в удовлетворении исков об устранении препятствий в пользовании земельными участками отказано



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2011 года         г. Курчатов

Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Щербаковой Н.В.,

С участием истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску Горина Ивана Ивановича и его представителя адвоката Востриковой Л.В., действующей на основании доверенности от 15.08.2011 года,

Ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску Сутягиной Ирины Борисовны,

Представителя ответчиков по первоначальному иску и истцов по встречному иску Сутягина В.А. и Сутягиной И.Б. - Васильевой Л.П. действующей на основании ордера № 1409 от 04.10.2011 года,

при секретаре Чеусовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горина Ивана Ивановича и Гориной Валентины Ивановны к Сутягину Владимиру Анатольевичу и Сутягиной Ирине Борисовне об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе строений и по встречному исковому заявлению Сутягина Владимира Анатольевича и Сутягиной Ирины Борисовны к Горину Ивану Ивановичу и Гориной Валентине Ивановне об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе строений,

УСТАНОВИЛ:

Горин И.И. и Горина В.И.     обратились в суд с иском ( с учетом уточнений) к Сутягину Владимиру Анатольевичу и Сутягиной Ирине Борисовне об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе строений, ссылаясь на то, что они на основании договора купли-продажи от 13.08.2009 года являются собственниками домовладения, расположенного по адресу <адрес>. Ответчики являются собственниками соседнего домовладения, расположенного по адресу <адрес>. Сутягины без надлежащего разрешения и согласования возвели хозяйственную постройку длинной 17 м. в непосредственной близости от межи с их земельным участком и осадки с крыши строения попадают на крышу их жилого дома. Между их домом и хозяйственной постройкой нет противопожарного разрыва. Строительные работы они провели без получения надлежащего разрешения и в нарушение СНиП. В связи с чем они просят устранить препятствия в пользовании земельным участком и снести строение.

Сутягин В.А. и Сутягина И.Б. обратились со встречным исковым заявлением ( с учетом уточнений), в котором указывают, что жилой дом Гориных расположен непосредственно на границе с их земельным участком, что нарушает СНиП. Также ими возведены непосредственно на границе с их участком душ и на небольшом расстоянии от межи баня. В результате указанных нарушений атмосферные осадки попадают на их земельный участок, создавая сырость, что затрудняет его обработку. В связи с чем, они просят суд устранить препятствия в пользовании земельным участком и снести хозяйственные строения - баню и душ, восстановив забор, а так же перенести жилой дом (правую сторону) на расстояние 3 м. от межевой границы и установить забор.

В судебное заседание истец по первоначальному иску и ответчик по встречному иску Горина В.И. не явилась. О дне и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. В заявлении просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

Истец по первоначальному иску и ответчик по встречному иску Горин И.И. и его представитель Вострикова Л.В. в судебном заседании исковые требования первоначальные поддержали, по указанным в нем основаниям, встречный иск не признали, пояснив, что Сутягины возвели хозяйственную постройку на расстоянии от фундамента с одной стороны 0,94 м., а с другой 0,23 м., что нарушает нормы, закрепленные в СНиП. Расстояние от построек до границы должно быть 1 м. Они считаю, что нет доказательств существовавшей договоренности с прежнем владельцем дома об отступлении указанных требований. Кроме этого, после того как владельцами домовладения стали Горины, Сутягины должны были согласовать с ними строительство. Расположение хозяйственного строения Сутягиных затеняет стену дома Гориных и затрудняет просушивание земельного участка после дождя. Также они указали, что требования о переносе их домовладения являются необоснованными, поскольку дом был построен в 1929 году. Когда они приобретали домовладение, то дом и душ были уже построены и Сутягины не предъявляли претензий к прежнему собственнику.

Ответчик по первоначальному иску и истец по встречному иску Сутягин В.А. в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании ответчик по первоначальному иску и истец по встречному иску Сутягина И.Б. и представитель ответчиков по первоначальному иску и истцов по встречному иску Сутягина В.А. и Сутягиной И.Б. - Васильева Л.П. первоначальные требования не признали, встречный иск поддержали по изложенным в нем основаниям, пояснив, что строения Гориных построены с нарушениями норм СНиП, так как они находятся на расстоянии менее 3 м. ( дом) и 1 м. ( душ и баня). Так же имеются нарушения противопожарных норм. Стена дома Гориных находится на границы с их земельным участком и она затеняет его, нарушаются правила инсоляции. С крыши дома падает снег или дождевые потоки, что ведет к сырости на участке. Рядом расположен подвал и осадки попадают в него. По встречному иску они пояснили, что с прежним собственником домовладения Чиликовой Т.А. была достигнута договоренность об отступлении от норм, предусмотренных СНиП, что не противоречит п. 2.12 этих норм. Кроме этого, Градостроительный Кодекс РФ предусматривает, что для строительства на земельном участке строений вспомогательного характера не требуется разрешение на строительство, в связи с чем, хозпостройка Сутягиных не является самовольно возведенным строением. Так же они указали, что по существующей застройке в п<адрес> дома находятся на меже с соседним участком, так как земельные участки узкие.

Заслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований Горина И.И., Гориной В.И., Сутягина В.А. и Сутягиной И.Б. следует отказать, по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с договором купли-продажи от 13.08.2009 года Горину И.И. и Гориной В.И. на праве совместной собственности принадлежит домовладение и земельный участок, расположенные по адресу п. им. К. <адрес>. Право собственности было зарегистрировано 09.09.2009 года № 46-46-13/017/2009-753 и № 46-46-13/017/2009-754 в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области и выданы свидетельства о государственной регистрации права.

Собственниками домовладения и земельного участка, расположенного по адресу <адрес> соответствии с договором купли-продажи от 02.06.2004 года являются Сутягин В.А. и Сутягина И.Б. Право собственности было зарегистрировано 01.07.2004 года и 02.07.2004 года № 46-12-6/2004-52 и № 46-12-6/2004-55 в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курской области.

Согласно акту обследования домовладений № <адрес> <адрес> от 29.10.2011 года установлено, что на расстоянии длины <адрес> ограждение между двумя домовладениями отсутствует. Установить границу между двумя земельными участками на данном отрезке не представляется возможным, в виду того, что в межевых планах обоих домовладельцев имеется несоответствие. Ширина земельного участка <адрес> со стороны фасада дома - 18,645 м, что соответствует межевому плану. На земельном участке расположены: жилой дом и хоз. постройка. Расстояние от одного угла хоз. постройки до изгороди, стоящей на границе с соседним домовладением составляет 0,23 м; от другого угла до фундамента жилого <адрес> - 0,94 м. Строительство гаража в настоящее время прекращено. Ширина земельного участка <адрес> со стороны фасада дома от стены соседнего дома до угла <адрес> -15,57. С учетом межевого плана владелицы домовладения , согласно, которого ей принадлежит 0,66 м, находящихся на территории домовладения Гориных ширина участка составляет -14,91 м., по межевому плану- 14,97м. На застроенном участке расположены: жилой дом, хоз. постройка, туалет, баня и постройка, оборудованная под душевую. Расстояние от изгороди, находящейся на границе с домовладением до бани от одного угла составляет 0,57м. Постройка с душем расположена непосредственно на границе с участком . Туалет на расстоянии от изгороди -0,94 м.

В соответствии с заключением кадастрового инженера ООО «Базис» при проведении работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 46:12:060102:107 выявлено, что граница земельного участка не изменилась и проходит по границе земельного участка с кадастровым номером 46:12:060102:110 ( по стене жилого дома на угол забора, затем по стене каменного не жилого дома на угол забора).

Согласно Своду правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. N 820) п. 7.1 в районах усадебной и садово-дачной застройки расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м, а расстояния до сарая для содержания скота и птицы - в соответствии с 8.6 настоящих норм. Расстояние от границы участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома - 3; до хозяйственных построек - 1. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен соседнего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца) - не менее 25 м.

Примечание к пункту 2.12* предусматривает, что в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м; а расстояние до сарая для скота и птицы - в соответствии с п.2.19* настоящих норм. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом требований, приведенных в обязательном приложении 1, в котором отражено, что расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках принимаются по табл.1* с учетом того, что расстояния между жилыми зданиями, а также жилыми зданиями и хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями) не нормируются при суммарной площади застройки, включая незастроенную площадь между ними, равной наибольшей допустимой площади застройки (этажа) одного здания той же степени огнестойкости без противопожарных стен согласно требованиям СНиП 2.08.01-89.

Таким образом, установлено, что жилой дом, баня, душ и туалет, расположенные на земельном участке Гориных и хозяйственная постройка Сутягиных построены с отступлением от норм СНиП, так как расстояние между ними и границей земельного участка не соответствует требованиям. Однако установлено, что прежний собственник домовладения, расположенного по адресу: <адрес> ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ дала Сутягину В.А. согласие на строительства бани и гаража без соблюдения правил и норм застройки. Указанные обстоятельства подтверждаются распиской и показаниями свидетеля ФИО9 Кроме этого, свидетели ФИО10 показал, что строительства хозяйственной постройки Сутягины окончили в 2008 году. Свидетели ФИО11 и ФИО12 и ФИО13 показали, что им было известно, что ФИО17 ведут строительство постройки, так как осенью 2009 года им она была видна через забор. Показания свидетелей ФИО11 и ФИО12 и ФИО13 не противоречат показаниям ФИО9 и материалам дела.

Также, согласно объяснению сторон, показаниями свидетеля ФИО9, установлено, что исходя из исторической застройки п. им. К. Либкнехта жилые дома расположены непосредственно на границе с соседним земельным участком и хозяйственные строения из-за узости земельного участка расположены в непосредственной близости к границам земельного участка.

При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Оценивая доказательства в совокупности, исходя из баланса интересов сторон и принципа соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, суд приходит к выводу, что снос и перенос жилого дома и строений является не целесообразным. Сторонами не представлено доказательств того, что отступление от строительных норм нарушает их права. Стороны указывают, что в результате расположения дома на границе с соседнем земельным участком и расположением хозяйственной постройки вдоль дома приводит к скоплению снега в зимнее время и сливу с крыш дождевых вод, что в свою очередь приводит плохому просушиванию земельного участка. При этом указанная часть земельного участка принадлежит Сутягиным и в чем заключается нарушение прав Гориных суду не представлено. Данные обстоятельства сами по себе не могут быть основанием для сноса и переноса строений, иной способ защиты нарушенных прав ими не заявлялся. Кроме этого жилой дом был построен в 1929 году, что следует из технического паспорта. Доказательств в подтверждении доводов Горина И.И. о том, что затеняется стена его жилого дома суду не представлено. В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования Горина И.И., Гориной В.И., Сутягина В.А. и Сутягиной И.Ю. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Горина Ивана Ивановича и Гориной Валентины Ивановны к Сутягину Владимиру Анатольевичу и Сутягиной Ирине Борисовне об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе строений отказать.

В удовлетворении исковых требований Сутягиной Ирины Борисовны и Сутягина Владимира Анатольевича к Горину Ивану Ивановичу и Гориной Валентине Ивановне об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе строений отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме.

            Судья        Н.В. Щербакова