РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Курчатов 12 января 2011 года Курчатовский городской суд Курской области в составе судьи Звягинцевой М.А., при секретаре Лукиной Е.И., с участием представителей Межрегиональной общественной организации потребителей «Центр независимой защиты прав потребителей» Алтунина А.В., Тодера В.Н., действующих на основании доверенностей, представителя ответчика администрации г.Курчатова Курской области Ноздрачева Е.О., действующего по доверенности, представителя соответчика муниципального унитарного предприятия «Единый информационный расчетно-кассовый центр» Никулиной Ю.Е., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации потребителей «Центр независимой защиты прав потребителей» к администрации г.Курчатова Курской области о незамедлительном прекращении незаконной деятельности МУП «ЕИРКЦ» по начислению и сбору платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги, возвращении жильцам дома № 49 по ул.Энергетиков г.Курчатова, а также остальному населению г.Курчатова денежных средств, признании незаконными действий администрации г.Курчатова в части незамедлительного непрекращения деятельности МУП «ЕИРКЦ» по начислению и сбору платежей с населения и отчислению в пользу МУП «ЕИРКЦ» процентов от всех собранных платежей с населения, признании незаконным постановления главы г.Курчатова о создании МУП «ЕИРКЦ» и его отмене, обязании незамедлительного прекращения деятельности МУП «ЕИРКЦ» по начислению и сбору платежей с населения и отчислению в пользу МУП «ЕИРКЦ» процентов от всех собранных платежей с населения, взыскании штрафа, установил: Межрегиональная общественная организация потребителей «Центр независимой защиты прав потребителей» (далее МООП «ЦНЗПП») в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к администрации г.Курчатова Курской области о незамедлительном прекращении незаконной деятельности муниципального унитарного предприятия «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (далее МУП «ЕИРКЦ») по начислению и сбору платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги, возвращении жильцам дома № 49 по ул.Энергетиков г.Курчатова, а также остальному населению г.Курчатова денежных средств за период с мая по сентябрь 2010 г., незаконно изъятых в пользу МУП «ЕИРКЦ» из целевых платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, признании незаконными действий администрации г.Курчатова в части незамедлительного непрекращения деятельности МУП «ЕИРКЦ» по начислению и сбору платежей с населения и отчислению в пользу МУП «ЕИРКЦ» процентов от всех собранных платежей с населения, признании незаконным и подлежащим отмене постановления главы г.Курчатова о создании МУП «ЕИРКЦ» и утверждении устава, отмене постановления, обязании администрации г.Курчатова незамедлительно прекратить деятельность МУП «ЕИРКЦ» по начислению и сбору платежей с населения и отчислению в пользу МУП «ЕИРКЦ» процентов от всех собранных платежей с населения, взыскании штрафа. В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлением главы г.Курчатова № 1121 от 13.12.2005 г. в целях консолидации расчетно-платежных услуг населению было создано муниципальное унитарное предприятие «Единый информационный расчетно-кассовый центр» - МУП «ЕИРКЦ». Данное постановление противоречит действующему законодательству, поскольку со дня вступления в законную силу Закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. ст.19, ст.30 Закона РФ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.29, ст.33 Закона РФ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» создание муниципальных унитарных предприятий не регламентируется, а регламентируется реорганизация и выделение из унитарного предприятия. Случаи создания муниципального унитарного предприятия строго оговорены в п.4 ст.8 указанного Закона РФ, данный пункт не предусматривает создания муниципального унитарного предприятия в целях консолидации расчетно-платежных услуг населению. Кроме того, ст.14 ЖК РФ регламентирует компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений и не предусматривает установления ими структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесение такой платы. В соответствии с п.16 ст.12 ЖК РФ эти полномочия отнесены исключительно к компетенции органов государственной власти. Согласно письма Министерства регионального развития РФ от 02.05.2007 г. расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать специализированным организациям услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов. Деятельность расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров и применение «единых платежных документов» не может основываться на нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, т.к. не является компетенцией органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения и не относится к вопросам местного значения. По заявлению истца Курчатовская межрайонная прокуратура провела проверку законности создания и осуществления деятельности МУП «ЕИРКЦ», в ходе которой было выявлено, что создание и деятельность МУП «ЕИРКЦ» незаконно и противоречит действующему законодательству. 14.05.2010 г. Курчатовской межрайонной прокуратурой на имя главы г.Курчатова было вынесено представление, в котором прокуратура требовала безотлагательно рассмотреть представление с участием прокурора, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятия конкретных мер сообщить в Курчатовскую межрайонную прокуратуру в течение месяца в письменной форме с приложением подтверждающих документов. Принятие мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, администрацией г.Курчатова выполнены не были, МУП «ЕИРКЦ» продолжало оказывать услуги, которые были признаны прокуратурой незаконными, взимая при этом денежные средства с населения. Постановлением главы г.Курчатова № 1121 от 13.12.2005 г. утвержден также устав МУП «ЕИРКЦ», в соответствии с п.2.1. устава целями создания МУП «ЕИРКЦ» являются выполнение работ, оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей населения и получения прибыли, из этого следует, что между гражданами- потребителями жилищно-коммунальных услуг г.Курчатова и МУП «ЕИРКЦ» имеются взаимоотношения, регулируемые Законом РФ «О защите прав потребителей». Согласно ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт определяется на общем собрании собственников жилья. Согласно решению Курчатовской городской Думы № 34 от 25.03.2009 г. за услугу, оказываемую МУП «ЕИРКЦ» по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги, установлена расценка в размере 2,4 % от всех собранных платежей. Единственным способом оплаты для потребителей услуги за ЖКХ является МУП «ЕИРКЦ». Незаконно создав МУП «ЕИРКЦ», ответчик лишил права, как отдельных потребителей, так и неопределенного круга потребителей, желающих воспользоваться правом напрямую платить за ЖКУ управляющей компании, ресурсоснабжающей организации. МУП «ЕИРКЦ» своей незаконной деятельностью ограничивает законное право потребителей отказаться от данной услуги, что противоречит ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Глава г.Курчатова не исполнил требований прокуратуры, МУП «ЕИРКЦ» продолжает незаконную деятельность, взимая денежные средства с мая по сентябрь 2010 г., незаконно изъятые в пользу МУП «ЕИРКЦ» из целевых платежей населения за ЖКУ. После получения главой г.Курчатова представления прокуратуры от 14.05.2010 г. МУП «ЕИРКЦ» продолжает получать прибыль незаконно. Направленная в адрес ответчика претензия о незамедлительном прекращении незаконной деятельности МУП «ЕИРКЦ» по начислению и сбору платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги, возвращении жильцам дома № 49 по ул.Энергетиков г.Курчатова, а также остальному населению г.Курчатова денежных средств за период с мая по сентябрь 2010 г., незаконно изъятых в пользу МУП «ЕИРКЦ» из целевых платежей населения за ЖКУ была оставлена без удовлетворения. Представитель МООП «ЦНЗПП» Алтунин А.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель МООП «ЦНЗПП» Тодер В.Н. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в соответствии с Законом РФ «О государственных и муниципальных предприятиях» администрация г.Курчатова, выступившая инициатором ликвидации МУП «ЕИРКЦ», полностью отвечает по обязательствам МУП «ЕИРКЦ». Представитель ответчика администрации г.Курчатова Ноздрачев Е.О. иск не признал, мотивируя, что предписание Курчатовской межрайонной прокуратуры было своевременно рассмотрено и по нему приняты конкретные меры, к настоящему времени МУП «ЕИРКЦ» ликвидировано. В соответствии с Законом РФ «О государственных и муниципальных предприятиях» администрация г.Курчатова не несет ответственности по обязательствам юридического лица, к тому же все обязательства МУП «ЕИРКЦ» исполнены. Представитель соответчика МУП «ЕИРКЦ» Никулина Ю.Е. выразила мнение об отказе в иске, указав, что МУП «ЕИРКЦ» оказывало управляющим компаниям и ТСЖ услуги по начислению и сбору платежей с населения на основании заключенных договоров, в непосредственных договорных отношениях с гражданами предприятие не состояло. Плату за оказанные услуги в адрес предприятия перечисляли управляющие компании и ТСЖ, поэтому взыскания денежных средств с МУП «ЕИРКЦ» могут требовать только управляющие компании и ТСЖ. Размер платы за услуги МУП «ЕИРКЦ» определялся в процентном соотношении со всех собранных платежей с населения, а оплачивали эту услугу управляющие компании и ТСЖ за счет средств, поступающих в их распоряжение по статье содержание и ремонт жилья. По истечении 2010 г. договоры, заключенные с управляющими компаниями и ТСЖ, пролонгированы не были, с 01.01.2011 г. МУП «ЕИРКЦ» прекратило свою деятельность. Начисление и сбор платежей с населения с 01.01.2011 г. осуществляет юридическое лицо с иной организационно-правовой формой - ООО «ЕИРКЦ». Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, считает, что иск удовлетворению не подлежит. К такому выводу суд пришел исходя из следующих обстоятельств, установленных по делу. В соответствии с ч.2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей. Согласно ст. 46 ч. 1 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное предусмотрено федеральным законом. Постановлением главы г.Курчатова от 13.12.2005 г. № 1121 в целях консолидации расчетно-платежных услуг населению было создано МУП «ЕИРКЦ», утвержден его устав. В соответствии с п.2.1 устава целями его создания являются выполнение работ, оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей населения и получение прибыли. Для достижения целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности: организация работы по начислению, учету, сбору, обработке и распределению платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги; расчет и начисление льгот; организация работы по взысканию задолженности с граждан по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг; предоставление услуг по централизованному сбору денежных средств за предоставленные услуги в соответствии с заключенными договорами; проведение работы по созданию, развитию информационной базы, а также необходимой справочной информации; оформление документов по регистрационному учету населения; оказание услуг по вопросу обработки информации вычислительной техникой; оказание услуг по механизированной обработке бухгалтерской документации (п.2.2 устава). Учредителем МУП «ЕИРКЦ» является муниципальное образование «Город Курчатов». В соответствии с договорами, заключенными в 2008 году с управляющими компаниями и ТСЖ г.Курчатова, МУП «ЕИРКЦ» оказывало услуги по начислению, сбору, обработке и перечислению платежей населения, проживающего в жилых домах, согласно списков, приложенных к договорам, за жилищно-коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, содержание, содержание лифта, домофон, предоставленные управляющими компаниями и ТСЖ, а также обязанности по ведению паспортного учета по указанным домам. 14.05.2010 г. Курчатовской межрайонной прокуратурой в адрес главы г.Курчатова вынесено представление, где указывалось, что действующее законодательство не предусматривает создания муниципальных унитарных предприятий в целях консолидации расчетов платежей и услуг населению. Прокурор потребовал от главы г.Курчатова безотлагательно рассмотреть представление, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующим, рассмотреть представление с участием прокурора, о результатах принятия конкретных мер сообщить в прокуратуру в течение месяца в письменной форме с приложением подтверждающих документов. Указанное представление получено администрацией г.Курчатова 18.05.2010 г. (вх.4573), 18.06.2010 г. в адрес прокуратуры направлен ответ, содержащий сведения о том, что представление рассмотрено, администрацией создана рабочая группа, которой поручена разработка плана мероприятий по реорганизации предприятия, после рассмотрения и утверждения указанного плана будет проводиться работа по реорганизации МУП «ЕИРКЦ». 15.10.2010 г. принято постановление главы г.Курчатова № 1965 о ликвидации МУП «ЕИРКЦ», создании ликвидационной комиссии с утверждением плана мероприятий по ликвидации. Срок ликвидации МУП «ЕИРКЦ» установлен до 01.01.2012 г. В соответствии со ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Таким образом, глава г.Курчатова принял решение о ликвидации МУП «ЕИРКЦ», обладая на то соответствующими полномочиями. Согласно справки МУП «ЕИРКЦ» с 01.01.2011г. деятельность по начислению, сбору и перечислению денежных средств за ЖКУ не осуществляет. Договоры оказания услуг по данной деятельности с управляющими компаниями и ТСЖ прекратили свое действие, сотрудники 31.12.2010 г. уволены в порядке перевода во вновь созданное предприятие ООО «ЕИРКЦ», нежилые помещения и имущество МУП «ЕИРКЦ» переданы в аренду ООО «ЕИРКЦ». Приведенные данные свидетельствуют о том, что деятельность МУП «ЕИРКЦ» по начислению и сбору платежей с населения фактически прекращена, поэтому основания для удовлетворения требований о прекращении деятельности предприятия в судебном порядке отсутствуют. Кроме того, законом не предоставлено право отдельным гражданам либо общественным организациям потребителей обращаться в суд с требованиями о прекращении деятельности юридического лица. Требования о признании незаконными действий администрации г.Курчатова в части немедленного непрекращения деятельности МУП «ЕИРКЦ» удовлетворению не подлежат, поскольку действующее законодательство не предусматривает случаев немедленного прекращения деятельности юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица осуществляется в ходе ликвидационных процедур, которые осуществляются в порядке, установленном ст.62-64 ГК РФ. Учитывая, что администрацией г.Курчатова принято решение о ликвидации МУП «ЕИРКЦ», постановление главы г.Курчатова от 13.12.2005 г. № 1121 о создании МУП «ЕИРКЦ» утратило правовое значение, ввиду чего требование о признании его незаконным и отмене удовлетворению не подлежит. Разрешая требование о возвращении населению денежных средств за период с мая по сентябрь 2010 г., незаконно изъятых в пользу МУП «ЕИРКЦ» из целевых платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, суд учитывает следующие обстоятельства. В соответствии со ст.161, ст.162 ЖК РФ способ управления многоквартирным жилым домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. В договоре управления многоквартирным домом должен быть указан в числе прочих условий порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Таким образом, порядок внесения платы устанавливается решением общего собрания собственников помещений. Представитель соответчика Никулина Ю.Е. пояснила, что собственниками помещений в многоквартирных домах г.Курчатова в 2008 году были приняты решения о внесении платы за содержание и коммунальные услуги через кассы МУП «ЕИРКЦ». Между МУП «ЕИРКЦ» и управляющими организациями были заключены договоры, в соответствии с которыми МУП «ЕИРКЦ» оказывало услуги по начислению, сбору, обработке и перечислению платежей населения, проживающего в жилых домах. Решением Курчатовской городской Думы от 25.03.2009 г. № 34 цена услуги МУП «ЕИРКЦ» по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги установлена в размере 2,4 % от всех собранных платежей; решением от 16.02.2010 г. № 14 в размере 2,6% от собранных платежей. Установлено, что управляющие организации оплачивали услуги МУП «ЕИРКЦ» за счет доходов, которые они получали в виде платы за содержание и ремонт жилья. Собственники (наниматели) жилых помещений вносят плату за холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, домофон, электроэнергию, отопление, содержание и текущий ремонт, содержание лифта, найм (если квартира является муниципальной собственностью), вахту (при ее наличии). Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что непосредственно с граждан плата за услуги МУП «ЕИРКЦ» не взималась. То обстоятельство, что деятельность МУП «ЕИРКЦ» осуществлялась с нарушениями закона, допущенными при ее создании, не может являться основанием к удовлетворению требований, поскольку существование данной организации не исключало возможности собственников жилых помещений принять на общем собрании решение об ином порядке внесения платы, в т.ч. внесения ее непосредственно управляющей организации. В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Помимо этого администрация г.Курчатова в силу требований п.3 ст.56 ГК РФ не отвечает по обязательствам МУП «ЕИРКЦ». С учетом изложенного суд считает необходимым вынести решение об отказе в иске. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Межрегиональной общественной организации потребителей «Центр независимой защиты прав потребителей» к администрации г.Курчатова Курской области о незамедлительном прекращении незаконной деятельности МУП ЕИРКЦ по начислению и сбору платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги, возвращении жильцам дома № 49 по ул.Энергетиков г.Курчатова, а также остальному населению г.Курчатова денежных средств за период с мая по сентябрь 2010 г., незаконно изъятых в пользу МУП «ЕИРКЦ» из целевых платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, признании незаконными действий администрации г.Курчатова в части незамедлительного непрекращения деятельности МУП ЕИРКЦ по начислению и сбору платежей с населения и отчислению в пользу МУП ЕИРКЦ процентов от всех собранных платежей с населения, признании незаконным и подлежащим отмене постановления главы г.Курчатова о создании МУП ЕИРКЦ и утверждении устава, отмене постановления, обязании администрации г.Курчатова незамедлительно прекратить деятельность МУП ЕИРКЦ по начислению и сбору платежей с населения и отчислению в пользу МУП «ЕИРКЦ» процентов от всех собранных платежей с населения, взыскании штрафа оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Звягинцева М.А.