К делу № 2-852/2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕНМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июля 2011 года г. Курганинск Курганинский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего - судьи Кришталюк Д.В., представителя заявителя Деркач Е.В. - Логинова А.А., представителя администрации Курганинского городского поселения - Перкина Е.В., секретаря Исиченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Деркач Е.В. о признании незаконным отказа администрации Курганинского городского поселения в согласовании схемы расположения земельного участка и обязании согласовать схему расположения земельного участка УСТАНОВИЛ: Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка в г. Курганинске, <адрес> и обязании согласовать схему расположения земельного участка. В судебном заседании представитель заявителя в обоснование требований своего доверителя пояснил, что заявителю принадлежат на праве собственности объекта недвижимости - домик рыбака, водопропускники и трубы под дамбами в г. Курганинске, <адрес>. Они были приобретены им у прежнего собственника, целевым назначением земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, ограничивающие водную гладь примыкающих прудов является сельскохозяйственное использование - для ведения прудово - водного хозяйства. Право собственности на объекты недвижимости его доверителем зарегистрировано в установленном законом порядке. Для оформления земельного участка под водным зеркалом в аренду либо в собственность его доверитель обратился с заявлением в администрацию МО Курганинский район о выдаче схемы расположения земельного участка для осуществления его межевания и кадастрового учета и последующего оформления в аренду либо в собственность. Письмом от 30.05.2011 года ему было сообщено, что Курганинское городское поселение не согласовывает схему расположения, так как земельный участок находится в рекреационной зоне. Считает данный отказ незаконным, так как его доверитель приобретя объекты недвижимости и приобрел право пользования прилегающим к ним земельным участком на тех же условиях, что и прежний собственник. Представитель администрации Курганинского городского поселения Перкин Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя, пояснив, что администрация не возражает против согласования размеров земельного участка, однако в соответствии с действующими в настоящее время Правилами застройки и землепользования земельный участок, о согласовании границ которого ходатайствовал Деркач находится в рекреационной зоне и не может быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения в соответствии с положениями ст. 9 Градостроительного Кодекса РФ. Для согласования схемы необходимо изменить вид разрешенного использования земельному участку. По ранее действовавшим правилам землепользования и застройки данный земельный участок был отнесен к рекреационной зоне, также как и в настоящее время. Утверждать и выдавать схему расположения должна администрация МО КУрганинский район, городское поселение должно лишь согласовать данную схему. Свидетель ФИО1 в судебном заседании показал, что является руководителем Курганинского отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата» и согласно данных кадастрового учета земельный участок, из состава которого намерен выделить земельный участок Деркач имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации прудово - рыбного хозяйства. Выслушав представителей сторон, допросов свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования заявителя законны и обоснованны, подлежат удовлетворению. К данному выводу суд приходит в силу следующих положений. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. 24.02.2011 года заявитель обратился в МО Курганинский район с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 105184 кв.м. для постановки на кадастровый учет и дальнейшего оформления участка в собственность /л.д.34/. В материалах дела /л.д.21/ находится уведомление заявителю администрации МО Курганинский район о том, что администрация Курганинского городского поселения не согласовывает схему расположения земельного участка по причине его нахождения в рекреационной зоне, а также сообщение городского поселения в МО Курганинский район о невозможности согласования по данной же причине /л.д.58/. Обсуждая мотивировку данного отказа ответчика, суд принимает во внимание следующее. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находится в частной собственности, ч. 1 и 3 ст. 36 Конституции РФ закреплено право гражданина иметь землю в частной собственности на условиях и в порядке, установленными на основе федерального закона. Пунктом 2.2 ст. 3 Закона РФ «О введение в действие ЗК РФ» определено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки. Право граждан на приобретение в собственность земельных участков, на которых находятся принадлежащие им на праве собственности строения, здания и сооружения закреплено и в ч. 1 ст. 36 ЗК РФ. Согласно ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственник объекта недвижимости, не являющегося самовольной постройкой и расположенного на земельной участке, находящемся в муниципальной собственности, вправе приобрести у муниципального образования данный земельный участок. Отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка предусмотрен по основаниям, предусмотренным ст. 28 ЗК РФ. Согласно копии решения Курганинского районного суда /л.д.15-16/ и свидетельств о государственной регистрации права собственности /л.д.18-20/ заявитель является собственником домика рыбака, водопропускников и труб под дамбами в г. Курганинске, <адрес>, на основании договора купли - продажи с прежним собственником - ФИО1, которые расположены на земельном участке площадью 657430 кв.м. под кадастровым номером - №, из сведений ФГУ «Кадастровая земельная палата» Краснодарского края данный земельный участок имеет вид разрешенного использования - ведение прудово - водного хозяйства /л.д.12-14/. Как пояснил в судебном заседании представитель Курганинского городского поселения в настоящий момент земельный участок отнесен к рекреационной зоне согласно действующих правил застройки землепользования и в соответствии с положениями ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ не может использоваться для сельскохозяйственного назначения. Положениями п. 9 указанной статьи установлено, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. 10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. Таким образом, законодателем в указанной норме определено, что сельскохозяйственные угодья включаются в состав земель сельскохозяйственного назначения. Также судом учитывается, что согласно положений ст. 3 Закона РФ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. 2. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также: 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с ФЗ от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с ФЗ от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации"); 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с ФЗ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В соответствии с п. 17, 23 Перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую переработку которой осуществляют сельскохозяйственные производителя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 446 рыбоводство, производство рыбы и рыбной продукции является сельскохозяйственным производством. Согласно п. 11 ст. 35 ГК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, то есть с различными объектами, находящимися в собственности городского поселения. При этом нахождение в данных зонах объектов, принадлежащих на праве собственности гражданам не предусмотрено. Указанные положения отражены и в положениях действующих в настоящее время Правил застройки и землепользования Курганинского городского поселения /л.д.72-125/, из приложения - карты градостроительного зонирования к которым /л.д.124/ следует, что в состав рекреационной зоны водные объекты, в том числе и примыкающие к объектам недвижимости, принадлежащим заявителю в состав рекреационной зоны не включены. В ст. 6 указанных Правил, на положения которых ссылался представитель администрации городского поселения указано, что объекты недвижимости, существовавшие на законных основаниях до вступления в законную силу настоящих Правил являются несоответствующими настоящим Правилам в случаях, когда эти объекты имеют вид разрешенного использования, которое не предусмотрено как разрешенное для соответствующей территориальной зоны /л.д.77/. При этом согласно части 3 указанных Правил зонами сельскохозяйственного использования указаны лишь зона сельскохозяйственных угодий и зона коллективных садоводческих товариществ /л.д.97/, что не соответствует в полном объеме положениям п.п. 1 и 2 п. 9 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, в то же время к основному виду сельскохозяйственного использования отнесены замкнутые водоемы /л.д.113/. В судебном заседании также были обозрены и исследованы действовавшие ранее Правила застройки и землепользования, принятые 28.08.2009 года /л.д.64-71/. Из содержания данных правил следует, что водные объекты согласно карты землепользования значатся как составная часть землепользования, однако их описание в самих правилах отсутствует. Из схемы /л.д.71/ следует, что земельный участок, о согласовании границ которого просил заявитель, входит в состав водных объектов, в состав зоны рекреационного назначения пруды включены не были /л.д.69/. В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Деркач Е.В. приобрел право собственности на объекты недвижимости в соответствии с решением суда 23.10.2009 года /л.д.15-16/. В соответствии с положениями ст. 552 ГК РФ по договору продажи недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимость и необходима для ее использования. Если договором не определено передаваемое покупателю право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Таким образом, исходя из ясности и определенности понятий, заложенных в указанные нормы закона, они не содержат запрета на использование земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник, то есть Деркач вправе использовать земельный участок, прилегающий к принадлежащим ему объектам недвижимости в тех же целях, что и прежний собственник - ФИО1, а именно - для ведения прудово - рыбного хозяйства. Ст. 36 ЗК РФ установлен следующий порядок действий граждан и органов муниципальной власти при приобретении прав на земельные участки. Частью 5 данной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового плана. Частью 6 определено, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ /земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам за плату/ готовит проект договора купли - продажи земельного участка и направляет его заявителю в предложением о заключении соответствующего договора. Ч. 7 указанной статьи установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории. Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ установлены случаи отказа в предоставлении в собственность гражданам земельных участок в следующих случаях: - изъятия земельных участков из оборота, установленного ФЗ запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земельных участков за плату для государственных или муниципальных нужд. Из отказа Курганинского городского поселения в согласовании схемы расположения земельного участка, пояснений представителя в судебном заседании следует, что спора о месте расположения и размере земельного участка нет, несогласование обусловлено необходимостью изменения вида разрешенного использования земельного участка. Однако суд принимает во внимание, что заявитель в своем заявлении не ставил вопрос о виде разрешенного использования выделяемого земельного участка, а лишь о согласовании схемы расположения данного участка. Вопрос об изменении либо невозможности изменения вида разрешенного использования заявителем в своем заявлении не обозначался. При таких обстоятельствах дела суд находит указанный отказ администрации Курганинского городского поселения в согласовании схемы расположения земельного участка по вышеприведенным основаниям незаконным - поскольку у заявителя имеется объект недвижимости на истребуемом им к выделу земельном участке, он обратился с заявлением о приобретении земельного участка в собственность за плату в соответствии положениям ст. 28, 36 ЗК РФ, законом не запрещено приобретение в собственность земельных участков, прилегающих к объектам недвижимости. Необходиымх для их эксплуатации и использования на тех же условиях, что и прежним собственником объектов недвижимости на них расположенных, ранее земельный участок, в составе которого находится выделяемый участок, использовался для ведения прудово - рыбного хозяйства, что является его целевым назначением согласно данных кадастрового учета, земельный участок находится в составе земель сельскохозяйственного назначения и по мнению суда необоснованно включен в состав рекреационной зоны в соответствии с правилами застройки и землепользования, в которых более того, на настоящий момент водные объекты не обозначены на карте градостроительного зонирования, в то же время согласно данной карты они и не входят в рекреационную зону /л.д.124/. При отказе в согласовании расположения схемы земельного участка не приведены конкретные положения законодательных актов, в силу которых было отказано заявителю в согласовании схемы расположения земельного участка. Данный отказ нарушает права заявителя на приобретение в собственность за плату земельного участка и потому подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями ст. 255 ГПК РФ. Также судом принимается во внимание при вынесении решения по делу, что согласно постановления главы Курганинского городского поселения /л.д.12/ от 12.10.2010 года и сведений Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Курганинский район /л.д.13/ от 7.10.2010 года следует, что истребуемый земельный участок заявителем площадью 105184 кв.м. выделен из земельного участка прудово - рыбного хозяйства с кадастровым номером № и ему присвоен собственный адресный номер - <адрес>. Также суд считает возможным удовлетворить требования заявителя об обязании согласовать схему расположения земельного участка, данные требования вытекают из положений ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, согласно которых орган местного самоуправления, в который обратился гражданин с соответствующим заявлением, обязан сделать это в месячный срок со дня поступления заявления. Как установлено в судебном заседании данный орган -МО Курганинский район подготовил проект постановления, который не был согласован городским поселением, отказ в согласовании по мнению суда является незаконным по приведенным выше обстоятельствам, таким образом препятствием для защиты прав заявителя послужила позиция городского поселения и суд считает возможным обязать данное поселение согласовать схему расположения земельного участка в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок представляется достаточно справедливым и разумным, позволит устранить в установленные сроки нарушенное право истца на получение в собственность земельного участка. Руководствуясь ст. 9, 36 Конституции РФ, ст. 36, 77 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», ст. 3 Закона РФ «О развитии сельского хозяйства», ст. 192-199, 255 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия администрации Курганинского городского поселения, выразившиеся в отказе в согласовании Деркач Е.В. схемы расположения земельного участка в г. Курганинске, <адрес>, оформленном сообщением администрации МО Курганинский район 30.05.2011 года за исх. №. Обязать администрацию Курганинского городского поселения в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу согласовать Деркач Е.В. схему расположения земельного участка площадью 105184 кв.м., по адресу - г. Курганинск, <адрес>, выделенному из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в г. Курганинске, <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение 10 дней со дня составления полного текста мотивированного решения суда, то есть с 18.07.2011 года. Председательствующий : /подпись/. Решение вступило в законную силу 25.07.2011 года.