РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Курчатов Курской области 20 октября 2010 года Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего - судьи Леонова В.В., при секретаре Лариной Е.В., с участием прокурора - помощника Курчатовского межрайонного прокурора Курской области Позднякова В.С., главы администрации муниципального образования «Костельцевский сельсовет» Курчатовского района Курской области Тюленева А.Ю., действующего на основании устава, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Курчатовского межрайонного прокурора Курской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Костельцевский сельсовет» Курчатовского района Курской области, УСТАНОВИЛ: Курчатовский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Костельцевский сельсовет» Курчатовского района Курской области, выразившегося в отсутствии системы централизованного оповещения населения об опасностях, которые могут возникнуть при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий. В заявлении указано, что вопросы организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», а также Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В судебном заседании прокурор Поздняков В.С. требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям и просил их удовлетворить. Глава администрации МО «Костельцевский сельсовет» Тюленев А.Ю. требования прокурора признал и пояснил, что действительно на территории МО отсутствует система централизованного оповещения граждан об опасностях, которые могут возникнуть вследствие чрезвычайных ситуаций. В настоящее время решается вопрос по установке данной системы оповещения. Выслушав участников процесса и исследовав представленные в судебное заседание материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.ст. 254-255 ГПК РФ решение органа местного самоуправления, должностного лица, его действие и бездействие могут быть оспорены в судебном порядке гражданином или организацией, если этим нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке. В соответствии со ст. 14 ч.1 п. 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" дано понятие «гражданская оборона», под которым понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, Закон определяет понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций» как комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию систему оповещения населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В судебном заседании было установлено, что на территории МО «Костельцевский сельсовет» Курчатовского района, который находится в непосредственной близости от «Курской атомной станции», отсутствует система центрального оповещения населения об опасностях, что не отрицалось главой муниципального образования. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 203 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Устава МО «Костельцевский сельсовет» к органам местного самоуправления Костельцевского сельсовета относятся представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления.В ч.1-2 ст.33 Устава указано, что исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация сельсовета, формируемая главой поселка, и наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация МО «Костельцевский сельсовет» Курчатовского района бездействует и не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством и Уставом муниципального образования. Данное бездействие нарушает законное право граждан на условия жизни, максимально уменьшающие риск возникновения чрезвычайных ситуаций, способствующие сохранению здоровья людей. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимый для исполнения решения суда срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а так же действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод. Суд, учитывая объем необходимых действий для устранения допущенных недостатков, считает необходимым обязать главу МО принять меры в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу. Данный срок является разумным, достаточным для исполнения решения суда. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица, права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным бездействием, с тем, чтобы граждане могли своевременно осуществить защиту своих субъективных прав. Суд считает, что информация о принятом решении немедленно по вступлении решения в законную силу должна быть вывешена на территории МО в доступном для граждан месте. В силу положений ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию госпошлина в размерах, установленных п. 7 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ - 200 рублей. Предусмотренные ст. 333.28 НК РФ льготы по уплате госпошлины на данный случай не распространяются. В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» возмещение судебных расходов должно быть произведено муниципальным образованием за счет собственных средств. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Курчатовского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Костельцевский сельсовет» Курчатовского района Курской области, выразившееся в отсутствии системы централизованного оповещения населения об опасностях, которые могут возникнуть при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий. Обязать администрацию МО «Костельцевский сельсовет» Курчатовского района Курской области принять меры к установке системы централизованного оповещения населения. Взыскать с муниципального образования «Костельцевский сельсовет» Курчатовского района Курской области госпошлину в доход государства 200 (двести) рублей за счет собственных средств. Обязать главу муниципального образования «Костельцевский сельсовет» Курчатовского района Курской области информацию о принятом решении вывесить на территории муниципального образования в доступном для граждан месте. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд Курской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение принято 25 октября 2010 года. Судья В.В. Леонов