Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 18 марта 2010 года Курагинского районного суда Красноярского края в п.Курагино в составе: председательствующего – Гориной А.Г. при секретаре – Красничкиной Л.С. рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Межрайонной ИФНС России № 21 по Красноярскому краю о признании незаконным требования № и требования № в части возложения обязанности по доплате налога в сумме 108 рублей 02 копеек, У С Т А Н О В И Л : ФИО4 и ФИО3 обратились в суд с заявлением о признании незаконными требование № об уплате налога и пени по состоянию на 25.11.2009 года и требование № об уплате налога и пени по состоянию на 25.11.2009 года в части возложения обязанности по доплате налога в сумме 108 рублей 02 копеек. Обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговые уведомления. ФИО4 и ФИО3 были лишены возможности своевременно получить такое уведомление, предполагают, по причине неверно указанного адреса, вместо <адрес>. И только 03 декабря 2009 года они по почте получили уже требования об уплате налога, пени и недоимки за 2008 год. Согласно п.3 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета. Обязанность по уплате налога за 2008 год ФИО6 и ФИО2 была в установленном законом порядке исполнена своевременно и недоимок за ними не числилось. Ответчиком были повторно направлены заявителям налоговые уведомления после уплаты ими налога. Кроме того, сумма налога 108 рублей 02 копейки к доплате за 2008 год, указанная в требовании за 2009 год и сумма налога за 2009 год 778 рублей 27 копеек определены неправильно в противоречие с положением законодательства о налогах и сборах. Указывая в налоговых требованиях за 2009 год видно, что расчет налога на имущество был произведен налоговым органом путем применения ставки налога, исчисленной из инвентаризационной стоимости всего имущества безотносительно принадлежащих ему долей в общем имуществе. Сумма налога, определенная к уплате в бюджет в налоговых требованиях №, № за 2009 год является завышенной, поскольку им принадлежит по ? части в облагаемом имуществе. Налоговой базой в 2009 году является инвентаризационная стоимость в размере 259423 рублей (518846 рублей общая инвентаризационная стоимость ? ? часть). Следовательно, налог подлежит расчету по ставке 0,05%, а не по ставке 0,3%, примененной налоговым органом. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2009 год, составляет 129 рублей 71 копейка. Таким образом, налоговыми требованиями № и № за 2009 год на ФИО1, ФИО3 возложена обязанность по доплате налога в размере 108 рублей 02 копеек за 2008 год и в сумме 778 рублей 27 копеек за 2009 год, налог завышен на сумму 756 рублей 58 копеек. В судебном заседании ФИО4 от требования в части признания незаконными требований №, № в части расчета налога к уплате за 2009 год отказался в связи с удовлетворением требований в этой части до судебного разбирательства. Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании требования заявителей не признал и суду пояснил, что согласно п.1 ст.1 Закона N 2003-1 налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона N 2003-1). В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона N 2003-1, а также учитывая, что данным Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 493-О). В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в ст. 2 Закона N 2003-1. Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта. В соответствии с п.1 ст. 3 Закона № ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. В соответствии с п.2 ст. 5 Закона №за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, должна определяться пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности. 28 ноября 2009 года принят Федеральный закон № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которым за имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Указанная норма Федерального закона вступает в силу с 01.01.2010 и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. За 2009 год налоговым органом был сделан перерасчет налога. Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.1 НК РФ плательщиками налога признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно п.1 ст.1 Закона РФ № от 09.02.1991 года «О налогах на имущество физических лиц (в редакции Закона от 05.04.2009 года № 45-ФЗ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц, соразмерно его доле в этом имуществе. В соответствии со ст.2 названного закона объектом налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. В силу ст.249 ГК РФ каждый участок долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению имущества – в виде доли в квартире, а не всей квартиры, несут обязанность по уплате налога лишь на принадлежащее им имущество. В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по <адрес> находится в общей долевой собственности заявителей, каждому из которых принадлежит ? доля квартиры, а потому как владельцы доли, а не всей квартиры, они несут обязанность по уплате налога лишь на принадлежащее им имущество (ст.249 ГК РФ). До 2009 года налог на имущество заявителей рассчитывался исходя из ставки налога от инвентаризационной стоимости доли каждого участника долевой собственности. В 2009 году заявителям были направлены требования и уведомления о перерасчета налога за 2008 год и размера налога за 2009 год, расчет которых производился налоговым органам исходя из ставки налога в зависимости от инвентаризационной стоимости всей квартиры. В соответствии с п.1 ст.3 Закона № ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Решением Рощинского Сельского Совета депутатов от 14.09.2005 года № ставки налога установлены в следующих размерах: Стоимость имущества Ставки налога до 150 тыс. рублей 0,025% от 150 тыс. рублей до 300 тыс. рублей 0,05% от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей 0,1% от 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей 0,3% свыше 700 тыс. рублей 0,5% Таким образом, ставки налога на имущество установлены в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества, в связи с чем суд считает, что применение одной и той же ставки налога в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества ставит в неравное положение налогоплательщиков, нарушая права физических лиц, обладающих долей в праве общей долевой собственности на имущество. При таких обстоятельствах, суд считает, что при расчете налога на имущество физических лиц должна применяться ставка налога в зависимости от инвентаризационной стоимости принадлежащей налогоплательщику доли в праве общей долевой собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения. Доводы представителя Межрайонной ИФНС России № 21 по Красноярскому краю о том, что Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» не предусмотрено в качестве объекта налогообложения доля в праве собственности на имущество, а потому в качестве стоимостного показателя, устанавливаемого для расчета налоговой базы по налогу на имущество принимается стоимость всего имущества, признаваемого объектом налогообложения не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии со ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В связи с чем налоговый орган не вправе был ухудшать положение заявителей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворить. Требование Межрайонной ИФНС России № 21 по Красноярскому краю № и требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.11.2009 года в части возложения обязанности на ФИО1 и ФИО3 по доплате налога за 2008 год в сумме 108 рублей 02 копеек признать незаконными. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Курагинский суд в течение 10 дней. Председательствующий: Копия верна. Председательствующий: А.Г. Горина