РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Курчатов Курской области 19 октября 2010 года Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего - судьи Леонова В.В., при секретаре Лариной Е.В., с участием прокурора - помощника Курчатовского межрайонного прокурора Курской области Фоминой М.В., главы администрации муниципального образования «Дичинянский сельсовет» Курчатовского района Курской области Куликова В.П., действующего на основании устава, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Курчатовского межрайонного прокурора Курской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области, УСТАНОВИЛ: Курчатовский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования: разработке и выполнению мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др.), установке у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до источника. В заявлении указано, что вопросы организации и осуществления мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относятся в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления. Бездействием органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на обеспечение пожарной безопасности. В судебном заседании прокурор Фомина М.В. требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям и просила их удовлетворить. Глава администрации МО «Дичнянский сельсовет» Куликов В.П. требования прокурора признал и пояснил, что действительно на территории МО не разрабатывались и не выполнялись первичные меры по обеспечению противопожарной безопасности. В ближайшее время такие мероприятия будут разработаны и выполнены. Выслушав участников процесса и исследовав представленные в судебное заседание материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.ст. 254-255 ГПК РФ решение органа местного самоуправления, должностного лица, его действие и бездействие могут быть оспорены в судебном порядке гражданином или организацией, если этим нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке. В соответствии со ст. 14 ч.1 п. 9 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано понятие «первичные меры пожарной безопасности», под которыми понимаются система мероприятий по реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Кроме того, Закон определяет понятие «профилактика пожаров» как совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. В ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Пунктом 90 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313, определено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 112 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313, предусмотрено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летних период сухой растительности и других). В судебном заседании было установлено, что на территории МО «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района, в районе жилых домов санатория «Курск» имеются два противопожарных резервуара и один пожарный гидрант, у которых и по направлению движения к которым не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др.) не разработаны и, как следствие, не выполнены, что не отрицалось главой муниципального образования. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.9 ч.1 ст.3 Устава муниципального образования «Дичнянский сельсовет» органы местного самоуправления Дичнянского сельсовета обладают полномочиями по решению вопроса обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с ч.1 ст.4 Устава МО «Дичнянский сельсовет» к органам местного самоуправления Дичнянского сельсовета относятся представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления. В ч.1-2 ст.33 Устава указано, что исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация сельсовета, формируемая главой поселка, и наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация МО «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района бездействует и не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством и Уставом муниципального образования. Данное бездействие нарушает законное право граждан на условия жизни, максимально уменьшающие риск возникновения пожарной безопасности и способствующие сохранению здоровья людей. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимый для исполнения решения суда срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а так же действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод. Суд, учитывая объем необходимых действий для устранения допущенных недостатков, считает необходимым обязать главу МО принять меры в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу. Данный срок является разумным, достаточным для исполнения решения суда. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица, права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным бездействием, с тем, чтобы граждане могли своевременно осуществить защиту своих субъективных прав. Суд считает, что информация о принятом решении немедленно по вступлении решения в законную силу должна быть вывешена на территории МО в доступном для граждан месте. В силу положений ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию госпошлина в размерах, установленных п. 7 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ - 200 рублей. Предусмотренные ст. 333.28 НК РФ льготы по уплате госпошлины на данный случай не распространяются. В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» возмещение судебных расходов должно быть произведено муниципальным образованием за счет собственных средств. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Курчатовского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования: разработке и выполнению мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др.), установке у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до источника. Обязать администрацию МО «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области принять меры к разработке и волнению мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, установке у гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей. Взыскать с муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области госпошлину в доход государства 200 (двести) рублей за счет собственных средств. Обязать главу муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области информацию о принятом решении вывесить на территории муниципального образования в доступном для граждан месте. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд Курской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение принято 25 октября 2010 года. Судья В.В. Леонов