в удовлетворении требований о признании действий противовправными и возложении обязанности не препятствовать получению информации МОО `ЦНЗПП` отказано



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2011 года                                                                     г.Курчатов Курской области

         Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего - судьи Леонова В.В.,

при секретаре Лукиновой Е.В.,

с участием представителя ответчика - ООО «Управляющая компания Жилсервис» - Реутта А.В. (по доверенности б/н от 16 марта 2011 года, сроком действия 1 год),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации потребителей «Центр независимой защиты прав потребителей» в интересах неопределенного круга потребителей к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилсервис» о признании действий противоправными и возложении обязанностей не препятствовать получению информации, подлежащей раскрытию,а также предоставлять ее по запросам,

У С Т А Н О В И Л:

         Межрегиональная общественная организация потребителей «Центр независимой защиты прав потребителей» (далее - МОО «ЦНЗПП») обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей к ответчику - ООО «Управляющая компания Жилсервис» о признании действий противоправными и возложении обязанностей не препятствовать получению информации, подлежащей раскрытию,а также предоставлять ее по запросам, указывая (с учетом уточнения к исковому заявлению), что 30 ноября 2010 года МОО «ЦНЗПП» обратилась к ответчику с письменным запросом о предоставлении данных о произведенных текущих ремонтах домов (поподъездно), которые в соответствии с п.3 «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, подлежат обязательному раскрытию для потребителей и необходимыми для проведения проверки правоотношений между управляющими компаниями, как исполнителями жилищно-коммунальных услуг, и потребителями по договорам управления многоквартирными домами. Однако ответчик предоставить запрашиваемые документы отказался, направив МОО «ЦНЗПП» письмо, в котором, искажая суть запроса, в частности, указал, что собственники помещений в многоквартирном доме являются не «потребителями», а субъектами ответственности в отношении надлежащего содержания общего имущества в таком доме, и что действующее законодательство не обязывает субъекты управления многоквартирными домами предоставлять какую-либо информацию, связанную с управлением многоквартирными домами, третьим лицам, не являющимся ни собственниками помещений, ни организациями, наделенными соответствующей компетенцией, ни законными представителями, уполномоченными собственниками, ни одной из сторон договора управления. Данный факт, по их мнению, также подтверждает неисполнение ответчиком требований Постановления Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года. Считает, что отсутствие этих данных нарушает права и законные интересы потребителей, что должно быть пресечено по решению суда. Просит признать действия ответчика, выразившиеся в нарушении им требований Постановления Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года и отказе в предоставлении МОО «ЦНЗПП» информации, подлежащей раскрытию, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать его не препятствовать получению данной информации, а также предоставлять ее по запросам. Кроме того, просит в случае удовлетворения исковых требований - обязать ответчика опубликовать решение суда в газете «Контрольная покупка» в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу, а в случае неопубликования решения в указанный срок - предоставить МОО «ЦНЗПП» право самостоятельно опубликовать его с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов.

         В судебное заседание представитель МОО «ЦНЗПП» не явился. О времени и месте судебного заседания МОО «ЦНЗПП» была извещена надлежащим образом (л.д.52) и представила ходатайство, подписанное руководителем Курского регионального отделения данной общественной организации ФИО3, в котором содержится просьба о рассмотрении настоящего дела без участия представителя МОО «ЦНЗПП» (л.д.54).

         Поскольку в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя МОО «ЦНЗПП».

          Представитель ответчика ООО «Управляющая компания Жилсервис» Реутт А.В. исковые требования МОО «ЦНЗПП» не признал и пояснил, что запрашиваемые у них от имени МОО «ЦНЗПП» сведения, указанные в запросе от 30 ноября 2010 года, не были представлены ими по следующим причинам. Во-первых, к данному запросу, оформленному на бланке МОО «ЦНЗПП», не было приложено никаких документов, подтверждающих полномочия подписавшего его лица - руководителя Курского регионального отделения МОО «ЦНЗПП» ФИО3 При этом каких-либо сведений о государственной регистрации такого отделения указанной общественной организации ими обнаружено не было. Во-вторых, в запросе от 30 ноября 2010 года содержалась просьба о предоставлении сведений - «поподъездно данные о произведенных текущих ремонтах на средства, собранные по статье ремонт дома», раскрытие которых не предусмотрено «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, поскольку действующее жилищное законодательство не предусматривает выполнение работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме «поподъездно». Неделимое имущество в таком доме содержится в целом, а учет расходов ведется именно по определенному дому, имеющему соответствующий адрес. Кроме того, собственники помещений в многоквартирных домах, находящихся в их управления, плату по статье «ремонт дома» не вносят. И, наконец, в третьих, по их мнению, Курское региональное отделение МОО «ЦНЗПП» не может являться получателем информации, раскрываемой по письменным запросам организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, поскольку согласно п.21 «Стандарта…» предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации. Кроме того, вся информация, подлежащая раскрытию их управляющей компанией в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, публикуется в сети Интернет на официальном сайте администрации МО «Город Курчатов», как это и предусмотрено подпунктом «а» п.5 «Стандарта…». Просил в удовлетворении исковых требований МОО «ЦНЗПП» полностью отказать.        

         Огласив исковое заявление, заслушав объяснения представителя ответчика - ООО «Управляющая компания Жилсервис» Реутта А.В. и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

         Как установлено, МОО «ЦНЗПП» является общественным объединением, созданным на основе общности интересов объединившихся граждан, для достижения целей, определенных ее уставом, в том числе в целях защиты прав и интересов граждан-потребителей, и осуществляющим свою деятельность на территории Москвы, Липецкой области, Курской области и территории менее половины субъектов РФ, где будут созданы его структурные подразделения (п.1.1 ст.1, п.2.2 ст.2, ст.3 Устава).

         ООО «Управляющая компания Жилсервис» является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению рядом многоквартирных домов, расположенных на территории г.Курчатова Курской области.

         30 ноября 2010 года Руководитель Курского регионального отделения МОО «ЦНЗПП» ФИО3 от имени МОО «ЦНЗПП» направила к ответчику запрос с просьбой «предоставить поподъездно данные о произведенных текущих ремонтах на средства, собранные по статье ремонт дома», со ссылкой на то, что запрашиваемые документы необходимы указанной общественной организации для проведения анализа деятельности управляющей компании, а также на то, что в МОО «ЦНЗПП» поступили жалобы жителей г.Курчатова на бездействие управляющих компаний по текущему ремонту многоквартирных домов.

         При этом к данному запросу, оформленному на бланке МОО «ЦНЗПП» (с указанием юридического адреса организации: <адрес>), не было приложено никаких документов, подтверждающих полномочия подписавшего его лица - ФИО3

         Представить МОО «ЦНЗПП» данные, указанные в запросе от 30 ноября 2010 года, ответчик отказался.

          Указанные выше обстоятельства устанавливаются из искового заявления (л.д.3-4), объяснений представителя ответчика Реутта А.В., а также копии письма ООО «Управляющая компания Жилсервис» от 2 декабря 2010 года № 129 (л.д.5), копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении МОО «ЦНЗПП» от 15 декабря 2009 года (л.д.12), копии свидетельства о постановке МОО «ЦНЗПП» на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ от 15 декабря 2009 года (л.д.13), копии свидетельства о государственной регистрации МОО «ЦНЗПП» от 17 декабря 2009 года (л.д.14), копии Устава МОО «ЦНЗПП» (л.д.15-24), копии запроса руководителя Курского регионального отделения МОО «ЦНЗПП» ФИО3 от 30 ноября 2010 года № 299 (л.д.25), копии Устава ООО «Управляющая компания Жилсервис» (л.д.40-49), копии свидетельства о государственной регистрации ООО «Управляющая компания Жилсервис» от 9 июня 2008 года (л.д.66), копии свидетельства о постановке ООО «Управляющая компания Жилсервис» на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ от 9 июня 2008 года (л.д.67) и копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 31 января 2011 года в отношении ООО «Управляющая компания Жилсервис» (л.д.68-75).

         В соответствии с абз.4 и 9 п.2 ст.45 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

         Согласно абз.1 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

         В силу подпунктов «в» и «д» п.3, подпункта «г» п.5 и абз.1 п.17 «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, управляющая организация должна раскрывать сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Управляющими организациями информация раскрывается в том числе путем предоставления на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

           В соответствии с подпунктом «а» п.10 и п.13 указанного «Стандарта …» в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат сведения об услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, а информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

         Согласно п.23 «Стандарта…» в письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, в адрес которой направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть заявления, а также указывается способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).

          В силу подпункта «з» п.11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» п.2 данных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

         В соответствии с п.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

         А поскольку, как правильно указывает представитель ответчика Реутт А.В., действующее законодательство не предусматривает обязанность управляющей организации по раскрытию информации о произведенных текущих ремонтах многоквартирных домов, находящихся у нее в управлении, именно «поподъездно», равно как и возможность внесения собственниками жилых помещений в таких домах платы именно по статье «ремонт дома», то суд приходит к выводу о неправомерности просьбы «предоставить поподъездно данные о произведенных текущих ремонтах на средства, собранные по статье ремонт дома», содержащейся в запросе, направленном 30 ноября 2010 года от имени МОО «ЦНЗПП» руководителем ее Курского регионального отделения ФИО3 в адрес ООО «Управляющая компания Жилсервис», в связи с чем в удовлетворении исковых требований МОО «ЦНЗПП» о признании действий ответчика противоправными в части отказа в предоставлении этих данных МОО «ЦНЗПП» и о возложении на него обязанностей не препятствовать получению информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, а также предоставлять такую информацию следует отказать.

         С учетом этого доводы представителя ответчика о том, что к вышеуказанному запросу, оформленному на бланке МОО «ЦНЗПП», не было приложено никаких документов, подтверждающих полномочия подписавшего его лица - руководителя Курского регионального отделения МОО «ЦНЗПП» ФИО3, и о том, что, по его мнению, Курское региональное отделение МОО «ЦНЗПП» не может являться получателем информации, раскрываемой по письменным запросам организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, правового значения по делу не имеют.

          По этим же причинам (отсутствие у управляющей организации такой обязанности) не подлежат удовлетворению и исковые требования МОО «ЦНЗПП» о признании противоправными действий ответчика, выразившихся в нарушении им требований Постановления Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, под которым, исходя из содержания рассматриваемого искового заявления и запроса МОО «ЦНЗПП» от 30 ноября 2010 года, где имеется ссылка на жалобы жителей г.Курчатова на бездействие управляющих компаний по текущему ремонту многоквартирных домов (ни одна из которых так и не была представлена суду), по всей видимости, подразумевается не раскрытие ООО «Управляющая компания Жилсервис» одним из предусмотренных п.5 утвержденного данным Постановлением «Стандарта…» информации о произведенных текущих ремонтах многоквартирных домов «поподъездно».

          При этом в предыдущем судебном заседании представителем МОО «ЦНЗПП» было заявлено ходатайство об отложении разбирательства дела именно для уточнения (конкретизации) данных исковых требований, чего, однако, до момента принятия настоящего решения МОО «ЦНЗПП» так и не было сделано.

         Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении исковых требований Межрегиональной общественной организации потребителей «Центр независимой защиты прав потребителей» в интересах неопределенного круга потребителей к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилсервис» о признании действий противоправными и возложении обязанностей не препятствовать получению информации, подлежащей раскрытию,а также предоставлять ее по запросам полностью отказать.

         Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд Курской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

         Мотивированное решение принято 4 апреля 2011 года.

                                    Председательствующий                             В.В. Леонов