Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 29 октября 2010 года Курагинского районного суда Красноярского края в п.Курагино в составе: председательствующего – Тетериной Г.Т. с участием прокурора - Варыгина Р.С. при секретаре - Карпуниной Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Курагинская ЦРБ», администрации Курагинского района об обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в Рощинском фельдшерско-акушерском пункте. Оборудовать Рощинский фельдшерско-акушерский пункт автоматической пожарной сигнализацию и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и обеспечить ее надлежащее обслуживание, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУЗ «Курагинская ЦРБ», администрации Курагинского района об обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в Рощинском фельдшерско-акушерском пункте. Оборудовать Рощинский фельдшерско-акушерский пункт автоматической пожарной сигнализацию и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и обеспечить ее надлежащее обслуживание. Иск обосновал тем, что 4 февраля 2009 года прокуратурой района была проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в Рощинском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в <адрес>. В ходе проверки установлено, что В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п.9 НПБ 110-03 в здании ФАПа отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, в нарушение п. 4 НПБ 104-03, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. По результатам проведения проверки заведующей Рощинским ФАП выдано предписание № об устранении выявленных нарушений. 29 декабря 2009 года в рамках проверки отделом государственного пожарного надзора исполнения выданного предписания в Рощинском ФАПе установлено, что предписание не исполнено, автоматическая пожарная сигнализация и система управления и оповещения людей при пожаре в здании ФАП не установлены. Согласно сведениям, предоставленным МУЗ «Курагинская ЦРБ» по состоянию на 21 сентября 2010 года, автоматическая пожарная сигнализации и система управления и оповещения людей при пожаре не установлены. При этом денежных средств ни в 2009 году, ни в 2010 году на устранение нарушений требований пожарной безопасности администрацией района не выделялось. МУЗ «Курагинская ЦРБ» информировала администрацию Курагинского района о наличии нарушений требований пожарной безопасности в фельдшерско-акушерских пунктах, однако денежных средств для устранения нарушений пожарной безопасности администрацией Курагинского район не выделялось. Для установки автоматической пожарной сигнализации и системы управления и оповещения людей при пожаре в ФАПах района требуются денежные средства в размере 500000 рублей. Собственных средств для устранения нарушений у МУЗ «Курагинская ЦРБ» не имеется. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности нежилое помещение ФАП, расположенное по адресу: <адрес> помещение 1 состоит в собственности муниципального образования Курагинский район за №. Как объект муниципальной собственности Курагинского района, закреплен на праве оперативного управления за Муниципальным учреждением здравоохранения «Курагинская ЦРБ» на основании постановления администрации Курагинского района от 04.09.2001 года №Согласно ст. 120 и 296 ГК РФ, ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за содержание зданий и помещений возлагается на учреждения, в оперативном управлении которых находятся указанные объекты. Таким образом, в Рощинском ФАПе не в полном объеме выполняются требования пожарной безопасности. Однако, ни МУЗ Курагинская ЦРБ, ни администрацией Курагинского района должных мер по устранению нарушений не принимается. Своим бездействием администрация Курагинского района и МУЗ «Курагинская ЦРБ» повергает опасности работников ФАПа, а также его посетителей. При этом, согласно данных, предоставленных МУЗ «Курагинская ЦРБ», средняя посещаемость Рощинского ФАПа в месяц составляет 586 человек Отсутствие автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании ФАПа может привести к тяжким последствиям. При возникновении пожара посетители ФАПа, а также его работники не смогут своевременно покинуть помещение, что в свою очередь может повлечь гибель и травмирование людей, причинить вред муниципальному имуществу. В судебном заседании прокурор Варыгин Р.С. иск поддержал, мотивируя вышеизложенным, суду пояснил, что 4 февраля 2009 года прокуратурой района была проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в Рощинском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в <адрес>. В ходе проверки установлено, что Рощинский фельдшерско-акушерский пункт, в нарушение норм пожарной безопасности, не оборудован автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Настаивает на удовлетворении исковых требований, просит обязать ответчика устранить нарушения. Представитель ответчика МУЗ «Курагинская ЦРБ» Сащук И.Л. иск признала и суду пояснила, что Муниципальное учреждение здравоохранения «Курагинская центральная районная больница» учреждено администрацией Курагинского района и является лечебно- профилактическим учреждением, некоммерческой организацией финансируемой за счет средств бюджета. В соответствии с Уставом Муз «Курагинская ЦРБ» имущество Учреждения находится в муниципальной собственности, собственником имущества является администрация Курагинского района. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года № 811 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» подушевым нормативом финансового обеспечения установлены на 1 человека в год и составляют в среднем 7633,4 в год из них: 3 573,8 рубля за счет средств бюджетов. Программой оказания медицинской помощи жителям Красноярского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 15.12.2009 №, утверждено финансовое обеспечение на 1 жителя 1 429,8 рублей. Районом на одного жителя выделено бюджетное финансирование всего 1 033,6 рублей, что составило 28,9%. Для соблюдения действующих требований пожарной безопасности на фельдшерско-акушерских пунктах Курагинского района Лечебным учреждением закладывались в расчеты (сметы) необходимые средства, которые были предоставлены в администрацию Курагинского района. Вместе с тем администрация Курагинского района утвердила бюджетные ассигнования не в полном объем, что повлекло за собой невозможность установки автоматической пожарной сигнализацией и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Муз «Курагинская ЦРБ» неоднократно обращалось в администрацию района о необходимости выделения дополнительного финансирования для устранения нарушений пожарной безопасности в фельдшерско- акушерских пунктах Курагинского района. Собственных средств для устранения нарушений у МУЗ «Курагинская ЦРБ» не имеется. Представитель ответчика Администрации Курагинского района Боева О.Н. иск не признала и суду пояснила, что в соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Все акты проверки соблюдения требований пожарной безопасности, приложенные к исковому заявлению, составлены в отношении заведующих ФАП, которые в данном случае не являются субъектами правонарушения, так ФАПы не имеют статуса юридического лица. Лица, указанные в ч. 1 ст. 38 Закона N 69-ФЗ, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Пунктом 1 ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Исходя из вышеназванных норм права можно сделать вывод, что требование прокурора о привлечении администрации района как соответчика по данному делу неправомерны, так как администрация муниципального образования не может отвечать и нести ответственность за муниципальные учреждения, поскольку данные учреждения как юридические лица сами несут ответственность за нарушение норм законодательства. Кроме того, прокурором района не представлено доказательств того, что у Муз «Курагинская ЦРБ» недостаточно денежных средств для исполнения заявленных требований. В соответствии с постановлением администрации Курагинского района от 07.04.2010 года №-п «Об утверждении перечня получателей средств районного бюджета» Муз «Курагинская ЦРБ» является главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Росийской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований и исполняет соответствующую часть бюджета. Следовательно, администрация района не может нести ответственность за неисполнение норм бюджетного законодательства Муз «Курагинская ЦРБ». Согласно пункта 10 ППБ 01-03 обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности должны лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Кроме того, обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности в зданиях не имеет никакого отношения к предмету ведения муниципального района, предусмотренного пунктом 21 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности в зданиях предусмотрена иными нормативно-правовыми актами и для иных субъектов, а указанный Федеральный закон обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относит к предметам ведения поселения, а не муниципального района, в связи с чем ссылка на пункт 21 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» в данной ситуации не обоснованна и соответственно каких-либо расходных обязательств районного бюджета из этого следовать не может. В связи с этим и пункт 11 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (далее - Приказ МЧС РФ № 313) устанавливает предписания для органов местного самоуправления поселений и городских округов, так как отсылает к нормам Федерального закона «О пожарной безопасности». Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель заинтересованного лица- Финансового отдела администрации Курагинского района Краева Е.Н. суду пояснила, что деньги МУЗ «Курагинская ЦРБ» выделены в полном объеме, считает их доводы о недостаточности средств необоснованными. Свидетель ФИО1 суду пояснила, что является бухгалтером МУЗ «Курагинская ЦРБ», денег на установку автоматической пожарной сигнализации не хватает, у МУЗ «Курагинская ЦРБ» отсутствует финансирование из районного бюджета на проведение данных мероприятий. Выслушав представителей сторон, мнение заинтересованного лица, показания свидетелей, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. На основании ст.38 ФЗ « О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления. В соответствии с информацией, представленной ОГПН по Курагинскому району УГПН ГУ МЧС России по Красноярскому, выявлены нарушения требований пожарной безопасности в Фельдшерско-акушерском пункте <адрес>, в частности здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, чем нарушены п.9 табл.1 ( НПБ 110-03) и п.5.1 табл.1.2 ( НПБ 104-03). Согласно п. 9 приложения к НПБ 110-03, автоматическими установками пожарной сигнализации оборудуются здания общественного и административного значения. Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности нежилое помещение ФАП, расположенное по адресу: <адрес> помещение 1 состоит в собственности муниципального образования Курагинский район за №. Как объект муниципальной собственности Курагинского района, закреплен на праве оперативного управления за Муниципальным учреждением здравоохранения «Курагинская ЦРБ» на основании постановления администрации Курагинского района от 04.09.2001 года №-п. Согласно ст. 120 и 296 ГК РФ, ст.38 Федерального закона «О пожарной На основании ч.2 ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник (учредитель) его имущества. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защита населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций. Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования являются в соответствии с настоящим Федеральным законом расходным обязательством муниципального образования. Из п. 11 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), следует, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующей территории. В соответствии с пунктом 4.2 Устава Муз «Курагинская ЦРБ» имущество Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года № 811 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» подушевым нормативом финансового обеспечения установлены на 1 человека в год и составляют в среднем 7633,4 в год из них: 3 573,8 рубля за счет средств бюджетов. Программой оказания медицинской помощи жителям Красноярского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 15.12.2009 №-п, утверждено финансовое обеспечение на 1 жителя 1 429,8 рублей. Районом на одного жителя выделено бюджетное финансирование всего 1 033,6 рублей, что составило 28,9%. Обращением МУЗ «Курагинская ЦРБ» от 14.07.2009 года в Администрацию Курагинского района подтверждается, что МУЗ «Курагинская ЦРБ» обращалось для решения вопроса о финансировании мероприятий на устранение требований пожарной безопасности, поскольку финансирование за счет средств бюджета (Краевого и местного) за 2008,2009 годы не производилось. Из справки МУЗ «Курагинская ЦРБ» от 25.10.2010 года следует, что у МУЗ «Курагинская ЦРБ» отсутствует финансирование из районного бюджета на проведение мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности на фельдешерско- акушерских пунктах Курагинского района. Учитывая изложенное, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд: Р Е Ш И Л : Требования прокурора удовлетворить. Обязать МУЗ «Курагинская ЦРБ», а в случае недостаточности или отсутствия у него средств, администрацию Курагинского района за счет средств казны Муниципального образования Курагинский район Красноярского края, устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в Рощинском фельдшерско-акушерском пункте. Оборудовать Рощинский фельдшерско-акушерский пункт автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и обеспечить ее надлежащее обслуживание. Установить срок исполнения исковых требований прокурора 3 месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок с подачей жалобы в Курагинский районный суд. Председательствующий: Г.Т.Тетерина
безопасности», ответственность за содержание зданий и помещений
возлагается на учреждения, в оперативном управлении которых находятся
указанные объекты.
Учреждения находится в муниципальной собственности, собственником имущества является администрация Курагинского района.