2-323/2010 Решение



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

04 мая 2010 года Курагинского районного суда

Красноярского края в п.Курагино в составе:

председательствующего – Сухих Л.Д.

при секретаре - Пленкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.И. к администрации Курагинского района о признании незаконным постановления администрации Курагинского района от 15.09.2009 года №202-п «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд» и постановления от 30.12.2009 года №411-п « О внесении изменений в постановление Главы района №202-п от 15.09.2009 года», возложении обязанности на администрацию Курагинского района принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и направлении ему проекта договора аренды земельного участка, суд

У С Т А Н О В И Л:

Н.И. обратился в Курагинский районный суд с иском о признании незаконным бездействия администрации Курагинского района в части не предоставления ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу РФ, **** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187, возложении обязанности на администрацию Курагинского района принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и направлении ему проекта договора аренды земельного участка, в последствии исковые требования изменил, просит признать незаконным постановления администрации Курагинского района от 15.09.2009 года №202-п «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд» и постановления от 30.12.2009 года №411-п « О внесении изменений в постановление Главы района №202-п от 15.09.2009 года».

Свои требования мотивировал тем, что 02.04.2009 года в газете «Тубинские вести» администрацией Курагинского района было опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу РФ, **** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187, площадью 100 000 кв.м. целевое назначение - для ведения личного подсобного хозяйства.

В установленный в объявлении срок 04.04.2009 г. Н.И. направил в адрес Управления экономики и имущественных отношений заявление о желании приобрести право аренды на данный земельный участок.

Письмом от 08.05.2009 года он был уведомлен о том, что приобретение права аренды, на данный земельный участок, будет производиться на аукционе, в связи с тем, что на данный земельный участок поступила более чем одна заявка, а именно поступили заявления граждан Л., Г., Х., Он встретился с некоторыми из заявителей и они сообщили ему, что заявление написали по просьбе работников администрации, намерения на приобретение права аренды на земельный участок у них нет.

Н.И. стал настаивать на предоставлении ему в аренду земельного участка. Но администрацией района было принято постановление № 202-п от 15.09.2009 года о резервировании данного земельного участка для муниципальных нужд.

Так как резервирование земельного участка было произведено с нарушением норм действующего законодательства, прокуратурой Курагинского района был принесен протест на Постановление администрации района о резервировании земельного участка от 15.09.2009 года № 202 –п и от 30.12.2009 года №411-п..

Считает, что постановления администрации Курагинского района №202-п от 15.09.2009 года и от 30.12.2009 года №411-п « О резервировании земельного участка» расположенного по адресу: РФ, **** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187 под создание новых особо охраняемых природных территорий в целях сохранности природных комплексов, является незаконным, поскольку принято в нарушение статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.08 г. № 561 «О некоторых вопросах связанных, с резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В судебном заседании представитель истца Е.В. требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении и пояснила, что 02.04.2009 года в газете «Тубинские вести» администрацией Курагинского района было опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу РФ, **** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187, площадью 100 000 кв.м. целевое назначение - для ведения личного подсобного хозяйства. 19.02.2009 года в установленный срок Н.И. обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду, однако письмом от 08.05.2009 года он был уведомлен о том, что приобретение права аренды, на данный земельный участок, будет производиться на аукционе, в связи с тем, что на земельный участок поступила более чем одна заявка, а именно поступили заявления граждан Л., Г., Х.. Он встретился с некоторыми из заявителей и они сообщили ему, что заявление написали по просьбе работников администрации, намерения на приобретение права аренды на земельный участок у них нет.

Постановлением № 202-п от 15.09.2009 года администрации Курагинского района спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд на срок 7 лет, под создание новых особо охраняемых территорий в целях сохранности природных комплексов (пастбище - защитных насаждений), 30.12.2009 года в данное постановление были внесены изменения не меняющие его сути. Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Ни к одному из перечисленных видов природных комплексов пастбище-защитные насаждения не относятся, поэтому резервирование проведено с нарушением норм действующего законодательства. Прокуратурой Курагинского района был принесен протест на Постановление администрации района о резервировании земельного участка от 15.09.2009 года, однако ответчик протест прокурора проигнорировал.

Просит признать незаконным постановления администрации Курагинского района от 15.09.2009 года №202-п и от 30.12.2009 года №411-п «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд», возложить на ответчиков обязанность принять решение о предоставлении земельного участка в аренду Н.И. и направить ему проект договора аренды.

Истец Н.И. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Курагинского района А.Д. (полномочия проверены) исковые требования не признала и пояснила, что 02.04.2009 года в газете «Тубинские вести» администрацией Курагинского района было опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу РФ, **** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187, площадью 100 000 кв.м. целевое назначение - для ведения личного подсобного хозяйства. В течение месяца с момента публикации в УЭ и ИО поступило 4 заявления о предоставлении земельного участка от граждан Н.И., Х., Л., Г.. В связи с этим заявители письмом от 08.05.2009 г. исх. № 2-582 были уведомлены о том, что в связи с поступлением более чем одной заявки, предоставление данного земельного участка будет осуществляться только на аукционе.

Администрация Рощинского сельского совета обратилась с ходатайством зарезервировать спорный земельный участок для выпаса частного скота и создания пастбище - защитных насаждений. На основании ходатайства было принято решение о резервировании земельного участка *** для муниципальных нужд.

Согласно ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года №33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники).

Порядок резервирования земельного участка был соблюден. Считает требования истца незаконными и необоснованными.

Представитель ответчика Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района Г.В. (полномочия проверены) исковые требования не признал и суду пояснил, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. 02.04.2009 года в газете «Тубинские вести» администрацией Курагинского района было опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу РФ, **** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187, площадью 100 000 кв.м. целевое назначение - для ведения личного подсобного хозяйства. Заявление на предоставление спорного земельного участка в аренду поступило не только от Н.И., но и от других лиц, и до настоящего времени никто из них не отказался от намерения аренды земельного участка, следовательно, предоставление данного земельного участка будет возможно не иначе как с аукциона, поскольку на участок несколько претендентов. На основании ходатайства администрации Рощинского сельсовета было принято решение о резервировании земельного участка *** для муниципальных нужд. Считает, что решение о резервировании спорного земельного участка принято законно и обоснованно.

Представитель заинтересованного лица Глава администрации Рощинского сельского совета В.Г. в судебном заседании пояснил, что земельный участок, расположенного по адресу: РФ, **** необходим для выпаса частного скота, поскольку в связи с застройкой частного сектора и строительством железной дороги негде пасти скот, принадлежащий населению, поэтому они обратились с ходатайством о резервировании данного земельного участка, чтобы в дальнейшем его использовать как окультуренное пастбище.

Заинтересованное лицо Х. суду пояснил, что после публикации в газете «Тубинские вести» объявления о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу РФ, **** он обратился в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, поскольку собирался заняться хозяйством. В настоящее время обстоятельства изменились, и он не претендует на спорный земельный участок.

Выслушав доводы истца, его представителя, представителей ответчиков, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.70.1 земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Согласно ст.94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1, 2, 4, 5 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года №33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники).

Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

В соответствии п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.08 г. № 561 «О некоторых вопросах связанных, с резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:

а) документами территориального планирования.

б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

в) государственной программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

Согласно п. 5. постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.08 г. № 561 «О некоторых вопросах связанных, с резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании земель должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В соответствии с п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.08 г. № 561 «О некоторых вопросах связанных, с резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд» к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Согласно ст.18 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 резервирование земельных участков для государственных нужд края или муниципальных нужд осуществляется в порядке и по основаниям, установленным законодательством, а также:

1) для создания условий строительства и реконструкции жилых, культурно-бытовых, производственных и иных зданий, строений и сооружений, объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и иных градостроительных объектов путем принятия решения о резервировании земельных участков, находящихся в собственности края или муниципальной собственности, для государственных нужд края на основании документов территориального планирования;

2) для создания новых и расширения существующих особо охраняемых природных территорий в целях сохранения и восстановления природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, путем принятия решения о резервировании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Постановлением администрации Курагинского района от 15.09.2009 года №202-п зарезервирован для муниципальных нужд земельный участок, расположенный по адресу: РФ, **** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187, площадью 300 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения под создание новых природных комплексов на срок 7 лет.

Постановлением администрации Курагинского района от 30.12.2009 года №411-п внесены изменения в постановление №202-п от 15.09.2009 года, согласно которым п.1 постановления изложен в следующей редакции: зарезервировать для муниципальных нужд земельный участок, расположенный по адресу: РФ, **** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187, площадью 300 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения под создание новых природных комплексов на срок 7 лет. Ограничить право предоставления земельного участка на время его резервирования с целью создания новых особо охраняемых территорий в целях сохранности природных комплексов.

На основании заявления Главы администрации Рощинского сельского совета от 05.03.2010 года администрацией Курагинского района принято постановление №302-п от 26.04.2010 года о передаче земельного участка,РHорноравыгешщ43гешкало ёлцдркагшажцум расположенного **** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187, площадью 100 000 кв.м. в безвозмездное срочное пользование, сроком на 11 месяцев под пастбище - защитные насаждения.

Из показаний представителя Управления экономики и имущественных отношений Г.В., представителя заинтересованного лица В.Г. следует, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и зарезервирован под пастбище - защитные насаждения.

Земли под пастбище защитные насаждения не относятся к землям особо охраняемых территорий, указанных в ст.94 Земельного кодекса РФ и в ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Вместе с тем все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, на основании которых принимаются решения о резервировании земель. Ответчиком в судебное заседание данные схемы не были предоставлены.

Таким образом, администрацией района резервирование испрашиваемого земельного участка произведено незаконно.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и. органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В силу ст. 8 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» земельные участки, находящиеся в собственности края, предоставляются для целей, не связанных со строительством, гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду в соответствии с законодательством. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, в течение одного месяца после опубликования информации о прошедших государственный кадастровый учет земельных участках подают в уполномоченный орган с заявлением.

В силу ч.4 с. 8 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» по истечении тридцатидневного срока со дня опубликования информации о наличии земельных участков уполномоченный орган в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, физическому или юридическому лицу, подавшему заявление, в случае не поступления заявлений от иных лиц и направляет указанному лицу копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

В соответствие с правилами предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, утвержденными решением Курагинского районного Совета депутатов Красноярского края от30.06.2005 года №3-17 р, предоставление земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством осуществляется по правилам ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством подают заявление в администрацию, которая является собственником земельного участка или распоряжается земельным участком до разграничения государственной собственности на землю.

Рассмотрению подлежат все заявки о передаче земельных участков поступившие в администрацию в месячный срок.

Если, не отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве указанном в заявке, орган местного самоуправление в месячный срок обеспечивает через специализированную землеустроительную организацию изготовление проекта границ земельного участка, который утверждается отделом № б ФУ «Роснедвнжнмости» по Курагинскому району.

После установления границ земельного участка администрация района в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка с приложением проекта его границ:

-в собственность за плату в установленном порядке па торгах;

- в собственность бесплатно, если у гражданин имеется право постоянного ( бессрочного) пользования, пожизненное наследуемое владение земельными участками, а также имеющие в фактическом пользовании земельный участок с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу закона СССР от 06 марта 1990 года №1305 «О собственности в СССР»;

- в аренду, сроком до 49 лет, если на участке имеется недвижимое имущество, находящееся на праве собственности гражданина;

- в аренду, на торгах права аренды, если поступило два и более заявления о передаче в аренду на испрашиваемый земельный участок;

- в аренду, если поступила одна заявка о передаче в аренду на испрашиваемый земельный участок при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.

Согласно ч.3 ст.81 Земельного кодекса РФ Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 года № 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Непосредственный порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлен в ст. 34 ЗК РФ. Граждане, желающие получить земельный участок (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства), подают заявление в орган государственной власти или орган местного самоуправления (в пределах их компетенции), предусмотренные ст. 29 ЗК РФ с указанием целевого использования испрашиваемого земельного участка, размера, месторасположения и титульного права, на которое претендует приобретатель.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды земельных участков в соответствии со статьей 38 ЗК РФ детализированы в Постановлении Правительства РФ от 11.11.2002 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды этих земельных участков".

В соответствии с ч.6 ст.8 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года №7-2542 « О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» при наличии двух и более заявлений на один и тот же земельный участок, уполномоченный орган осуществляет действия по организации проведения торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом.

02.04.2009 года в газете «Тубинские вести» администрацией Курагинского района было опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу РФ, **** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187, площадью 100 000 кв.м. целевое назначение - для ведения личного подсобного хозяйства.

В течении месяца с момента публикации поступило 4 заявления о предоставлении спорного земельного участка в аренду: от Н.И., от Х.., от Л. и от Г.

Уведомлением Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района от 08.05.2009 года Н.И. извещен о том, что в связи поступлением более чем одной заявки на предоставление в аренду земельного участка *** с кадастровым номером 24:23:10 01 005:187 право аренды будет предоставляться не иначе как на аукционе.

Доводы представителя истца, что заявления Х., Л.. и Г. о предоставлении им спорного земельного участка поданы по просьбе администрации, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Согласно записи акта о смерти Г. умер 07.11.2009 года

В судебном заседании заинтересованное лицо Х. пояснил, что не претендует на спорный земельный участок.

Важно, чтобы имелся равный доступ к приобретению прав на земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и чтобы данная процедура носила открытый характер. Достижение этих целей и обеспечивается посредством торгов, особенно при наличии интереса широкого круга лиц к конкретному земельному участку.

В судебном заседании установлено, что на спорный земельный участок претендуют два человека: Л. и Н.И.. Администрацией не приняты решения по данным заявлениям, следовательно, все они являются претендентами на предоставление аренды на спорный участок.

На основании изложенного суд считает, что заявленные исковые требования Н.И. подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. 197 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования Н.И. удовлетворить частично.

Признать незаконными постановление администрации Курагинского района № 202-п от 15.09.2009 года « О резервировании земельного участка для муниципальных нужд» и постановление от 30.12.2009 года №411-п « О внесении изменений в постановление Главы района №202-п от 15.09.2009 года».

В остальной части иска Н.И. отказать

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Красноярском краевом суде со дня изготовления мотивированного решения ( 8 мая 2010 года) с подачей жалобы через суд постановивший решение.

Председательствующий: Сухих Л.Д

Копия верна: Сухих Л.Д.