Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 28 октября 2010 года Курагинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего – Рылова А.Г. с участием помощника прокурора - Варыгина Р.С. при секретаре - Балашовой Н.В. рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Курагинская ЦРБ», администрации Курагинского района о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в Березовском, Кордовском, Байдовском, Шалоболинском, Жербатском, Кочергинском, Петропавловском, Ойховском, Белоярском, Муринском федшерско-акушерских пунктах, оборудовании их автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Курагинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Курагинская ЦРБ», администрации Курагинского района о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в Березовском, Кордовском, Байдовском, Шалоболинском, Жербатском, Кочергинском, Петропавловском, Ойховском, Белоярском, Муринском федшерско-акушерских пунктах, оборудовании их автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, мотивируя тем, что отделом государственного пожарного надзора по Курагинскому району проведены плановые проверки исполнения требований пожарной безопасности: - 16июня 2009г. в Березовском фельдшерско-акушерском пункте в <адрес> - 19 марта 2009 года в Кордовском фельдшерско-акушерском пункте, у расположенном по адресу: <адрес> 18 июня 2009 года в Байдовском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес> - 14 мая 2009 года в Шалоболинском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес> «а» - 10 августа 2009 года в Жербатском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес> - 4 марта 2009 года в Кочергинском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес> «а» - 7 мая 2009 в Петропавловском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес> - 16 июня 2009 года в Ойховском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес> - 4 марта 2009 года в Белоярском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес> - 4 марта 2009 года в Муринском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверок установлено, что в зданиях ФАПов отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, кроме того, в Байдовском ФАПе деревянные конструкции чердачных помещений не обработаны (пропитаны) огнезащитным составом. По результатам проведенных проверок заведующим ФАПов выданы предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Согласно сведениям, предоставленным МУЗ «Курагинская ЦРБ», автоматическая пожарная сигнализации и система управления и оповещения людей при пожаре в указанных выше фельдшерско-акушерских пунктах не установлены. В судебном заседании помощник прокурора Варыгин Р.С. заявленные требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, просит суд установить ответчикам срок для исполнения исковых требований 3 месяца. Представитель ответчика МУЗ «Курагинская ЦРБ» Сащук И.Л. действующая на основании доверенности исковые требования признала, пояснив, что действительно указанные выше фельдшерско-акушерские пункты не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, для устранения выявленных нарушений необходимы денежные средства, МУЗ «Курагинская ЦРБ» не имеет собственных средств, все здания находятся у них в оперативном управлении, собственником является администрация Курагинского района, руководство которой было информирована о выявленных недостатках, однако денежных средств на это в достаточном объеме перечислено не было. Представитель ответчика МУЗ «Курагинская ЦРБ» Тимофеева С.В. действующая на основании доверенности исковые требования признала и пояснила, что у администрации МУЗ «Курагинская ЦРБ» отсутствуют денежные средства на устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности, в 2009 году они обращались с письмом к главе администрации Курагинского района о рассмотрении вопроса финансирования мероприятий на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности согласно разработанных ими мероприятий, также обращались в финансовое управление администрации Курагинского района и информировали о том, что в связи с отсутствием районного финансирования для проведения противопожарных мероприятий выявленные нарушения не устранены, на их запрос был направлен перечень неотложных работ по пожарной безопасности, однако финансирование на указанные выше цели в запрашиваемом объеме не производилось. Представитель администрации Курагинского района Боева О.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила суду, что требование прокурора о привлечении администрации района как соответчика по данному делу неправомерны, так как администрация муниципального образования не может отвечать и нести ответственность за муниципальные учреждения, поскольку данные учреждения как юридические лица сами несут ответственность за нарушение норм законодательства. Прокурором не представлено доказательств того, что у МУЗ «Курагинская ЦРБ» недостаточно денежных средств для исполнения заявленных требований. В соответствии с постановлением администрации Курагинского района от 07.04.2010 года № 235-п «Об утверждении перечня получателей средств районного бюджета МУЗ «Курагинская ЦРБ» является главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований и исполняет соответствующую часть бюджета. Следовательно, администрация района не может нести ответственность за неисполнение норм бюджетного законодательства МУЗ «Курагинская ЦРБ». Обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности в зданиях не имеет никакого отношения к предмету ведения муниципального района, предусмотренного пунктом 21 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности в зданиях предусмотрена иными нормативно-правовыми актами и для иных субъектов, а указанный Федеральный закон обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относит к предметам ведения поселения, а не муниципального района, в связи с чем ссылка на пункт 21 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» в данной ситуации не обоснованна и соответственно каких-либо расходных обязательств районного бюджета из этого следовать не может. В связи с этим и пункт 11 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) устанавливает предписания для органов местного самоуправления поселений и городских округов, так как отсылает к нормам Федерального закона «О пожарной безопасности». Просит отказать в удовлетворении исковых требований в отношении администрации Курагинского района, как предъявленные к ненадлежащему ответчику. 0Представитель администрации Курагинского района Краева Е.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила суду, что МУЗ «Курагинская ЦРБ» была профинансирована в достаточном объеме для надлежащего содержания в том числе и фельдшерско-акушерских пунктов. Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Судом установлено, что нежилые помещения Березовского, Кордовского, Байдовского, Шалоболинского, Жербатского, Кочергинского, Петропавловского, Ойховского, Белоярского, Муринского ФАПов находятся в собственности муниципального образования Курагинский район, данный факт подтверждается предоставленными выписками из реестра муниципальной собственности. Указанные объекты муниципальной собственности Курагинского района, закреплены на праве оперативного управления за Муниципальным учреждением здравоохранения «Курагинская ЦРБ» на основании постановления администрации Курагинского района от 04.09.2001 года №695-п. После проведенных проверок по соблюдению требований пожарной безопасности были выявлены грубые нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые нашли отражение в актах проверки соблюдения требований пожарной безопасности. МУЗ «Курагинская ЦРБ» информировала администрацию Курагинского района о наличии выявленных нарушений требований пожарной безопасности в фельдшерско-акушерских пунктах, однако денежных средств для устранения нарушений пожарной безопасности администрацией Курагинского район не выделялось. Собственных средств для устранения нарушений у МУЗ «Курагинская ЦРБ» не имеется. Доводы представителей администрации Курагинского района о том, что они не являются надлежащим ответчиком не состоятельны, так как они основаны на неправильном толковании действующего законодательства РФ. Согласно пункта 9 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Поскольку администрация района является собственником имущества, переданного в оперативное управление МУЗ «Курагинская ЦРБ» то в силу Федерального закона №131-ФЗ она обязана принимать меры совместно с МУЗ «Курагинская ЦРБ» по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности по установке автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей при пожаре в указанных выше фельдшерско-акушерских пунктах. Согласно п. 11 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующей территории. Таким образом, в указанных выше фельдшерско-акушерских пунктах не в полном объеме выполняются требования пожарной безопасности. Однако, ни МУЗ Курагинская ЦРБ, ни администрацией Курагинского района должных мер по устранению нарушений не принимается. Своим бездействием администрация Курагинского района и МУЗ «Курагинская ЦРБ» подвергает опасности работников ФАПов района, а также его посетителей. Отсутствие автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании ФАПов может привести к тяжким последствиям. При возникновении пожара посетители ФАПов, а также его работники не смогут своевременно покинуть помещение, что в свою очередь может повлечь гибель и травмирование людей, причинить вред муниципальному имуществу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193 – 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать МУЗ «Курагинская ЦРБ» и администрацию Курагинского района устранить нарушения требований пожарной безопасности в Березовском, Кордовском, Байдовском, Шалоболинском, Жербатском, Кочергинском, Петропавловском, Ойховском, Белоярском, Муринском федшерско-акушерских пунктах, оборудовать их автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить МУЗ «Курагинская ЦРБ» и администрации Курагинского района срок исполнения исковых требований 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд. Копия верна: Председательствующий: Рылов А.Г.