отказано в удовлетворении требований о признании действий противоправными



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 года                                                                         г.Курчатов Курской области

         Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего - судьи Леонова В.В.,

при секретаре Лукиновой Е.В.,

с участием представителя ответчиков - ООО «Благоустроенный город» и ООО «Благоустроенный город-1» - Емельяновой О.В. (по доверенностям б/н от 20 декабря 2010 года, сроком действия до 20 декабря 2011 года и от 1 февраля 2011 года, сроком действия до 31 декабря 2011 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации потребителей «Центр независимой защиты прав потребителей» в интересах неопределенного круга потребителей к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустроенный город» и Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустроенный город-1» о признании действий противоправными и возложении обязанностей не препятствовать получению информации, подлежащей раскрытию,а также предоставлять ее по запросам,

У С Т А Н О В И Л:

         Межрегиональная общественная организация потребителей «Центр независимой защиты прав потребителей» (далее - МОО «ЦНЗПП») обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей к ответчику - ООО «Благоустроенный город-3, 4» (согласно исковому заявлению) о признании действий противоправными и возложении обязанностей не препятствовать получению информации, подлежащей раскрытию,а также предоставлять ее по запросам, указывая (с учетом уточнения к исковому заявлению), что 30 ноября 2010 года МОО «ЦНЗПП» обратилась к ответчику с письменным запросом о предоставлении данных о произведенных текущих ремонтах домов (поподъездно), которые в соответствии с п.3 «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, подлежат обязательному раскрытию для потребителей и необходимыми для проведения проверки правоотношений между управляющими компаниями, как исполнителями жилищно-коммунальных услуг, и потребителями по договорам управления многоквартирными домами. Однако ответчик предоставить запрашиваемые документы отказался, проигнорировав запрос МОО «ЦНЗПП». Считает, что отсутствие этих данных нарушает права и законные интересы потребителей, что должно быть пресечено по решению суда. Просила признать действия ответчика, выразившиеся в нарушении им требований Постановления Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года и отказе в предоставлении МОО «ЦНЗПП» информации, подлежащей раскрытию, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать его не препятствовать получению данной информации, а также предоставлять ее по запросам. Кроме того, просит в случае удовлетворения исковых требований - обязать ответчика опубликовать решение суда в газете «Контрольная покупка» в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу, а в случае неопубликования решения в указанный срок - предоставить МОО «ЦНЗПП» право самостоятельно опубликовать его с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов.

         Определением суда от 24 марта 2011 года по делу была произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащими: ООО «Благоустроенный город-3,4» было заменено на ООО «Благоустроенный город» и ООО «Благоустроенный город-1» (л.д.102-103).

         В ходе рассмотрения дела МОО «ЦНЗПП» уточнила свои исковые требования в части признания противоправными действий ООО «Благоустроенный город» и ООО «Благоустроенный город-1», выразившихся в нарушении ими требований Постановления Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, и просила признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ответчиков, выразившиеся в не предоставлении потребителям запрашиваемых документов согласно указанного Постановления со ссылкой на то, что данные действия нарушают ст.ст.8 и 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (л.д.106).

         В судебное заседание представитель МОО «ЦНЗПП» не явился. В материалах дела имеется ходатайство, подписанное руководителем Курского регионального отделения данной общественной организации ФИО6., в котором содержится просьба о рассмотрении настоящего дела без участия представителя МОО «ЦНЗПП» (л.д.108).

         Поскольку в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя МОО «ЦНЗПП».

          Представитель ответчиков - ООО «Благоустроенный город» и ООО «Благоустроенный город-1» - Емельянова О.В. исковые требования МОО «ЦНЗПП» не признала и пояснила, что в запросе МОО «ЦНЗПП» от 30 ноября 2010 года, подписанном руководителем ее Курского регионального отделения ФИО6., содержалась адресованная ООО «Благоустроенный город-3» и ООО «Благоустроенный город-4», правопреемниками которых являются соответственно ООО «Благоустроенный город» и ООО «Благоустроенный город-1», просьба о предоставлении сведений - «поподъездно данные о произведенных текущих ремонтах» домов, раскрытие которых не предусмотрено «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, поскольку действующее жилищное законодательство не предусматривает выполнение работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и учет соответствующих расходов «поподъездно». Такие расходы учитываются в целом по конкретным домам. Кроме того,примерно с середины ноября 2010 годався информация, подлежащая раскрытию в соответствии с указанным постановлением их управляющими компаниями, стала вывешиваться на информационных стендах в помещениях ООО «Благоустроенный город» и ООО «Благоустроенный город-1» по адресам соответственно: Курская область, г.Курчатов, ул.Садовая, д.9, и Курская область, г.Курчатов, ул.Набережная, д.4, отдельно по каждому из обслуживаемых ими многоквартирных домов. Кроме того,данная информация публикуется также в сети Интернет на созданных еще до этого сайтах их организаций. Никто из жителей ранее обслуживаемых ООО «Благоустроенный город-3» и ООО «Благоустроенный город-4» многоквартирных домов никогда не обращался ни туда, ни к ним, как к правопреемникам данных организаций, с просьбой предоставить какую-либо информацию, указанную в «Стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Просила в удовлетворении исковых требований МОО «ЦНЗПП» полностью отказать.        

         Огласив исковое заявление, заслушав объяснения представителя ответчика - ООО «Благоустроенный город» и ООО «Благоустроенный город-1» - Емельяновой О.В. и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

         Как установлено, МОО «ЦНЗПП» является общественным объединением, созданным на основе общности интересов объединившихся граждан, для достижения целей, определенных ее уставом, в том числе в целях защиты прав и интересов граждан-потребителей, и осуществляющим свою деятельность на территории Москвы, Липецкой области, Курской области и территории менее половины субъектов РФ, где будут созданы его структурные подразделения (п.1.1 ст.1, п.2.2 ст.2, ст.3 Устава).

         ООО «Благоустроенный город-3» и ООО «Благоустроенный город-4» являлись управляющими организациями, осуществлявшими деятельность по управлениюсоответственно 30-ю и 31-ммногоквартирным домом, расположенными на территории г.Курчатова Курской области.

         7 октября 2010 года ООО «Благоустроенный город-3» и ООО «Благоустроенный город-4» прекратили свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения и их правопреемниками являются соответственно ООО «Благоустроенный город» и ООО «Благоустроенный город-1» - управляющие организации, осуществляющие аналогичную деятельность.

         30 ноября 2010 года руководитель Курского регионального отделения МОО «ЦНЗПП» Быкова О.С. от имени МОО «ЦНЗПП» направила в ООО «Благоустроенный город-3» и ООО «Благоустроенный город-4» запросы с просьбой «предоставить поподъездно данные о произведенных текущих ремонтах на средства, собранные по статье ремонт дома», со ссылкой на то, что запрашиваемые документы необходимы указанной общественной организации для проведения анализа деятельности управляющей компании, а также на то, что в МОО «ЦНЗПП» поступили жалобы жителей г.Курчатова на бездействие управляющих компаний по текущему ремонту многоквартирных домов.

          Однако эти данные МОО «ЦНЗПП» представлены не были.

          Указанные выше обстоятельства устанавливаются из искового заявления (л.д.3-4), объяснений представителя ответчиков Емельяновой О.В., а также копии Устава МОО «ЦНЗПП» (л.д.5-21), копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении МОО «ЦНЗПП» от 15 декабря 2009 года (л.д.30), копии свидетельства о постановке МОО «ЦНЗПП» на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ от 15 декабря 2009 года (л.д.31), копии свидетельства о государственной регистрации МОО «ЦНЗПП» от 17 декабря 2009 года (л.д.32), копии запроса руководителя Курского регионального отделения МОО «ЦНЗПП» ФИО6. от 30 ноября 2010 года № 299 (л.д.33), копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 7 октября 2010 года в отношении ООО «Благоустроенный город-3» (л.д.43), копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 7 октября 2010 года в отношении ООО «Благоустроенный город-4» (л.д.44), копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 7 октября 2010 года в отношении ООО «Благоустроенный город» (л.д.45), копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 7 октября 2010 года в отношении ООО «Благоустроенный город-1» (л.д.46), копии выписки из ЕГРЮЛ от 29 июля 2010 года в отношении ООО «Благоустроенный город-3» (л.д.л.д.50-56), копии выписки из ЕГРЮЛ от 29 июля 2010 года в отношении ООО «Благоустроенный город-4» (л.д.57-65), копии договора № 100 о присоединении ООО «Благоустроенный город-3» к ООО «Благоустроенный город» от 26 июля 2010 года (л.д.87-90), копии договора № 130 о присоединении ООО «Благоустроенный город-4» к ООО «Благоустроенный город-1» от 26 июля 2010 года (л.д.91-94), копии акта приема-передачи дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 29 сентября 2010 года между ООО «Благоустроенный город-3» и ООО «Благоустроенный город» (л.д.95), копии акта приема-передачи дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 29 сентября 2010 года между ООО «Благоустроенный город-4» и ООО «Благоустроенный город-1» (л.д.96), копии Устава ООО «Благоустроенный город» (л.д.109-119), копии Устава ООО «Благоустроенный город-1» (л.д.120-130), выписки из ЕГРЮЛ от 2 апреля 2011 года в отношении ООО «Благоустроенный город-1» (л.д.134-143), выписки из ЕГРЮЛ от 2 апреля 2011 года в отношении ООО «Благоустроенный город» (л.д.144-153), копии свидетельства о государственной регистрации ООО «Благоустроенный город» от 9 июля 2008 года (л.д.155), копии свидетельства о постановке ООО «Благоустроенный город» на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ от 9 июля 2008 года (л.д.156), копии свидетельства о государственной регистрации ООО «Благоустроенный город-1» от 6 октября 2008 года (л.д.157), копии свидетельства о постановке ООО «Благоустроенный город-1» на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ от 6 октября 2008 года (л.д.158), списка многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «Благоустроенный город» (л.д.171), списка многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «Благоустроенный город-1» (л.д.172), списка многоквартирных домов, обслуживаемых по состоянию на 25 сентября 2010 года ООО «Благоустроенный город-3» (л.д.173) и списка многоквартирных домов, обслуживаемых по состоянию на 25 сентября 2010 года ООО «Благоустроенный город-4» (л.д.174).

         В соответствии с абз.4 и 9 п.2 ст.45 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

         Согласно абз.1 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

         В силу подпунктов «в» и «д» п.3, подпункта «г» п.5 и абз.1 п.17 «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, управляющая организация должна раскрывать сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Управляющими организациями информация раскрывается в том числе путем предоставления на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

           В соответствии с подпунктом «а» п.10 и п.13 указанного «Стандарта …» в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат сведения об услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, а информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

         Согласно п.23 «Стандарта…» в письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, в адрес которой направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть заявления, а также указывается способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).

          В силу подпункта «з» п.11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» п.2 данных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

         В соответствии с п.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

          А поскольку, как правильно указывает представитель ответчиков Емельянова О.В., действующее законодательство не предусматривает обязанность управляющей организации по раскрытию информации о произведенных текущих ремонтах многоквартирных домов, находящихся у нее в управлении, именно «поподъездно», то суд приходит к выводу о неправомерности просьбы «предоставить поподъездно данные о произведенных текущих ремонтах» таких домов, содержащейся в запросе, направленном 30 ноября 2010 года от имени МОО «ЦНЗПП» руководителем ее Курского регионального отделения ФИО6. в адрес ООО «Благоустроенный город-3» и ООО «Благоустроенный город-4», чьими правопреемниками являются соответственно ООО «Благоустроенный город» и ООО «Благоустроенный город-1», в связи с чем в удовлетворении исковых требований МОО «ЦНЗПП» о признании действий ответчиков противоправными в части отказа в предоставлении этих данных МОО «ЦНЗПП» и о возложении на них обязанностей не препятствовать получению информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, а также предоставлять такую информацию следует отказать.

         Не подлежат удовлетворению и исковые требования МОО «ЦНЗПП» о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий ответчиков, выразившихся в не предоставлении потребителям запрашиваемых документов согласно Постановления Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, под которыми (документами), исходя из содержания рассматриваемого искового заявления и запроса МОО «ЦНЗПП» от 30 ноября 2010 года, где имеется ссылка на жалобы жителей г.Курчатова на бездействие управляющих компаний по текущему ремонту многоквартирных домов, по всей видимости, подразумеваются ответы на запросы о произведенных текущих ремонтах многоквартирных домов.

         В соответствии с п.п.1, 2 ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

         Согласно п.п.17, 18, 21 «Стандарта…» раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. При этом информация на основании запроса в электронном виде предоставляется на адрес электронном почты потребителя в течение 2-х рабочих дней со дня поступления запроса, а предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

         В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

         Между тем, никаких доказательств того, что кто-либо из жителей многоквартирных домов, до 7 октября 2010 года обслуживаемых ООО «Благоустроенный город-3» и «Благоустроенный город-4», а после указанной даты и до 30 ноября 2010 года - ООО «Благоустроенный город» и ООО «Благоустроенный город-1», обращался в данные управляющие организации с письменным либо электронным запросом о предоставлении указанной выше информации, в чем ему было отказано, МОО «ЦНЗПП» суду представлено не было.

         Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении исковых требований Межрегиональной общественной организации потребителей «Центр независимой защиты прав потребителей» в интересах неопределенного круга потребителей к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустроенный город» и Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустроенный город-1» о признании действий противоправными и возложении обязанностей не препятствовать получению информации, подлежащей раскрытию,а также предоставлять ее по запросам полностью отказать.

         Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд Курской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

         Мотивированное решение принято 18 апреля 2011 года.

                                    Председательствующий                             В.В. Леонов