К делу № 2-752/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2010 года город Курганинск
Курганинский районный суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего судьи Ищенко А.Ю.,
при секретаре Фатеевой И.М.,
а также с участием:
представителя истца Петлицыной А.Б.,
представителя ответчика Дегтяревой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Айриян Л.А. к администрации муниципального образования Курганинский район о признании действий об отказе во включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны, незаконными, обязании включить Айриян Л.А. в список ветеранов Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Айриян Л.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Курганинский район о признании действий об отказе во включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны, незаконными, обязании включить Айрияна Л.А. в список ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменены.
Айриян Л.А. просил суд признать действия администрации, выразившиеся в отказе включить его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ветеранов ВОВ несоответствующими закону. Обязать администрацию включить Айрияна Л.А. в список ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 29 апреля 2010 года, то есть с даты последнего обращения к главе администрации Курганинского района с соответствующим заявлением.
Истец в судебное заседание не явился, адресовал суду письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в своё отсутствие, в присутствии представителя Петлицыной А.Б.
При таком положении суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца Петлицына А.Б., действующая на основании доверенности, в ходе судебного заседания пояснила следующее.
Истец является инвалидом ВОВ, участвовал в боевых действиях, имеет боевые награды, ветеранское удостоверение.
С 1994 года он неоднократно обращался с заявлениями в органы местного самоуправления, а также в военкомат города Курганинска с просьбой предоставить жилье. До настоящего времени жильё не предоставлено. Истец обратился в администрацию муниципального образования Курганинский район с заявлением о предоставлении жилья как ветерану ВОВ. 29 июля 2009 года получил отказ, так как не состоит в списке участников ВОВ, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года. После получения отказа истец обратился с такой же просьбой в Департамент имущественных отношений Краснодарского края, где получил отказ в предоставлении жилья как ветерану ВОВ со ссылкой, что он не подпадает под категорию нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как для проживания достаточно и семи метров квадратных. Но у истца и этих метров нет, что подтверждается письмом из УФРС по Краснодарскому краю, справкой Крайтехинвентаризации об отсутствии жилья. На основании Указа Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, обеспечить жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По мнению представителя истца, он имеет все законные основания для включения в список участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных. Отказ во включении истца в этот список незаконен, так как орган местного самоуправления не правильно применил нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, и не определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Федеральными законами «О ветеранах» (ст. 23.2) и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 28.2) установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2 и ст. 28.2 указанных Федеральных законов соответственно). Принятым во исполнение Федеральных законов Постановлением Правительства Российской Федерации № 614 от 15 октября 2005 года утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым также предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правил). Истец повторно обратился в администрацию Курганинского района с заявлением о предоставлении жилья как ветерану ВОВ и нуждающемуся улучшении жилищных условий. 29 июля 2009 года пришел отказ. Повторное обращение к органам муниципальной власти по тому же вопросу оставлено без рассмотрения. В виде рекомендации было указано обратиться за консультацией в тот же муниципальный орган. Истец обратился за консультацией и 31 мая 2010 года получил письменное разъяснение о том, что по учетным нормам, установленным решением Совета Курганинского городского поселения от 15 апреля 2010 года № 74 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения на территории Курганинского городского поселения Курганинского района» для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оснований нет. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 6 мая 2010 № 79-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах», инвалиды и участники ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с ч. З ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Согласно ст. 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия. В соответствии со ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт либо судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом в силу п. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Представитель истца считает, что Айрияну Л.А. незаконно отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях инвалида ВОВ. Нарушенное право истца должно быть восстановлено в полном объёме с даты его последнего обращения в администрацию Курганинского района, то есть, с 29 апреля 2010 года.
Представитель ответчика - ведущий специалист юридического отдела Дегтярева Н.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила следующее. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» считается необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Истец является инвалидом ВОВ и имеет льготы, установленные статьей 14 Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Он обратился в администрацию муниципального образования Курганинский район за консультацией о возможности принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий), как инвалида ВОВ, где ему было разъяснено, что в соответствии со ст. 14 Закона «О ветеранах» он имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в случае признания его нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) осуществляется в соответствии ЖК РФ. В совокупности применяются стст. 51 и 53 ЖК РФ и Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее - Закон № 1655 -КЗ).
На основании подп. 1 и 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях в качестве членов своей семьи.
В соответствии с Законом № 1655-КЗ одним из учетных документов является документ, на основании которого гражданин занимает жилое помещение: договор социального найма жилого помещения; договор найма специализированного жилого помещения; договор найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования; договор поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования; договор безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда; свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, в котором гражданин проживает в качестве членов семьи собственника данного жилого помещения.
Из представленных истцом на консультации документов установлено, что он зарегистрирован по месту жительства в жилом доме, общей площадью 53,9 кв.м, расположенном по адресу: <...>, принадлежащем до 15 августа 2006 года его дочери - свид. 1, который последняя продала жене сына (невестке) - свид. 2.
В данном жилом доме зарегистрировано 4 человека, и на каждого члена семьи приходится по 13,47 кв.м. общей площади жилого помещения, что является более учетной нормы, действующей на момент обращения за консультацией, установленной решением Совета Курганинского городского поселения от 15 апреля 2010 года № 74 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Курганинского городского поселения Курганинского района» для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: для граждан, проживающих в благоустроенных жилых помещения - 9,0 кв.м. общей площади жилого помещения на человека; для граждан, проживающих в жилых помещения с частичными коммунальными удобствами - 10,0 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
Таким образом поставить истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) оснований не имеется.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворения в полном объёме по следующим основаниям.
Допрошенная в судебном заседании свидетель свид. 1 показала, что является дочерью истца.
В 1992 году отец и мать свидетеля приехали в город Курганинск из города Баку, поскольку там начались погромы армянского населения. В городе Баку была фактически брошена хорошая 4-комнатная квартира. Мать и отец проживали с 1992 года на съёмной квартире в городе Курганинске. Со слов отца, свидетель знает, что в 1994 году истец обращался в администрацию Курганинского района с просьбой о предоставлении жилья как ветерану и инвалиду ВОВ, постановки на учёт в качестве нуждающегося ветерана ВОВ, ему было отказано в связи с отсутствием жилого фонда.
В 1997 году умерла мать свидетеля. свид. 1 решила забрать отца к себе в дом, поскольку он не имел ноги, за ним некому было ухаживать, тем более, не имея прописки в Курганинском районе, он не мог получать пенсию. Отца поставили на регистрационный учёт в домовладении, принадлежащем свидетелю, по ул. <...> в городе Курганинске. Никакого договора социального найма, либо иного договора об аренде помещения свидетель с отцом не заключала, так как я не думала об этом.
В 2006 году свидетель продала домовладение № <...> по ул. <...> невестке (жене сына), так как после свадьбы сын с женой стали проживать совместно со свидетелем в домовладении № <...>, своего жилья не имели, но стремились к этому. После продажи домовладения невестке она смогла получить кредит, молодая семьи стала строить своё отдельное жильё. В настоящее время они, также как и истец проживают в домовладении № <...>, поскольку невестка с сыном новое жильё ещё не возвели.
Жилой площади реальной у истца нет. В одной из комнат домовладения № <...> истце имеет угол, в котором стоит кресло и тумбочка, там он и живет, почти не ходит. Отдельной комнаты у отца до настоящего времени нет.
Допрошенная в судебном заседании свидетель свид. 2 показала, что является супругой старшего сына свидетеля свид. 1
В 2004 году она вышла замуж, после свадьбы стали проживала совместно с мужем, свекровью и её отцом - истцом по делу в доме № <...> по ул. <...> в Курганинске. У истца не было своей комнаты, он ютился в углу на кресле. В 2009 году свидетель лично отнесла документы в администрацию Курганинского района на получение истцом жилья как ветерана ВОВ, так как истец не мог ходить. Вновь было отказано, ввиду позднего обращения. Со слов свекрови, истец был прописан в домовладении для того, чтобы он мог получать пенсию, так как без регистрации пенсию не давали. В настоящее время в доме проживают две семьи, условия стесненные. Никакого имущества в собственности свидетеля не было. Решили продать свидетелю домовладение № <...>, чтобы они с мужем могли что-либо приобрести для себя с целью проживать отдельно. В настоящее время свидетель с мужем ведут строительство своего жилья, но проживают также все вместе. Вопрос о снятии истца с регистрационного учёта свидетель не поднимала. Не считает, что истец сохраняет регистрацию в её домовладении в качестве члена семьи нового собственника. Ему, попросту, не будут платить пенсию без регистрации, также, истцу негде жить.
На основании Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» от 7 мая 2008 года № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 9 января 2010 года № 30) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Из материалов дела усматривается, не оспаривается сторонами, признается представителем ответчика, что истец не является нанимателем жилых помещений и членом семьи нанимателя по договорам социального найма, также не является собственником жилых помещений и членом семьи собственника жилых помещений. Он же является инвалидом ВОВ 1941-1945 гг.
Собственником жилого помещения в домовладении № <...> по ул. <...>, в котором в настоящее время истец проживает без заключения какого-либо договора найма жилого помещения либо социального найма, поставлен на регистрационный учёт, является свид. 2
При этом истец не является членом её семьи, соответственно право владения, пользования и распоряжения домовладением всецело принадлежит собственнику. Распределение права на жилую площадь, исходя из количества зарегистрированных лиц в данном домовладении, как указывает представитель ответчика, не обоснованно.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных стст. 14-19 и ст. 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со стст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со стст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, суд отвергает доводы представителя ответчика, как несостоятельные и необоснованные, поскольку они, по мнению суда, направлены на иное толкование норм материального и процессуального права. Считает, что истец нуждается в улучшении жилищных условий и в соответствии с Указом Президента «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг.» и законом «О ветеранах» имеет право на получение жилья, а ответчик обязан обеспечить истца жильем.
На основании изложенного и руководствуясь стст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать действия администрации муниципального образования Курганинский район Краснодарского края, выразившиеся в отказе включить Айриян Л.А., <...> года рождения, уроженца <...> <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>, в список граждан - ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования Курганинский район Краснодарского края включить Айриян Л.А. в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 29 апреля 2010 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 27 августа 2010 года.
Председательствующий А.Ю. Ищенко