2-17/2010 Решение



РЕШНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2010г. Курагинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Рылова А.Г., при секретаре Балашовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - «Управление Пенсионного фонда РФ» в Курагинском районе Красноярского края о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с осуществлением педагогической деятельности и возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с даты первоначального обращения за ней,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 отказано в зачете в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью с 1 февраля 1994г. по 2 мая 1995г. ( 1 год 3 месяца 2 дня ) в должности социального работника  (воспитателя) Курагинского детского дома и с 19 августа 2003г. по 31 декабря 2004г. (1 год 4 месяца 13 дней) в должности воспитателя МОУ для детей -сирот, детей оставшихся без попечения родителей «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации».

Указанные должности, на которых работала ФИО1 не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, утвержденным Правительством РФ от 29 октября 2002г, ответчиком было оказано в назначении досрочной пенсии.

Не соглашаясь с принятым решением ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» в Курагинском районе Красноярского края, ФИО1 обратилась в суд с иском о включении в специальный стаж указанных периодов работы и возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с даты первоначального обращения за ней.

Требования мотивированы тем, что она имеет необходимый, 25 летний педагогический стаж работы, однако ей отказано в назначении досрочной (пенсии, поскольку указанные периоды работы не были засчитаны в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В судебном заседании ФИО1 иск поддержала, пояснив, что в спорные периоды она работала с детьми в качестве воспитателя, с марта 1995

года должность «социальный работник» переименовали на «воспитатель» 10 разряда и этот период был засчитан в льготный стаж работы, однако в данном случае изменилась только наименование должности, а не исполнение ею обязанностей по работе с детьми,

С 19 августа 2003г. по 31.12.2004г. в МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр социально трудовой адаптации и профориентации». Затем учреждение переименовали в «Детский дом», после чего она продолжила работу в той же должности, однако указанный период не был засчитан в льготный стаж, считает, что название её должности -«социальный работник» и переименование учреждения не может служить причиной для отказа включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - «Управление Пенсионного фонда РФ» в Курагинском районе Красноярского края ФИО2 (доверенность в деле) иск не признала и пояснила, что ФИО1 отказано в назначении досрочной пенсии, так как недостаточен льготный трудовой стаж, поскольку периоды работы с 1 февраля 1994г. по 2 мая 1995г. в должности социального работника Курагинского детского дома и с 19 августа 2003г. по 31 декабря 2004 года в должности воспитателя МОУ для детей — сирот, детей оставшихся без попечения родителей «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» не подлежат зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Данные должности не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ Номер обезличен от 22.09.1999 года, а также списками от 6.09.1991г. Номер обезличен и от 22.09.1999г. Номер обезличен, поэтому просила отказать в удовлетворении иска.

Свидетель ФИО4 пояснила суду, что с 1 февраля 1994 года по 2

мая 1995 года работала с истицей в детском приюте в должности социального

работника, а фактически с учетом выполняемой работы воспитателем,

занимались воспитанием и   обучением находящихся в  приюте детей,

социальной работой не занималась.

Свидетель ФИО3 пояснила суду, что с 1 февраля 1994 года по 2 мая 1995 года истица работала в детском доме в должности соцработника и воспитателя). В данный период она руководила управлением социальной защиты населения администрации Курагинского района и подтверждает, что истица фактически выполняла работу воспитателя, так как занималась в указанный период именно воспитанием находящихся в приюте детей, делала с детьми заданные в школе домашнее задание, в последствии действующую непродолжительное время должность соцработника переименовали в воспитателя, а функциональные обязанности остались прежними. Истица также проводила иную работу, связанную с воспитанием находившихся в

детском доме детей, занималась педагогической деятельностью.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд считает заявленное ФИО1 требование, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, предметом спора являются периоды работы ФИО1 с 1 февраля 1994г. по 2 мая 1995г. в должности социального работника (воспитателя) Курагинского детского дома и с 19 августа 2003г. по 31 декабря 2004 года в должности воспитателя МОУ для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации».

При разрешении споров о праве на досрочную трудовую пенсию следует руководствоваться нормами Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и для ряда досрочных трудовых пенсий применять специальные нормативные акты, какими являются списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий, утвержденные Правительством РФ.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях образования.

Для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение имеет значение характер работы и ее выполнение в течение определенного рабочего времени, на это указывают правила исчисления сроков выслуги и периодов работы.

В обоснование своей правовой позиции ответчик указывает, что периоды работы ФИО1 в должности социального работника (воспитателя) Курагинского детского дома и воспитателя МОУ для детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации», такие должности в разделе «Наименование должностей», «Списка должностей и учреждений», работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г., а также списками от 6.09.1991г. Номер обезличен и от 22.09.1999г. Номер обезличен, не предусмотрена.

Учитывая, что данный вид пенсии назначается за особые условия труда педагогическим работникам, представитель ответчика не оспаривал в судебном заседании, заявленные ФИО1 периоды работы, что она

занималась педагогической работой.

По смыслу Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» законодатель вправе изменять списки, перечни, исключать профессии, работы, должности.

Если в списке должность, профессия не указана в той редакции и формулировке, которые приведены в списке, а специальный стаж выработан до изменения законодательства, то пенсия на льготных условиях подлежит назначению.

Определением Конституционного суда РФ от 6 декабря 2001г. признаны противоречащими Конституции Российской Федерации положения п.2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1067 «Об утверждении списка...», ограничивающие права педагогических и медицинских работников на льготное пенсионное обеспечение принадлежностью учебного заведения или медицинского учреждения.

Характер работы ФИО1 подтверждается допустимыми доказательствами, которые содержатся в представленных с места работы приказах о приеме на работу и уточняющих справках.

Суд не усматривает противоречий между должностями, по которым в

оспариваемые периоды работала ФИО1 с 1 февраля 1994г. по 2 мая

1995г. в  должности социального работника  (воспитателя)   Курагинского

детского дома и с 19 августа 2003г. по 31 декабря 2004 года в  должности

воспитателя МОУ для детей —  сирот, детей оставшихся без попечения

родителей  «Центр социально-трудовой адаптации и  профориентации»   и

наименованием учреждений, а также должностей указанных в списках 1991 и

1999г.г., препятствующих включению в выслугу лет для назначения льготной

пенсии.

При включении в выслугу лет работы, связанной с педагогической деятельностью, имеет значение наименование должности и наименование учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и организационно - правовой формы учреждения. Это вытекает из положений постановления Совета Министров РСФСР Номер обезличен от 6 сентября 1991г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993г. Номер обезличен) «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет» и постановления Правительства РФ Номер обезличен от 22 сентября 1999г. ( с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 20 марта 2000г. Номер обезличен, от 1 февраля 2001г. Номер обезличен), утвердившего последующий список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, который подлежит

применению с 1 ноября 1999г. В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со списком 1991г., а периоды работы после 1 ноября 1999г. в соответствии со списком 1999г.

Работа ФИО1 в должности социального работника (воспитателя) Курагинского детского дома и воспитателя МОУ для детей -сирот, детей оставшихся без попечения родителей «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» дает ей право на включение этого периода работы в специальный стаж.

ФИО1 в данные периоды работала с детьми в качестве воспитателя, что дает ей право на пенсию за выслугу лет и данные периоды должны быть зачтены в специальный стаж в соответствии со списками и Правилами.

Как установлено в судебном заседании в спорный период работы ФИО1 изменялись наименование должности и учреждения, однако не выполняемая ею работа, так как она и до и после указанных периодов работала в том же учреждении, выполняя работу воспитателя в детском учреждении, в последнем случае с измененным наименованием.

Согласно сведениям о работе в трудовой книжке, приказу по районному отделу социальной защиты населения от 16.02.1994 Номер обезличен ФИО1 была принята в детский дом соцработником, а с 03.05.1995 «должность соцработника было переименовано на воспитателя 10 разряда».

Из приказа от Номер обезличен следует, что специалист по социальной работе ФИО1 была переведена воспитателем 10 разряда на срок до 3 лет. В штатном расписании на 1994 год Курагинского приюта на 20 детей значатся 10 ставок соцработника (воспитателя) 8 разряда, 0,5 ставки психолога и 0,5 ставки логопеда. Следовательно, наименование должности ФИО1 в трудовой книжке должно было быть наименовано в соответствии со штатным расписанием: соцработник (воспитатель), поскольку работник принимается на должность, имеющуюся в штатном расписании.

Должность «социальный работник (воспитатель)» отсутствует в Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, а также в ведомственных документах систем образования и социального обслуживания.

Наименование должности ФИО1 в период работы 01.02.1994-02.05.1995 включает два официально предусмотренных наименования должностей: «социальный работник» и «воспитатель».

Примерное штатное расписание социального приюта для детей и подростков, утвержденное приказом Министерства социальной защиты населения РФ от 06.05.1994 Номер обезличен (извлечение прилагается), включает следующие наименования должностей: специалист по социальной работе, социальный педагог, психолог, учитель-дефектолог, воспитатель (который

выполняет также функции ночного дежурного).

Должность социального работника не включена, поскольку должностные обязанности социального работника предусматривают оказание помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Специалист по социальной работе выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществляет патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, а также выполняет другие работы в соответствии с должностной инструкцией.

Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, направленную на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, изучает психолого-педагогические особенности личности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти.

Из материалов дела следует, что ФИО1 именовалась и социальным работником, и соцработником (воспитателем) и специалистом по социальной работе.

Исходя из рассмотренных характеристик по названным должностям, назначения учреждения, в котором работала ФИО1 в спорный период 1 февраля 1994 по 2 мая 1995, ФИО1 не могла выполнять обязанности социального работника, поскольку работала с детьми, а не с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Она также не могла выполнять обязанности специалиста по социальной работе, поскольку работала в специализированном учреждении для детей, а не курировала отведенную ей территорию для ведения социальной работы.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004г., взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, И, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных заведениях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществления этой деятельности именно в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях.

При обращении лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных заведениях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в учреждениях не являющихся государственными

(муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенной в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как видно из материалов дела, ФИО1 работала в спорные периоды в должности социального работника (воспитателя) Курагинского детского дома и воспитателя МОУ для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации», то есть в специализированных учреждениях для детей и занималась в указанный период с детьми, выполняла функции педагога.

Эти обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истицы; исторической справкой КГОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Курагинский детский дом», в которой указаны периоды реорганизации данного муниципального образовательного учреждения; штатным расписанием Курагинского приюта на 1994 год, в котором наименование должности значится как «Соцработник» (воспитатель); Положением о районном доме временного пребывания ребенка (социальном приюте для детей сирот); постановлением администрации ... от 25 января 1994 года «Об открытии районного детского дома временного пребывания детей»; выпиской из приказа Номер обезличен от 3 мая 1995 года о переводе специалистов по социальной работе воспитателями.

Характер педагогической работы ФИО1, подтверждается приведенными выше допустимыми доказательствами.

Свидетели ФИО4 и ФИО3 подтвердили, что с 1 февраля 1994 года по 2 мая 1995 года истица работала детском приюте в должности социального работника, а фактически с учетом выполняемой работы воспитателем, так как непосредственно занимались воспитанием и обучением находящихся в приюте детей, выполняла с ними домашние задания, проводила иную работу, связанную с воспитанием, обучением находившихся в детском доме детей.

Применяя список профессий и должностей педагогических работников, который дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. и последующими дополнениями и изменениями, которыми право на льготную пенсию не ограничено правовым статусом учреждения, оно зависит от вида деятельности.

Таким образом, суд признал за ФИО1 право на включение заявленных периодов работы в качестве педагога в специальный стаж для назначения льготной пенсии.

В силу Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию возникает с момента обращения за ней, при наличии оснований для ее назначения.

Из этого следует, что ответчик обязан назначить пенсию ФИО1 с 6 июля 2009г. с даты её первоначального обращения в ГУ УПФ РФ в Курагинском районе Красноярского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить. Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Курагинском районе Красноярского края включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы ФИО1:

с 1 февраля 1994г. по 2 мая 1995 года ( 1 год 3 месяца 2 дня ) в должности социального работника (воспитателя) Курагинского детского дома;

с 19 августа 2003г. по 31 декабря 2004 года (1 год 4 месяца 13 дней) в должности воспитателя МОУ для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» и назначить досрочную трудовую пенсию с даты первоначального обращения с 6 июля 2009 года.

Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Красноярский краевой суд, через суд постановивший решение.

          Председательствующий:                                 Рылов А.Г.