду. Когда они двигались напротив <адрес> <адрес>, то он увидел, что впереди них в крайнем левом ряду едет автомобиль - микроавтобус <данные изъяты>, впереди которого движется какое-то транспортное средство, что именно это было за транспортное средство, он не рассмотрел. Автомобиль <данные изъяты> никакими специальными световыми приборами оснащен не был, аварийная сигнализация у него включена не была. Когда они подъехали к повороту на <адрес>, то почти догнали автомобиль <данные изъяты> и двигались в районе его задней части. В этот момент он увидел, что впереди автомобиля <данные изъяты> движется грузовой автомобиль, который в кузове везет длинномерный груз - бетонные сваи и данный автомобиль начинает выполнять маневр поворота налево, при этом выступающие в задней части сваи оказались на полосе их движения и перекрыли полосу движения автомобиля. ФИО7 в это время нажал на педаль привода тормозной системы и вывернул рулевое колесо вправо, чтобы избежать наезда на сваи. Однако, в связи с тем, что сваи перегородили путь движению непосредственно перед их автомобилем, остановиться или объехать данное препятствие ФИО7 не успел и допустил наезд на сваи левой стороной автомобиля. С момента, когда перед их автомобилем на пути, появились сваи, до момента наезда прошло не более 1-1,5 секунд. Их автомобиль совершил наезд на сваи передней левой стороной, при этом сваи разбили лобовое стекло, повредили крышу автомобиля, стойки левой части кузова. После наезда их автомобиль развернуло, и он остановился на перекрестке <адрес> и <адрес> сразу же вышел из автомобиля, ФИО7 также вылез из автомобиля следом за ним через правую переднюю дверь. После этого он открыл заднюю правую дверь и увидел, что ФИО5 лежит на заднем сиденье и у него повреждена шея, он весь в крови. Он сразу сообщил о случившемся в службу спасения «112», после чего вместе с ФИО7 стали оказывать первую медицинскую помощь ФИО5. Свидетель ФИО6 на следствии показал, что работает в <данные изъяты> «<данные изъяты>» в должности водителя, данная организация занимается монтажом электрооборудования. 17 января 2011 г. утром ему от ФИО17, руководителя предприятия, стало известно, что их организация должна поставить и установить в <адрес> железобетонные опоры электропередач в количестве 13 штук. ФИО18 пояснил, что железобетонные опоры находятся на складе <данные изъяты> в <адрес>, а также то, что он договорился с транспортом, который обеспечит погрузку, транспортировку и выгрузку опор. В связи с этим ему было дано указание встретиться с транспортом, который должен был осуществлять погрузку, транспортировку и выгрузку опор на складе <данные изъяты>», где проконтролировать погрузку, а затем указать место выгрузки и проконтролировать выгрузку. Обеспечивать сопровождение или прикрытие транспортного средства, осуществлявшего транспортировки ему не нужно было, потому что как пояснил ФИО19, эти вопросы должен был решить перевозчик сам. Автомобиль, который прибыл для осуществления транспортировки опор - грузовой автомобиль «<данные изъяты>», оснащенный погрузочным краном, водитель - Иванов Константин. После погрузки он объяснил ФИО21, куда именно нужно доставить опоры, после чего ФИО22 поехал. При этом опоры выступали за габариты автомобиля «<данные изъяты>», на какое расстояние, уточнить не может. Он на служебном автомобиле <данные изъяты>, государственный регистрационный номер № поехал следом за автомобилем «<данные изъяты>», так как на месте ему нужно было проконтролировать выгрузку. При этом при движении никаких действий по прикрытию автомобиля не осуществлял, световую аварийную или иную сигнализацию не включал, просто ехал следом за автомобилем «<данные изъяты>». Когда они подъезжали к перекрестку <адрес> и <адрес>, то автомобиль «<данные изъяты>» затормозил, включил левый указатель поворота и начал осуществлять маневр поворота налево. В это время он решил объехать «<данные изъяты>» и ехать прямо по другому маршруту. Для этого включил указатель поворота направо и стал пропускать автомобили, двигавшиеся в попутном направлении по среднему ряду <адрес>. При этом он также снизил скорость и принял вправо, таким образом, его автомобиль <данные изъяты> оказался частично в среднем ряду движения. Расстояние от его автомобиля до края разделительного газона было примерно 1 метр. Так как он смотрел постоянно в зеркало заднего вида, чтобы пропустить все автомобили, двигавшиеся в среднем ряду, то на автомобиль Иванова К. внимания обращал мало. Он увидел, что Иванов начал выполнять маневр поворота налево, после чего на своем автомобиле <данные изъяты> остановился и стал смотреть в зеркало заднего вида, ждать, когда проедут автомобили по среднему ряду. С какой скоростью продолжил движение Иванов, не видел и останавливался он или нет, тоже не видел. Простояв примерно 10 секунд, услышал удар, посмотрев в направлении звука, увидел, что автомобиль Иванова стоит на перекрестке <адрес> и <адрес>, при этом железобетонные опоры выступают на средний ряд движения <адрес> и на них допустил наезд легковой автомобиль № Свидетель ФИО27 на следствии показал, что является директором <данные изъяты> организация занимается монтажом электрооборудования. 17 января 2011 г. в связи с исполнением договора с <данные изъяты> базой снабжения необходимо было поставить и монтировать железобетонные опоры электропередач СВ-95 в количестве 13 штук. В связи с этим их организацией в <данные изъяты>» были приобретены указанные опоры. Для транспортировки со склада <данные изъяты>» им был нанят специальный транспорт: грузовой автомобиль с грузовой платформой и погрузочным краном и по данному поводу была заключена устная договоренность с владельцем автомобиля мужчиной по имени ФИО29, письменных договоров не заключалось. Для оказания помощи в транспортировке он ( ФИО28) выделил служебный автомобиль №, водитель ФИО6 его задачи входило указать место загрузки и выгрузки. Все вопросы, касающиеся непосредственно транспортировки опор, то есть непосредственно процесс погрузки, размещение опор в транспортном средстве, транспортировка, выгрузка, по договоренности с ФИО30, он обязался решить сам. В связи с этим все вопросы соответствия перевозки существующим правилам, в том числе Правилам дорожного движения, и соблюдение требований безопасности должен был решать ФИО31 и непосредственно водитель. Длина опор составляет 9,5 м.. Впоследствии от ФИО6 ему стало известно, что автомобиль, перевозивший опоры, попал в дорожно-транспортное происшествие. Свидетель ФИО32 на следствии показал, что имеет в собственности автомобиль «<данные изъяты>» государственный регистрационный номер № которым управляет в основном только сам, осуществляет грузоперевозки. За техническим состоянием автомобиля следит самостоятельно. Иногда сын ФИО33 тоже управляет его автомобилем по мере необходимости.16 января 2011 года ему позвонил представитель организации, которая занимается монтажом электролиний и сказал, что нужно 17 января 2011 года перевезти железобетонные электроопоры в с. <адрес>-<адрес>, пояснил, что длина электроопор составляет 9 метров. Он согласился на перевозку, так как кузов его автомобиля имеет длину 7.3 м. Так как он рассчитал, что выступающий груз будет укладываться в дозволенный ПДД габарит, специального разрешения на перевозку крупногабаритного груза в ГИБДД получать не стал. Способ и условия перевозки с заказчиком не оговаривал. Он плохо себя чувствовал и попросил сына Константина осуществить данную перевозку, тот согласился. 17 января 2011 года Константин около 10 часов поехал на погрузку, а около 12 часов 30 минут позвонил и сообщил, что с его участием произошло дорожно – транспортное происшествие на перекрестке <адрес> и <адрес> приехал на место и обнаружил, что в задний край выступающих электроопор в кузове его автомобиля ударился автомобиль № №. Этот автомобиль стоял здесь же с механическими повреждениями, была сломана одна электроопора. Он обратил внимание, что электроопоры выступают за крайнюю габаритную точку на большое расстояние, он замерил рулеткой выступающий груз, он составлял более двух метров. Виновность подсудимого подтверждается : - протоколом осмотра места административного правонарушения, фототаблицей и схемой к нему, согласно которых зафиксированы координаты места наезда автомобиля № на препятствие, координаты места расположения автомобилей после дорожно- транспортного происшествия, техническое состояние автомобилей, наличие и габарит груза в кузове «<данные изъяты>», расположение следов торможения автомобиля №, расположение дорожных знаков, состояние дорожной части, погодные условия л.д. 8-15 - протоколом следственного эксперимента от 13 марта 2011 года, в ходе которого со слов ФИО34, ФИО7, ФИО6 установлено время с момента возникновения опасности для движения водителю автомобиля № до момента наезда на препятствие л.д. 57-63 - протоколом следственного эксперимента от 26 марта 2011 года, в ходе которого установлена конкретная видимость препятствия с рабочего места водителя автомобиля № которая составила 2 секунды до момента наезда л.д. 70-76 - заключением эксперта, согласно которому у ФИО5 установлены телесные повреждения причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения л.д. 90 – 91 - заключением автотехнической судебной экспертизы от 27 апреля 2011 года, согласно которого : 1. В заданной в постановлении дорожно- транспортной ситуации водитель автомобиля № не будет располагать технической возможностью остановить свой автомобиль до места наезда на препятствие путем экстренного торможения в момент возникновения опасности для движения. 2. В указанной в исследовательской части дорожно- транспортной ситуации водитель автомобиля № должен был руководствоваться требованиями п.10.1 ч.2 Правил дорожного движения Российской Федерации – « при возникновении опасности движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». В указанной в исследовательской части дорожно- транспортной ситуации водитель автомобиля <данные изъяты> должен был руководствоваться требованиями п.18.1 ч.1, п.23.2, п.233.5 ч.1 Правил дорожного движения Российской Федерации. Пункт 8.1 ч.1 ПДД РФ « перед началом движения перестроением, поворотом ( разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра на должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам движения «. Пункт 23.2 ПДД РФ « перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения». Пункт 23.5 ч.1 ПДД РФ « перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м -для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами» л.д. 109-110. Оценив доказательства, суд установил, что виновность Иванова доказана. У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей ФИО7 и ФИО35 о том, что препятствие в виде железобетонных столбов для движения автомобиля № возникло неожиданно, от момента появления этого препятствия до момента наезда прошло не более двух секунд. Показания данных свидетелей подтверждены результатами следственного эксперимента, в ходе которого установлена видимость препятствия с рабочего места водителя № № она составила две секунды до момента наезда, и заключением автотехнической экспертизы о том, что водитель автомобиля № не располагал технической возможностью остановить свой автомобиль до места наезда на препятствие путем экстренного торможения в момент возникновения опасности для движения. Установлено, что Иванов нарушил правила дорожного движения, осуществляя перевозку крупногабаритного груза без специального разрешения. При выполнении маневра - повороте создал опасность для движения и помехи другим участникам движения, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему ФИО5. Суд квалифицирует действия Иванова по ст. 264 ч.1 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность Иванова, характеризуется он удовлетворительно. Обстоятельством смягчающим наказание суд признает раскаяние. Обстоятельств отягчающих наказание нет. Учитывая обстоятельства совершения преступления, поведение Иванова после преступления, суд считает необходимым избрать ему наказание в виде лишения свободы условно. Установлено, что Иванов за период с 2009 по 2011 год неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, в настоящее время установлена его виновность в преступлении связанном с нарушением правил дорожного движения, повлекшим тяжкие последствия. При указанных обстоятельствах суд считает необходимым назначить Иванову дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 303, 304, 307, 308, 309 УПК РФ, суд П Р И Г О В О Р И Л : Иванова Константина Сергеевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.1 УК РФ ( в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ) и назначить наказание в виде 6 ( шести) месяцев лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок 1 ( один) год. Наказание в виде лишения свободы считать условным, назначить испытательный срок 1 ( один) год. Обязать Иванова Константина Сергеевича регулярно являться на регистрацию в специализированный государственный орган осуществляющий контроль за поведением условно осужденного, без уведомления данного органа не менять места жительства. Меру пресечения – подписку о невыезде – оставить прежней до вступления приговора в законную силу. Взыскать с Иванова К.С. процессуальные издержки – сумму подлежащую выплате адвокату, участвовавшему в судебном заседании в качестве защитника, в размере 686 рублей 26 копеек в доход государства ( федерального бюджета). Приговор может быть обжалован в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения. Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, о чем должен указать в кассационной жалобе. Судья :