Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 02 апреля 2010 года Курагинского районного суда рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах Л.А. к администрации Курагинского района и Правительству Красноярского края в лице Министерства образования и науки Красноярского края о восстановлении нарушенного права пользования жилым помещением и возложении обязанности предоставить иное жилое помещение взамен утраченного, суд У С Т А Н О В И Л : Прокурор Курагинского района обратился в суд в интересах Л.А. к администрации Курагинского района и Правительству Красноярского края в лице Министерства образования и науки Красноярского края о восстановлении нарушенного права пользования жилым помещением и возложении обязанности предоставить иное жилое помещение взамен утраченного, мотивируя свои требования тем, что Л.А., 17.04.1991 года рождения, является лицом из числа детей-сирот. Отец - А.А. умер 19.10.1998 года, мать - Г.А. умерла 18.09.2000 года. В соответствии со ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Закрепление жилого помещения происходит по месту проживания (регистрации) родителей на момент утраты родительского попечения. На момент утраты родительского попечения Л.А. проживала по адресу: ***. Постановлением Главы администрации Березовского сельсовета Номер обезличен от 02.10.2000 г. за ней был закреплен жилой дом по адресу ***. Распоряжением Главы Курагинского района Номер обезличен от 20.12.2000 г. Л.А. определена в муниципальное учреждение «Курагинский детский дом», в дальнейшем переведена в другие государственные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Последующий контроль за выполнением распоряжения Номер обезличен от 02.10.2000 г. в части сохранности закрепленного за Л.А. жилого помещения со стороны администрации Курагинского района, органов опеки и попечительства не осуществлялся, жилое помещение, закрепленное за Л.А. в период нахождения ее в государственном образовательном учреждении стало непригодным для проживания. До 26.08.2009 г. обязанность по сохранности жилого помещения, закрепленного за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей была возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Дом был пригоден для проживания до осени 2007 года, в период зимы 2007-2008 года дом разобран неизвестными лицами. Согласно акта обследования помещения от 15 марта 2010г. районной комиссии, назначенной постановлением администрации Курагинского района от 27.08.2008 года Номер обезличен « О районной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение в *** не пригодно для проживания на основании п.п. 33, 34 « Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01. 2006 г. Номер обезличен. Согласно акта подготовленного комиссией с участием специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации Курагинского района, дом, расположенный по адресу ***, не пригоден для проживания: нижний ряд ограждающих конструкций находится в неудовлетворительном состоянии, частично разрушена межкомнатная перегородка. Перекрытие деревянное, в неудовлетворительном состоянии, находится в ветхом состоянии, имеются прогибы. Внутренняя отделка стен и потолков имеет неровности и трещины. Кровля крыши частично отсутствует. Отсутствуют оконные рамы, двери, полы, приборы отопления и электропроводка, подоконники и откосы в неудовлетворительном состоянии, обследуемая часть здания не подключена к электроснабжению, отсутствует крыльцо. Л.А. закончила учреждение начального профессионального образования в 2009 году, в настоящее время она родила ребенка и вынуждена проживать у знакомых, в связи с тем, что не имеет другой жилой площади. Прокурор просит признать незаконными бездействия администрации Курагинского района по не обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за Л.А. по адресу ***., восстановить нарушенное право пользования жилым помещением Л.А., обязать администрацию Курагинского района предоставить Л.А. жилое помещение равное по площади утраченному, общей площадью не менее 30 кв.м. В судебном заседании прокурор Великих Л.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, и пояснила, что Л.А., 17.04.1991 года рождения относится к категории детей- сирот, поскольку ее родители умерли. До 2005 года она проживала на территории Курагинского района и за ней был закреплен жилой дом, площадью 30 кв.м. по адресу ***. В 2009 году закончив образовательное учреждение, она вернулась в Курагинский район по месту жительства. С 2007 года закрепленный за ней дом в аварийном состоянии, разрушен и непригоден для проживания. Функции по сохранности жилого помещения, закрепленного за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов. Администрация Курагинского района обязана была принимать меры по сохранности закрепленного за Л.А. жилого дома. В настоящее время Л.А. родила ребенка и вынуждена проживать у знакомых, в связи с тем, что не имеет другой жилой площади. Поскольку закрепленное за Л.А. жилье непригодно для проживания, следовательно, она не имеет закрепленного жилого помещения, а значит должна быть им обеспечена. Площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не ниже площади утраченного жилого помещения, то есть не ниже 30 кв.м. Просит признать незаконными бездействия администрации Курагинского района по не обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за Л.А. по адресу ***, восстановить нарушенное право пользования жилым помещением Л.А., обязать администрацию Курагинского района предоставить Л.А. жилое помещение равное по площади утраченному, общей площадью не менее 30 кв.м. Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что после матери ей было 9 лет, и она была направлена в детский дом. Что стало в последствии с домом ей не известно. Окончив училище в 2009 году, она вернулась по месту прежнего жительства и увидела, что родительский дом полностью разрушен. Остались лишь стены и крыша. Ей для временного проживания глава Березовского сельсовета предложил аналогичный дом, в котором нет печи, нет окон, поэтому она отказалась, т.к. привести дом в порядок, у нее нет денежных средств. В настоящее время она родила ребенка и проживает в *** у малознакомых людей. В любой момент они могут ей предложить покинуть жилое помещение, а идти ей с ребенком некуда. Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и письменное мнение по иску согласно которому исковые требования не признают в полном объеме, поскольку жилой дом не принадлежит Л.А. на праве собственности. Согласно акта обследования жилого помещения от 15.03.2010 оно признано непригодным для проживания. Жилое помещение, закрепленное за Л.А., не сохранено. В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним. Из материалов дела не видно, в чьей собственности находится жилой дом. Учитывая, что полномочия по осуществлению опеки и попечительства на момент закрепления жилого дома принадлежали органам местного самоуправления (до 2009 года), поэтому считают необходимым обязать администрацию Курагинского района предоставить Л.А. жилое помещение, поскольку именно в результате бездействия администрации Курагинского района допущено не сохранение жилого дома, закрепленного за Л.А. Представитель ответчика администрации Курагинского района Т.М. (полномочия проверены) требования прокурора не признала и пояснила, что жилое помещение по адресу: ***, закреплено за Л.А. постановлением администрации Березовского сельсовета Курагинского района от 02.10.2000 в соответствии с действующим законодательством независимо от права собственности, по месту регистрации Л.А. и ее родителей на момент утраты родительского попечения. Семья Л.А. проживала в этом доме с 1987 года. Жилой дом был приобретён родителями Л.А. В 2002 году из учреждения вернулся в ... ее брат – А.А., 1893 года рождения и проживал в этом доме, затем выехал, бросив его. По возвращению Л.А. из учреждения профессионального образования летом 2009 года ей глава Березовской сельской администрации предлагал для проживания другое жилое помещение на территории Муниципального образования Березовский сельский совет, но она отказалась. Полномочия по сохранности жилых помещений, закреплённых за детьми, в администрацию Курагинского района не передавались, финансирование деятельности по сохранности жилья не производилось. В установленном законом порядке данное жилое помещение ветхим, аварийным, не пригодным для проживания не признавалось. Записи о регистрации права собственности на данное жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. В муниципальной собственности органов местного самоуправление вышеназванное жилое помещение так же не значится. Таким образом, данное жилое помещение является брошенным и в соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» работа по такому жилью отнесена к полномочиям муниципалитетов поселений. Администрация Курагинского района предприняла все меры, после выявления непригодности жилого помещения для проживания, закрепленного за Л.А: обследовали помещение, составили акт, обратились в комиссию, с требованием признать жилой дом непригодным для проживания, но было отказано. Л.А. поставлена на очередь на жилье. Учитывая изложенное, считает доводы о возложении обязанности по предоставлению жилья Л.А. на администрацию Курагинского района за счет средств местного бюджета по причине не обеспечения сохранности жилого помещения необоснованным и противоречащим нормам федерального и краевого законодательства. Полагает исковые требования прокурора района о возложении на администрацию Курагинского района обязанности по обеспечению Л.А. жильем незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Свидетель ФИО1 суду пояснил, что согласно нехозяйственным книгам администрации Березовского сельского совета, жилой дом *** принадлежит А.А. Постановлением администрации Березовского сельсовета Курагинского района от 02.10.2000 года жилой дом закреплен за Л.А., как оставшейся без попечения родителей. На момент закрепления дом был жилой, в нем проживал ее родной брат - А.А, который в 2002 году выехал на постоянное место жительства в ... и больше в доме никто не проживал. Пытались поселить кого-нибудь временно, чтобы сохранить дом, но так никого и не поселили. В зиму 2007 -2008 год дом разобрали односельчане и сожгли. Л.А. вернулась в ... в 2009 году и ей предложили для временного проживания другой дом. Нужно было в доме только переложить печь и сделать косметический ремонт, но она отказалась в нем проживать. Свидетель ФИО2. суду пояснил, что дом *** принадлежал их родителям, так как его купили у М. за 1200 рублей. Мать и отец умерли, сестру Л.А. поместили в детский дом. И с 2002 года в доме никто не проживал, поэтому жители села дом разобрали и пустили на дрова. Свидетель ФИО3. суду пояснил, что в доме *** остались только стены и часть крыши, остальное разрушено. Перекрытие деревянное, в неудовлетворительном состоянии, имеются прогибы. Внутренняя отделка стен и потолков имеет неровности и трещины. Отсутствуют оконные рамы, двери, полы, приборы отопления, электропроводка, подоконники и откосы в неудовлетворительном состоянии, отсутствует крыльцо. Обследуемое здания не подключено к энергоснабженинию. Дом разрушен и непригоден для проживания. Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, заинтересованного лица, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Согласно ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Закрепление жилого помещения происходит по месту проживания( регистрации) родителей на момент утраты родительского попечения. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона от 02.11.2000 №12-961 « О защите прав ребенка», действовавшим до 26.08. 2009 года, обязанность обеспечивать сохранность жилых помещений, закрепленных за детьми —сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, была возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В силу ч. 1 ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ). В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае» Номер обезличен от 22.10.1997 г. органы опеки и попечительства принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в том числе обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Согласно ст. 1 Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении к несовершеннолетним» Номер обезличен от 20.12.2007 г., исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления) с 01.01.2008 г. наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, в том числе по принятию мер по защите жилищных прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством. Постановлением Главы администрации Березовского сельсовета Номер обезличен от 02.10.2000 г. за Л.А. был закреплен жилой дом по адресу ***. Распоряжением Главы Курагинского района Номер обезличен от 20.12.2000 г. Л.А. определена в муниципальное учреждение «Курагинский детский дом», в дальнейшем переведена в другие государственные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Как установлено в судебном заседании последующий контроль за выполнением распоряжения Номер обезличен от 02.10.2000 годы в части сохранности закрепленного за Л.А. жилого помещения со стороны администрации Курагинского района, органов опеки и попечительства не осуществлялся, жилое помещение, закрепленное за Л.А. в период нахождения ее в государственном общеобразовательном учреждении стало непригодным для проживания. Опись имущества подопечного органом опеки и попечительства не составлялась и имущество под сохранность опекуну либо попечителю не предавалось, чтобы они в последующем заботились о преданном им имуществе. Жилое помещение закрепленное за Л.А. пришло в негодность по причине, что оно на длительный срок было оставлено без присмотра. На основании п.п. 33, 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ Номер обезличен от 28.01.2006 года, дом, расположенный по адресу ***, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и является не пригодным для проживания. Согласно акта обследования части здания от 15 мая 2009 г, подготовленного комиссией с участием специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации Курагинского района, дом, расположенный по адресу: ***, не пригоден для проживания: нижний ряд ограждающих конструкций находится в неудовлетворительном состоянии, частично разрешена межкомнатная перегородка. Перекрытие деревянное, в неудовлетворительном ветхом состоянии, имеются прогибы. Внутренняя отделка стен и потолков имеет неровности и трещины. Кровля крыши частично отсутствует. Отсутствуют оконные рамы, двери, полы, приборы отопления, электропроводка, подоконники и откосы в неудовлетворительном состоянии, обследуемая часть здания не подключена к электроснабжению, отсутствует крыльцо. В судебном заседании установлено, что на момент утраты родительского попечения (в 2000 году) Л.А. была зарегистрированы по месту регистрации родителей. ***, но фактически там не проживала с 2000 года, поскольку была помещена в приют. Данное жилье закреплено за Л.А. при помещении ее в государственное учреждение распоряжением Главы района 20.12.2000 года. Свидетель ФИО1., суду пояснил, что с 2002 года в доме *** никто не проживает, дом разрушен и непригоден для проживания. Никаких мер по сохранности жилого дома не предпринималось. Дом был приведен в непригодное для проживания состояние в зиму с 2007 на 2008 год односельчанами, которые разобрали этот дом. Свидетель Р. пояснил, что в доме *** остались только стены и часть крыши, остальное разрушено. Перекрытие деревянное, в неудовлетворительном состоянии, имеются прогибы. Внутренняя отделка стен и потолков имеет неровности и трещины. Отсутствуют оконные рамы, двери, полы, приборы отопления, электропроводка, крыльцо. Обследуемое здания не подключено к энергоснабжению. Дом разрушен и непригоден для проживания. Не доверять показаниям свидетелей у суда нет никаких оснований. Поскольку в судебном заседании установлен факт ненадлежащего контроля со стороны органов местного самоуправления, повлекший разрушение жилого помещения прокурором правомерно поставлен вопрос о предоставлении Л.А. жилого помещения взамен утраченного, которые обязаны возместить вред, причиненный истице в результате их бездействия. Согласно выписке из нехозяйственных книг администрации Березовского сельсовета жилой дом, расположенный по адресу: *** имеет общую площадь 30кв.м. Учитывая, что дом приведен в непригодное для проживания состояние в период зимы 2007-2008 годов, а до 26.08.2009 года обязанность по сохранности жилого помещения, закрепленного за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей была возложена в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 года Номер обезличен на органы местного самоуправления муниципальных районов, надлежащим ответчиком по делу будет являться только администрация Курагинского района. Ответчиком в судебное заседание не представлено достаточных доказательств в подтверждение своих доводов. На основании изложенного суд считает, что заявленные исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Восстановить нарушенное право пользования жилым помещением Л.А.. Признать незаконными бездействия администрации Курагинского района Красноярского края по не обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за Л.А. по адресу ***. Обязать администрацию Курагинского района Красноярского края предоставить Л.А. жилое помещение равное по площади утраченному, общей площадью не менее 30 кв.м. Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Красноярском краевом суде со дня изготовления мотивированного решения ( 6 апреля 2010 года) через суд вынесший решение. Председательствующий: Сухих Л.Д.
Красноярского края в п.Курагино в составе:
председательствующего - Сухих Л.Д.
с участием прокурора - Великих Л.Г.,
при секретаре - Пленкиной И,А.,