бездействие администрации признано незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М             Р О С С И Й С К О Й             Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 октября 2010 года                                                  г.Курчатов Курской области

Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего - судьи Леонова В.В.,     

при секретаре Лариной Е.В.,

с участием прокурора - помощника Курчатовского межрайонного прокурора Курской области Фоминой М.В.,

главы администрации муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области Куликова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Курчатовского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области,

У С Т А Н О В И Л:

Курчатовский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области, указывая следующее. Курчатовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с твердыми бытовыми и промышленными отходами. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования образовано 2 несанкционированные свалки мусора - с.Дичня по ул.Мезенцева в 60 метрах от павильона «У родника», площадью 5 м на 3 м, и с.Успенка в 5-ти метрах от выезда с площадки для паркинга маршрутных такси на дорогу Курчатов-Курск в 15-20 метрах от угла дома №23 с.Успенка. Данные свалки представляют собой скопление жестяных банок, пластиковых бутылок, пакетов, перьев домашней птицы, железобетонной конструкции, трупа животного (собаки), обрезных веток деревьев, которые находятся непосредственно на почве в месте, не предназначенном для сбора и временного хранения мусора и твердых бытовых отходов. Согласно п. 4.13 Межгосударственного стандарта ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Установлено, что данные территории для складирования отходов не предназначены, относятся к землям муниципального образования. Указанные свалки функционируют без соответствующих разрешений и согласований уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В преамбуле к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано понятие отходов производства и потребления, которые представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. №80, установлено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В п.1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 указано, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» гласит: «1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. 2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека». Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. П.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с ч.1 ст. 4 Устава муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области в структуру органов местного самоуправления относятся представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления. В ч.1-2 ст.33 Устава МО указано, что исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация поселка, формируемая главой МО, и наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п. 18 ст. 3 Устава муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. С учетом изложенного, администрация МО при выявлении фактов несанкционированного размещения свалок бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. О наличии несанкционированных свалок администрация муниципального образования осведомлена, что подтверждается присутствием главы Дичнянского сельсовета Куликова В.П. при составлении актов от 28 сентября 2010 года и 11 октября 2010 года. Несанкционированное размещение свалок на территории МО свидетельствует о том, что администрация МО не выполняет свои обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированных свалок создает угрозу нарушения указанных прав. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Непринятие администрацией МО мер по ликвидации несанкционированных свалок является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального образования. Несоблюдение требований приведенного законодательства ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 42 Конституции РФ, где установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

В судебном заседании прокурор Фомина М.В. поддержала заявление по указанным в нем основаниям и просила его удовлетворить.

Глава муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Куликов В.П. признал обоснованность заявления, не отрицал выявленных и отраженных в заявлении прокурора фактов, пояснил, что МО обязуется в кратчайший срок устранить указанные в заявлении прокурора недостатки и искоренить изложенные прокурором факты нарушения закона. В настоящее время изыскиваются средства для оформления лицензии на вывоз мусора, начаты работы по уничтожению свалок.

Суд, оценив доводы участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что оспариваемое бездействие незаконно, заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ст.ст. 254-255 ГПК РФ решение органа местного самоуправления, должностного лица, его действие и бездействие могут быть оспорены в судебном порядке гражданином или организацией, если они считают, что нарушены их права и свободы.

Несоблюдение требований законодательства об охране окружающей среды и санитарном благополучии населения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 42 Конституции РФ, где установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке, поэтому доводы данного заявления являются предметом судебной оценки.

П. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с ч.1 ст. 4 Устава муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области в структуру органов местного самоуправления относятся представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления. В ч.1-2 ст. 33 Устава МО указано, что исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация муниципального образования, формируемая главой поселка. Согласно п. 18 ст. 3 Устава муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. С учетом изложенного, администрация МО «Дичнянский сельсовет» при выявлении фактов несанкционированного размещения свалок бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора.

Вместе с тем, из материалов проведенной Курчатовской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с твердыми бытовыми и промышленными отходами, а именно из актов от 28 сентября 2010 года и 11 октября 2010 года, фототаблиц к актам проверки следует, что на территории МО стихийно образовано 2 несанкционированные свалки. Данные свалки представляют собой бытовые отходы, отходы потребления, срубленные ветки деревьев, которые находятся непосредственно на почве. Свалки расположены на улицах жилых домов, вблизи от хозяйственных построек.

Несанкционированное размещение свалок на территории МО свидетельствует о том, что администрация МО не выполняет свои обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированных свалок создает угрозу нарушения указанных прав. Непринятие администрацией сельсовета мер по ликвидации несанкционированных свалок является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального образования.

Установлено, что допущенное администрацией МО бездействие противоречит п. 4.13 «Межгосударственного стандарта ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, согласно которому под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Установлено, что данные территории для складирования отходов не предназначены, относятся к землям муниципального образования. Указанные свалки функционируют без соответствующих разрешений и согласований уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В преамбуле к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано понятие отходов производства и потребления, которые представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. №80, установлено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В п.1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 указано, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» гласит: «1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. 2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека». Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поэтому оспариваемое бездействие является незаконным; необходимо обязать администрацию муниципального образования восстановить нарушенные права граждан и принять меры к ликвидации 2 свалок на территории муниципального образования (с.Дичня и с.Успенка), привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние, организовать регулярный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимый для исполнения решения суда срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а так же действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод. Суд учитывает, что в настоящее время в силу особенностей сезонных климатических факторов возможно усиленное размывание и разложение отходов на свалках. Суд считает необходимым обязать администрацию района принять меры по ликвидации 2 свалок в течение 20 дней со дня вступления решения в законную силу. Данный срок является разумным, достаточным для исполнения решения суда. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица, права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным бездействием, с тем, чтобы граждане могли своевременно осуществить защиту своих субъективных прав. Суд считает, что информация о принятом решении немедленно по вступлении решения в законную силу должна быть вывешена на территории МО в доступном для граждан месте.

В силу положений ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию госпошлина в размерах, установленных п. 7 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ - 200 рублей. Предусмотренные ст. 333. 28 НК РФ льготы по уплате госпошлины на данный случай не распространяются. В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» возмещение судебных расходов должно быть произведено МО за счет собственных средств.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Курчатовского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области и обязать администрацию муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области в течение 20 дней со дня вступления решения в законную силу принять безотлагательные меры к ликвидации 2 свалок на территории муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области (с.Дичня по ул.Мезенцева в 60 метрах от павильона «У родника», площадью 5 м на 3 м, и с.Успенка в 5-ти метрах от выезда с площадки для паркинга маршрутных такси на дорогу Курчатов-Курск в 15-20 метрах от угла дома №23 с.Успенка), очистить от мусора занимаемые свалкой земельные участки, организовать регулярный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области.

Взыскать с муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области госпошлину в доход государства 200 (двести) рублей за счет собственных средств.

Обязать администрацию муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области информацию о принятом решении вывесить на территории МО в доступном для граждан месте.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд Курской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 25 октября 2010 года.

                                                     Судья                                               В.В. Леонов