2-385/2010 Решение



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М   Р О С С И Й С К О Й  Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 мая 2010 года Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - Рылова А.Г.
при секретаре                   - Балашовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному предприятию «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности принять меры к учёту возведенного вблизи здания стрелковой команды станции Курагино Красноярской железной дороги строения: железобетонный забор на балансовом учете предприятия,

УСТАНОВИЛ:

Абаканский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился с иском в суд к Федеральному государственному предприятию «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности принять меры к учёту возведенного вблизи здания стрелковой команды станции Курагино Красноярской железной дороги строения: железобетонный забор на балансовом учете предприятия, мотивируя свои требования тем, что при проведении проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование и распоряжение имуществом в сфере деятельности железнодорожного транспорта, выявлены следующие нарушения.

Проверкой установлено, что 1 августа 2008 г. ОАО «Российские железные дороги» в лице заместителя начальника Красноярской железной дороги ФИО2 (Арендатор) и ФГП ВО ЖДТ России в лице директора филиала ФГП ВО ЖДТ России на Красноярской железной дороге ФИО1 (Субарендатор) заключен договор Номер обезличен субаренды земельного участка.

Согласно абзацу 12 п. 1. названного договора Арендатор передает, а Субарендатор принимает за плату во временное владение и пользование на условиях субаренды земельный участок, имеющий адресные ориентиры: Россия, Красноярский край, Курагинский район, остановочный пункт Туба, 487 км. Красноярской ж.д. для размещения нежилого здания (здание стрелковой команды ).

Пунктом 1.2. названного договора субаренды цель использования земельного участка: для размещения и эксплуатации объектов недвижимого имущества Субарендатора.

При этом, как следует из п. 1.3. указанного выше договора субаренды переданный в субаренду земельный участок является частью земельного участка полосы отвода Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД». Земельный участок полосы отвода железной дороги площадью 15113500,00 кв.м. с кадастровым номером 24:23:00 00 000:0178, из категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения находится в федеральной собственности.

Согласно п.п. 3.1. и 3.2. Устава федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» имущество предприятия находится в федеральной собственности; предприятие осуществляет право хозяйственного ведения в отношении переданного ему федерального имущества. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а также имущество, приобретённое им за счёт

полученной прибыли, являются федеральной собственностью и   поступают в хозяйственное ведение предприятия.

В соответствии с п.п. 3.1. Положения об Абаканском отряде ведомственной охраны - структурном подразделении филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Красноярской железной дороге ФГП ВО ЖДТ России наделяет отряд имуществом в установленном порядке для осуществления хозяйственной и других видов деятельности.

Пунктом 3.3. Положения об Абаканском отряде определено, что имущество, которым наделён Отряд, является федеральной собственностью, находится в хозяйственном ведении ФГП ВО ЖДТ России, отражается в отдельном балансе Отряда и сводном балансе филиала ФГП ВО ЖДТ России.

Так, на балансовом учёте Абаканского отряда отражено здание стрелковой команды станции Курагино Красноярской железной дороги, расположенное на остановочном пункте Туба, 487 км. Красноярской ж.д., имеющее инвентарный номер 04:230:001:002344670.

Право хозяйственного ведения на здание стрелковой команды зарегистрировано на ФГП ВО ЖДТ России согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.05.2005 г. серии 24 ДН Номер обезличен.

Между тем, в непосредственной близости от здания стрелковой команды на её территории силами Абаканского отряда за счёт полученной прибыли возведен железобетонный забор площадью 57,2 м.п., выполненный из железобетонной плиты.

Названый объект основных средств на отдельном балансовом учёте Абаканского отряда, так и в сводном балансе филиала ФГП ВО ЖДТ не значатся.

В результате строение - железобетонный забор оказалось не учтённым в качестве федерального имущества, поскольку его правообладателем карта сведений об объекте учёта в соответствии с абзацем 1 п. 14 Положения об учёте федерального имущества в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом не предоставлялась.

Согласно информации Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия от 26.01.2010 г. Номер обезличен находящееся на балансе ФГП ВО ЖДТ России имущество должно быть учтено в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москва.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержала, обосновав их изложенными выше доводами.

Представитель ответчика ФИО4 действующая на основании доверенности иск не признала и пояснила, что ФГП  «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» правом хозяйственного ведения в отношении объекта недвижимости железобетонного забора, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский р-н, ост.пункт Туба 487 км, не наделено.

На основании п. 5. Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008  Номер обезличен, активы и обязательства организаций существует обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественное обособленности). Таким образом, согласно бухгалтерскому учету предприятие не имеет возможности отразить не принадлежащий ему объект недвижимости на своем балансе.

Следовательно у ФГП ВО ЖДТ России отсутствуют основания исполнения требований Абаканской транспортной прокуратуры для постановки на баланс, а также внесение в реестр федерального имущества, указанного в исковом заявлении объекта.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе: право собственности и право хозяйственного ведения.

Частью 2 этой же статьи ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» было утверждено Положение об учете федерального имущества. Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.

Согласно п. 2 указанной нормы, учет федерального имущества - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом;

«правообладатель» - федеральный орган исполнительной власти (его терри­ториальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона. При этом, в силу п. 3 Положения об учёте федерального имущества объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом следующее федеральное имущество:

недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение,. .......... сооружение или

объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к не­движимости).

Судом установлено, что силами Абаканского отряда ведомственной охраны -структурного подразделения филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» Красноярской железной дороги, расположенного на остановочном пункте Туба, 487 км, на территории Курагинского района, за счёт полученной прибыли возведен железобетонный забор площадью 57,2 м.п.


Названый объект основных средств на отдельном балансовом учёте Абаканского отряда, так и в сводном балансе филиала ФГП ВО ЖДТ не значатся, каких либо мер, необходимых для предоставления сведений об указанных объектах по внесению Росимуществом в реестр федерального имущества ответчиком не предпринималось.

Доводы ответчика о том, что у них отсутствуют основания исполнения требований Абаканской транспортной прокуратуры для постановки на баланс, а также внесение в реестр федерального имущества, указанных в исковом заявлении объектов суд не состоятельны, так как от ответчика не требуется действий, непосредственно заключающихся во внесении необходимых сведений в реестр федерального имущества и его ведение.

Согласно п.32 Положения по ведению бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года Номер обезличенн, бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах её деятельности.

Из п.3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных министерством финансов 13 июня 1995 года приказом Номер обезличен, следует, что при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

При этом, вышеприведёнными Методическими указаниями в п. 22 отмечается, что основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд;  поступления от юридических и  физических лиц безвозмездно;  получения государственным и  муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда;   поступления в   дочерние   (зависимые)   общества от головной организации; поступления и порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм (акционерным обществом и др.); в других случаях.

В то же время неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении организацией инвентаризации активов и обязательств, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом прибылей и убытков в качестве внереализационных доходов, что предусмотрено п. 36 указанных Методическим указаний.

В целях реализации Федерального закона о представлении организациями годовой бухгалтерской отчетности территориальным органам государственной статистики, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. N 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности» Государственным комитетом РФ по статистике совместно с Министерством финансов РФ 14.11.2003 г. издан приказ «О кодах показателей годовой бухгалтерской отчётности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики»

Таким образом, ФГП ВО ЖДТ России, будучи обязанным регулярно проводить инвентаризацию основных средств обязано сформировать достоверную информацию о своём имущественном положении с учётом возведённого строения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193 - 199 ГПК РФ,

Решил:

Возложить на Федеральное государственное предприятие «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» обязанность принять меры к учёту возведенных вблизи здания стрелковой команды станции Курагино Красноярской железной дороги, расположенного по адресу: Красноярский край Курагинский район, остановочный пункт Туба, 487 км, строения: железобетонный забор площадью 57 м.п. на балансовом учете предприятия.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней, через Курагинский районный суд.

Председательствующий:                                                     Рылов А.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200