РЕШЕНИЕ Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июля 2010 года Курагинского районного суда рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах в интересах Пленкина И.П. к администрации Имисского сельского совета о признании действий незаконными в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить его на учет, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Курагинского района обратился в суд с иском к администрации Имисского сельского совета о признании действий незаконными в части отказа в постановке Пленкина И.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить его на учет, мотивируя тем, что Прокуратурой Курагинского района по заявлению Пленкина И.П. о нарушении жилищного законодательства администрацией Имисского сельского совета проведена проверка. Пленкин И.П.- инвалид 1 группы, является ветераном - участником Великой отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии ст. 1 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой отечественной войны 1941 -1945 годов», настоящий закон распространяется на категории граждан, имеющих место жительство на территории Красноярского края, и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с. Федеральным законом «О ветеранах». Одной из таких категорий граждан, являются частники Великой отечественной войны. В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Закона Красноярского края, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Как установлено проверкой, Пленкин И.П. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, у него отсутствует жилье, принадлежащее ему на праве собственности или по договору социального найма. В связи с чем, 01 июня 2010 года он обратился в администрацию Имисскогс сельского совета с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося е улучшении жилищных условий. 01 июня 2010 года главой администрации Имисского сельского совета заявление Пленкина И.П. рассмотрено, и ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как в нарушение ст. 53, п. 8 ст. 51 К РФ и ч. 3 ст.2 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», 20 октября 2009 года он продал, принадлежащий ему на праве собственности дом. расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия. Решение главы администрации Имисского сельского совета является незаконным и необоснованным, так как в ходе проведения проверки было установлено, что дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... продан Пленкиным И.П., в связи со стечением тяжелых жизненных обстоятельств. Пленкин И.П. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, и нуждается в постоянном уходе. После смерти его супруги Пленкиной Татьяны Кузьминичны его парализовало и он оказался в больнице. После лечения в стационаре МУЗ «Курагинская ЦРБ» он стал проживать один по адресу: ... .... Дом у него неблагоустроенный и он следить за ним не мог, кроме того, он с трудом передвигался по дому. За ним был необходим постоянный уход. Не продолжительнее время (два или три дня) за ним ухаживала его родственница ФИО3. После того, как ФИО3 прекратила осуществлять за ним уход, он с июня 2009 года переехал в ..., ... к своей знакомой ФИО2, где и проживает до настоящего времени. ФИО2 осуществляет за ним уход. Дом остался без присмотра со всем находящимся там имуществом. В связи с чем, он и был вынужден продать данный дом ФИО4 Жилой дом Пленкина И.П., расположенный по адресу: ... .... представляет собой одноэтажное трехкомнатное здание, без фундаментов (стены подлиты бетоном с наружной стороны). Материал стен - дерево (бревно), кровля шиферная, окна деревянные. Надворные постройки одноэтажные, без фундаментные, кровля - деревянный настил либо шиферная, стены каркасные. Баня одноэтажная, фундамент бетонный, стены деревянные (бревно), кровля шиферная. При этом жилой дом и надворные постройки имеют повреждения (разрушения) по конструктивным элементам: у жилого здания (дома) нижний венец стен частично сгнил, конек кровли рушиться. Из-за неравномерной осадки, штукатурной слой трескается и опадает. Окна рассохлись. Надворные постройки имеют ветхое состояние. Столбы, вкопанные в землю и играющие роль несущих конструкций, сгнили и потеряли устойчивость. Кровля из деревянного настила сгнила, шиферная потрескалась. У бани нижний венец стен сгнил, водогрейный котел проржавел, лавки требуют замены. Следовательно, проведенной проверкой установлено, что Пленкин Иван Петрович проживать в указанном доме не мог, в виду состояния его здоровья (инвалид первой группы). Дом благоустройств не имеет, уход за ним по месту жительства не осуществлялся. В связи с чем, он и продал свой дом. Умысла на намеренное ухудшение своих жилищных условий у него не имелось. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, обосновав их Представитель ответчика Корытко Н.Б. в судебном заседании требования признала и пояснила, что в 2009 году Пленкин И.П. инвалид Великой Отечественной войны обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Заявление он передал через Главу Имисскиого сельсовета Зоткина А.А. 02 февраля 2010 года в администрации сельсовета поступило письмо Управления социальной защиты населения от 29.01.2010г. Номер обезличен, где был направлен список ветеранов, сведения о постановке на учет которых находились в УСЗН по состоянию на 20.01.2010г. В списках значился Пленкин И.П., и сведения, что он поставлен на учет в УСЗН 05.03.2010 года. В письме говорилось о необходимости собрать пакет документов на ветерана. На основании списка УСЗН Главой администрации сельсовета было принято распоряжение от 12.03.2010г. Номер обезличенр о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Пленкина И.П., которое противоречило ст.51 ЖК. Администрацией сельсовета 11.03.2010г. был сделан запрос в Управление федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю и 14.03.2010 года получена Выписка из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, где было сказано, что 22.10.2009 года Пленкин И.П. продал свой дом, находящийся по адресу: ... ..., ФИО4 под материнский капитал. 30.03.2010 года в администрацию сельсовета поступило письмо Управления социальной защиты населения от 26.03.2010г. Номер обезличен, где была изложена просьба проверить правовые основания для постановки на учет Пленкина И.П. 01.04.2010г. на основании Выписки Федеральной регистрационной службы о продаже жилого дома, п.8 ст.5 7 ЖК распоряжением Главы сельсовета Номер обезличенр было отменено действие распоряжения Номер обезличенр. 01.06.2010г. в администрацию сельсовета поступило личное заявление Пленкина И.П. о постановке его на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 01 июня 2010 года главой сельсовета Зоткиным А. А. Пленкину И.П. был дан ответ, что в соответствии со статьей 53. пунктом 8 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 2 Закона Красноярского края от 18.02.2010г. №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», Пленкин ИЛ. может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий не ранее пяти лет со дня заключения договора купли - продажи жилого дома по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., общей площадью 71,1 кв.м. Представитель заинтересованного лица Управления социальной защиты населения в Курагинском районе Бормошова С.В.суду пояснила, что они проводили проверку по заявлению Пленкина И.П. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В последствии ФИО3 был снят с учета, так как продал свой дом ухудшив тем самым свои жилищные условия. Считают, что требования ФИО3 не основаны на законе, нет юридических оснований для постановки его на учет. Представитель заинтересованного лица администрации Курагинского района Боева О.Н. суду пояснила, что им было известно, что ФИО3 был поставлен на учет, документы были переданы в УСЗН в Курагинском районе для проведения проверки, а затем были направлены в Министерство социальной политики Красноярского края, поскольку именно они финансируют программу по улучшению жилищных условий. В последствии ФИО3 был снят с учета, так как продал свой дом ухудшив тем самым свои жилищные условия. Юридических оснований для постановки ФИО3 на учет нет. Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве пояснив, что Законом Красноярского края от 18.02.2010 № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (далее -Закон края № 10-4386) в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Уполномоченными органами по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются органы местного самоуправления. Решение вопросов признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и снятия с такого учета осуществляет администрация Имисского сельского совета. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51ЖКРФ. Ветераны Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным. законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими в целях обеспечения их жильем отсутствует. В случае признания Пленкина И. П. по основаниям, указанным в статье 51 ЖК РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий он будет иметь право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, установленные Законом края № 10-4386. Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что в апреле 2009 года находясь в Курагинской ЦРБ встретила Пленкина И. П. и стала оказывать ему помощь. Его жена умерла. Он инвалид первой группы и нуждается в постоянном уходе. Он не может ухаживать не только за домом, но и за собой, парализован, передвигается только при посторонней помощи. Ему необходимо находиться ближе к больнице, поэтому она перевезла его к себе в дом в .... ФИО3 сначала предложил ФИО4 проживать в его доме в ... в аренду, поскольку переживал, что дом придет в негодность, а затем продал дом ФИО4. Намерений ухудшить свои жилищные условий у ФИО3 не было. Свидетель ФИО1 суду пояснила, что Пленкин И. П. позвонил ей и предложил купить его дом, поскольку он проживает в ... у ФИО2, которая за ним ухаживает. Она согласилась и купила у него дом за 300000 рублей. Дом не благоустроен, в плохом состоянии, требуется капитальный ремонт, постройки сгнили. Выслушав доводы прокурора, представителей ответчика, заинтересованных лиц, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", вступивший в силу с 1 января 1995 г., устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 13 5-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах". Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 г. N 135-ФЗ -уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий. Согласно редакции Федерального закона "О ветеранах", действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. В соответствии ст. 1 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой отечественной войны 1941 -1945 годов», закон «О ветеранах» распространяется на категории граждан, имеющих место жительство на территории Красноярского края, и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Закона Красноярского края, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст.49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; иные определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан определённые Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года. Согласно данного Указа Президента Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Так же внесены в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" изменения, исключены из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.". Согласно удостоверения серии ВВ Номер обезличен выданного УСЗН Курагинского района 31.07.2000 года Пленкин И.П. является ветераном Великой Отечественной Войны. Из справки ВТЭ-282 Номер обезличен следует, что Пленкин И.П. является инвалидом первой группы общего заболевания с 01.07.1997 года бессрочно и нуждается в постороннем уходе. На основании договора купли-продажи жилого дома от 20.10.2009 года Пленкин И.П. (продавец) передал в собственность ФИО4 (покупатели) жилой дом общей площадью 71,1 кв.м. в том числе жилой площадью 34,3 кв.м. с надворными постройками,, расположенный по адресу: .... 01 июня 2010 года Пленкиным И.П. подано заявление в администрацию Имисского сельского совета о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Из сообщений главы Имисского сельского совета от 01.06.2010 года следует, что в соответствии со ст. 53, п. 8 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ п. 3 ст. 2 Закона Красноярского края от 18.02.2010г. №10-4386 «О порядке обеспечения жильем вКрасноярском крае ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», ФИО3 можете быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий не ранее пяти лет со дня заключения договора купли - продажи жилого дома по адресу: ..., ..., ..., ..., .... Из акта обследования жилого дома, расположенного в ..., ..., .... следует, что жилой дом представляет собой одноэтажное трехкомнатное здание, без фундаментов (стены подлиты бетоном с наружной стороны). Материал стен - дерево (бревно). Кровля шиферная, окна деревянные. Надворные постройки одноэтажные, без фундаментные, кровля - деревянный настил либо шиферная, стены каркасные. Баня одноэтажная, фундамент бетонный, стены деревянные(бревно), кровля шиферная. При этом жилой дом и надворные постройки имеют повреждения (разрушения) по конструктивным элементам: у жилого здания (дома) нижний венец стен частично сгнил, конек кровли рушиться. Из-за неравномерной осадки, штукатурной слой трескается и опадает. Окна рассохлись. Надворные постройки имеют ветхое состояние. Столбы, вкопанные в землю и играющие роль несущих конструкций, сгнили и потеряли устойчивость. Кровля из деревянного настила сгнила, шиферная потрескалась. У бани нижний венец стен сгнил, водогрейный котел проржавел, лавки требуют замены. В связи с вышеизложенным доводы представителя ответчика о том, что при принятии решения об отказе Пленкину И.П. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, руководствовалась нормами Федерального Закона применительно к объективной стороне совершённых ФИО3 действий (действия и гражданско-правовая сделка с жилым помещением, совершение которой привело к умышленному отчуждению занимаемого жилого помещения) несостоятельны. Как установлено в судебном заседании Пленкин И.П. с июня 2009 года проживает в ... у ФИО2, которая ухаживает за ним. Его дом не благоустроен, нуждается в капитальном ремонте, сам он парализован и не может передвигаться. Дом в ... он продал ФИО4, потому что проживать в нем самостоятельно не может. Пленкин И.П. является участником Великой Отечественной войны и на него распространяется действие норм Закона «О ветеранах». 17.12.2009 года заявитель обратился в администрацию Имисского сельского совета с заявлением о включении в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, был поставлен на учет, но затем снят с учета, поскольку продал принадлежащий ему жилой дом. 01.06.2010 года ФИО3 повторно обратился в администрацию Имисского сельского совета с заявлением о включении в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрацией Имисского селького совета ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, как намеренно ухудшившему свои жилищные условия. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако должностными лицами администрации не приняты во внимание те обстоятельства, что Пленкин И.П. является инвалидом первой группы, практически парализован, не может обслуживать жилой дом, который разрушается и требует постоянного ремонта, но и самого себя, в связи с чем ему необходим постоянный посторонний уход. Продажа дома была связана с тяжелыми жизненными обстоятельствами, необходимостью близости к лечебному учреждению и постоянного ухода. Дом, в котором проживал ФИО3, согласно акта обследования не благоустроен, требуется капитальный ремонт. Поэтому он вынужден был переехать из ... в ... к ФИО2, которая согласилась за ним ухаживать. Таким образом, поводом для продажи дома для Пленкина И.П. явились вынужденные жизненные обстоятельства. Намерений со стороны Пленкина И.П. продать дом с целью включения его в списки очередников по улучшению своих жилищных условий судом не установлено. У суда не имеется оснований подвергать сомнению данные доказательства, в связи с чем доводы указанные заявителем заслуживают внимания, тогда как заинтересованным лицом в нарушении ст.56 ГПК РФ не представлено каких-либо обоснованных доказательств возражений. Кроме того, Пленкин И.П. проданный им дом от государства по социальному найму не получал, поэтому суд приходит к выводу о том, что положения статьи 53 ЖК РФ, устанавливающие временной ценз продолжительностью в пять лет со времени отчуждения жилой площади, после чего он мог быть признан нуждающимся в жилом помещении, на него распространяться не могут. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Курагинского района удовлетворить. Признать действия администрации Имисского сельского совета об отказе в постановке Пленкина Ивана Петровича на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным. Обязать администрацию Имисского сельского совета поставить на учёт Пленкина Ивана Петровича, инвалида Великой Отечественной войны, в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Красноярском краевом суде со дня изготовления мотивированного решения ( 26 июля 2010 года) с подачей жалобы через суд постановивший решение. Председательствующий: Л.Д. Сухих
Красноярского края в п.Курагино в составе:
председательствующего - Сухих Л.Д.
с участием прокурора - Варыгина Р.С.,
при секретаре - Пленкиной И.А.,
доводами изложенными в заявлении и пояснил, что ФИО3 является инвалидом первой
группы и участником ВОВ. После смерти жены он попал в больницу, его парализовало.
Поскольку ФИО3 нуждался в постороннем уходе, то с июня 2009 года переехал в п.
Курагино, ... к своей знакомой ФИО2, где и проживает до
настоящего времени. ФИО2 осуществляет за ним уход. Дом остался без
присмотра со всем находящимся там имуществом. В связи с чем, он и был вынужден
продать данный дом ФИО4 Таким образом, поводом для продажи дома для
ФИО3 явились вынужденные жизненные обстоятельства. Намерений с его стороны
продать дом с целью включения его в списки очередников по улучшению своих
жилищных условий не было. В связи с чем, прокурор просит признать действия администрации Имисского сельского совета об отказе в постановке ФИО3 на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязать ответчика поставить на учёт С. в качестве нуждающегося в жилом помещении.