принято решение о сносе самовольной постройки



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2011 года                                                                      г. Курчатов Курской области

         Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего - судьи Леонова В.В.,

при секретаре Лукиновой Е.В.,

с участием представителя истца Иванова С.А. (по доверенности № НЮ-3-15/554 от 24 декабря 2010 года, сроком действия по 31 декабря 2011 года),

представителя третьего лица - Администрации г.Курчатова Курской области - Гридиной Е.А. (по доверенности № 804 от 24 февраля 2011 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога к Кузнецовой Надежде Сергеевне о признании гаража самовольной постройкой и возложении обязанности по его сносу,

У С Т А Н О В И Л:

         Истец - ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») в лице филиала Московская железная дорога обратился в суд с иском к ответчице Кузнецовой Н.С. (с учетом уточнения) о признании гаража самовольной постройкой и возложении обязанности по его сносу, указывая, что на основании Договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, № 15 от 25 июня 2004 года, заключенного между Территориальным управлением Минимущества России по Курской области и ОАО «РЖД», а также дополнительного соглашения № 16 от 16 ноября 2007 года к данному договору истец является правообладателем земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>. В соответствии с Договором ОАО «РЖД» обязано использовать указанный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, т.е. под объекты железнодорожного транспорта (п.1.1 Договора). При этом размещение на участке иных объектов не предусмотрено. Между тем, на данном участке в районе переезда <адрес> располагаются самовольно установленные металлические гаражи, один из которых принадлежит ответчице. Ссылаясь на положения ст.ст.222, 301 и 305 ГК РФ, просит признать принадлежащий ответчице Кузнецовой Н.С. гараж самовольной постройкой и обязать ее освободить занимаемый земельный участок в полосе отвода железной дороги посредством сноса гаража, а также взыскать с ответчицы в пользу ОАО «РЖД» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.

         В дополнении к исковому заявлению истец, ссылаясь на положения ст.5 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 года № 153-ФЗ, указывает, что по состоянию на 1996 год разрешение на использование земель в полосе отвода железной дороги для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта мог дать только федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, каковым являлось Министерство путей сообщения РФ. В связи с этим руководство Курского отделения Московской железной дороги не имело полномочий на выделение участков в полосе отвода для размещения гаражей частных лиц и, соответственно, ссылка ответчицы на договор передачи в аренду земли от 18 ноября 1996 года не может быть принята во внимание, поскольку данный договор является ничтожным по причине его подписания неуполномоченным лицом. Кроме того, данный договор подписан только арендодателем, а срок его действия - до 31 декабря 1996 года.     

         В судебном заседании представитель истца - ОАО «РЖД» - Иванов С.А. исковые требования истца полностью поддержалпо указанным выше основаниям.

         Ответчица Кузнецова Н.С. в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д.80). При этом об уважительных причинах неявки ответчица не сообщила и о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила.

         В предыдущем судебном заседании ответчица Кузнецова Н.С. поясняла, что у нее действительно имеется в собственности металлический гараж, который находится на земельном участке в <адрес>). Разрешение на его установку на том месте было получено ею от начальника Льговской дистанции пути Московской железной дороги, с которой 18 ноября 1996 года у нее был заключен договор аренды земельного участка площадью 30 кв.м., расположенного в полосе отвода дистанции.

         Представитель истца Иванов С.А. согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчицы Кузнецовой Н.С., в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в таком порядке.

         Представитель третьего лица - Администрации г.Курчатова Курской области - Гридина Е.А. полагала, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, поскольку принадлежащий ответчице Кузнецовой Н.С. металлический гараж, расположенный на земельном участке, находящемся <адрес>, был установлен ею без получения разрешения от уполномоченных на то лиц, т.е. является самовольной постройкой.

         Представители третьих лиц - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (ТУ Росимущества в Курской области) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания указанные третьи лица были извещены надлежащим образом (л.д.83-84). При этом в материалах дела имеется письменное мнение ТУ Росимущества в Курской области по рассматриваемому делу, в котором содержится просьба о его рассмотрении в отсутствие представителя данного третьего лица, и указывается, что ТУ Росимущества в Курской области считает исковые требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению (л.д.49), а сведения о причинах неявки своего представителя Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области не представлены.

         При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц - ТУ Росимущества в Курской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.

         Заслушав объяснения представителя истца Иванова С.А. и представителя третьего лица - Администрации г.Курчатова Курской области - Гридину Е.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

         Как установлено, истец - ОАО «РЖД» - является арендатором земельного участка из земель населенных пунктовс кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью 775858 кв.м., и являющегося собственностью Российской Федерации (федеральной собственностью).

         Данный участок был предоставлен истцу для использования в целях обеспечения деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта на срок с 1 января 2004 года по 1 января 2053 года.

         На указанном земельном участке в районе <адрес> расположено несколько металлических гаражей, один из которых принадлежит Кузнецовой Н.С. - ответчице по настоящему делу.

         Данный гараж был установлен там ответчицей с разрешения начальника Льговской дистанции пути Московской железной дороги, с которой 18 ноября 1996 года у нее был заключен договор аренды земельного участка площадью 30 кв.м., расположенного в полосе отвода дистанции.

         Указанные выше обстоятельства устанавливаются из искового заявления (л.д.3-5), объяснений представителя истца Иванова С.А., объяснений ответчицы Кузнецовой Н.С., данных ею в судебном заседании 12 апреля 2011 года (л.д.78-79), а также копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (ОАО «РЖД») от 23 сентября 2003 года (л.д.7), копии договора аренды № 15 земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 25 июня 2004 года (л.д.11-17), копии кадастрового плана земельного участка от 23 июня 2003 года № 31-03/03-01-35 (л.д.18-19),копии акта приема-передачи от 25 июня 2004 года (л.д.21), копии дополнительного соглашения № 16 от 16 ноября 2007 года о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 25.06.2004 г. № 15 (л.д.22-24),копии письма главы г.Курчатова от 15 марта 2010 года № 1105 (л.д.77) с приложением (л.д.26),копии свидетельства о государственной регистрации права от 11 мая 2004 года Серии (л.д.68), копии распоряжения территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Курской области от 24 июня 2004 года № 08-04/242 «О предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности, ОАО «Российские железные дороги» (л.д.69-70), копии договора на передачу в аренду земли от 18 ноября 1996 года (л.д.73) с приложением (л.д.74) и копии акта обследования земельного участка, расположенного на прилегающей к территории <адрес>, от 5 апреля 2011 года (л.д.60) с приложением (л.д.61-62).          

         В соответствии с п.1 и абз.2 п.2 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

         Аналогичное положение содержится и в п.3 ст.76 ЗК РФ.

         Согласно п.1 ст.264 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ) земельные участки могли предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

          В силу п.п.1, 2 ст.5 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 года № 153-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы и развития. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды. Порядок использования земель железнодорожного транспорта и пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.

         Таким образом, как правильно указывает истец в дополнении к исковому заявлению, в 1996 году разрешение на использование земель в полосе отвода железной дороги мог дать только федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, каковым являлось Министерство путей сообщения РФ, а руководство Льговской дистанции пути Московской железной дороги, с которой у ответчицы Кузнецовой Н.С. 18 ноября 1996 года был заключен договор аренды участка земли, расположенного в полосе отвода дистанции, не имело полномочий на выделение участков в полосе отвода для размещения гаражей частных лиц.

         В соответствии с п.6 «Положения о землях транспорта», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 года № 24, также действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, земли транспорта могли предоставляться во временное пользование: гражданам - для сельскохозяйственных целей, для выпаса скота и сенокошения; отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы.

         Не изменилось данное положение и с введением в действие «Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог», утвержденного приказом Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 года № 26Ц, п.12 которого предусмотрено, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном этим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.

         По смыслу п.п.13 и 14 «Положения …» решение о предоставлении либо не предоставлении гражданину земельного участка или размещении объекта в полосе отвода принимается железной дорогой в месячный срок со дня получения документов от заявителя.

         Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

         В силу ст.305 ГК РФ право, предусмотренное ст.301 ГК, принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

         А поскольку, как установлено, договор аренды части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и в настоящее время арендуемого истцом, между ответчицей Кузнецовой Н.С. и полномочным на то органом железной дороги не заключался, то исковые требования ОАО «РЖД» о признании установленного там металлического гаража, принадлежащего ответчице, самовольной постройкой и возложении на ответчика обязанности по его сносу (уборке) подлежат полному удовлетворению.

         Подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании с ответчицы расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей (л.д.6).

         В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся к судебным расходам.

         А согласно ч.2 ст.96 ГПК РФ (т.е. осуществления вызова свидетелей, назначения экспертов, привлечения специалистов и других действий, подлежащих оплате, по инициативе суда).

          При этом оснований для освобождения ответчицы Кузнецовой Н.С. от уплаты данных судебных расходов, предусмотренных п.2 ст.333.36 НК РФ, по делу не установлено.

         Руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога удовлетворить полностью.

Признать принадлежащий Кузнецовой Надежде Сергеевне металлический гараж, расположенный на земельном участке из земель транспорта с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, самовольной постройкой и обязать Кузнецову Надежду Сергеевну убрать данный гараж с указанного земельного участка.

           Взыскать с Кузнецовой Надежды Сергеевны в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» судебные расходы в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

          

             Заочное решение может быть обжаловано ответчицей путем подачи в Курчатовский городской суд заявления об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ей копии этого решения, а сторонами также в кассационном порядке в Курский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчицей заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление будет подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

           Мотивированное заочное решение принято 26 апреля 2011 года.

                             

                                 

                                        Председательствующий                                В.В. Леонов