РЕШЕНИЕ Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 июля 2011 года Курагинский районный суд Красноярского края в составе: с участием помощника прокурора: Варыгина Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах Глядешевой Елены Ивановны к Администрации поселка Курагино Курагинского района Красноярского края о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Курагинского района в интересах Матеньшиной В.Н. обратился с иском к администрации п. Курагино об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий мотивируя тем, что Глядешева Е.И. состоит на учете в Управлении и на основании предоставленных ей документов является: вдовой умершего участника Великой отечественной войны. Как установлено проверкой, Глядешева Е.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответсвии с п.1 и п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, то есть не имеет собственного жилого помещения и проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно акту обследования жилого помещения МУ УКС администрации Курагинского района, Глядешева Е.И. проживает в помещении, в котором имеется печное отопление, отсутствует горячее водоснабжение и водоотведение. В соответствии с заявлением Глядешевой, она проживает фактически во времянке и в силу своего возраста не имеет возможности постоянно отапливать помещение времянки. Глядешева Е.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом РФ. 14 марта 2011 года администрацией п. Курагино Глядешева Е.И. незаконно и необоснованно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, то есть в связи с выявлением в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. Однако данные выводы администрации поселка нельзя признать законными и обоснованными, так как не исследованы все обстоятельства имеющие значение для снятия ее с учета. Не дана оценка нуждаемости Глядешевой Е.И. с точки зрения благоустройства ее жилого помещения, отсутствия инженерных систем (отопления, водоснабжения), а также отсутствия собственного жилого помещения. Просит возложить на Администрацию поселка Курагино Курагинского района Красноярского края обязанности поставить Глядешеву Е.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В судебном заседании прокурор Варыгин Р.С. исковые требования поддержал, обосновав их доводами изложенными в исковом заявлении. Представитель ответчика Сакутин А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что Глядешева состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 7 февраля 2011 года и снята с учета 14 марта 2011 года в связи с тем, что проживает со своей дочерью в <адрес>. Глядешева не обращалась в комиссию для осмотра жилища и признании его не пригодным для проживания. Квартира, где проживает Глядешева не признана в установленном порядке непригодной для проживания, следовательно основания для постановки ее на учет в качестве нуждающееся в улучшении жилищных условий отсутствуют. Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что Глядешева ее мать она проживает у своей дочери с августа 2004 года в <адрес>2. У матери нет другого жилья. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд считает исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат. по следующим основаниям. В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Законом Красноярского края от 23 мая 2006г. №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» установлено, что правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма обладают граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом края категориям граждан, признанные по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со ст. 21 Федерального закона 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», настоящий закон распространяется на категории граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Одной из таких категорий граждан, являются члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. В ч.1 ст. 2 указанного Закона Красноярского края, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Распоряжением администрации п.Курагино №12-р от 07.02.2011 года и решением от 07.02.2011 года Глядешева Е.И. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Решением Курагинского поселкового совета депутатов Курагинского района Красноярского края от 29 сентября № 41-120-Р установлена норма площади на одного человека по муниципальному образованию п. Курагино в размере 12 кв.м. на одного человека. Как усматривается из материалов дела, на основании решения и распоряжения № 22-Р от от 14 марта 2011 года администрации п. Курагино Курагинского района Красноярского края Глядешева Е.И. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий как не нуждающаяся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования по договору социального найма на основании п.п. 6 п.1 ст. 56 ЖК РФ. Согласно карточке регистрации Глядешева Е.И. зарегистрирована в принадлежащей ее дочери - ФИО квартире, расположенной в <адрес>. В данной квартире зарегистрировано шесть человек. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 18 марта 2011 года квартира принадлежит дочери истицы – ФИО, на основании договора на передачу квартир в собственность граждан. Актом обследования жилого дома, расположенного по выше указанному адресу, от 28 апреля 2011 года проведенному инженером по надзору за строительством, по степени благоустройства – в доме имеется печное отопление, холодное водоснабжение - колонка, горячее водоснабжение отсутствует, электроснабжение. Требуется текущий ремонт. Судом установлено, что общая площадь жилого дома составляет 100,2 кв.м., в том числе жилой 61,6 кв.м., на каждого из проживающих членов семьи жилая площадь составляет 16,7 кв.м. (100.2 кв.м / 6 чел), что превышает установленную минимальную норму площади на одного человека. Ни Глядешева Е.И., ни собственник вышеуказанного помещения не обращались в межведомственную комиссию, заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в адрес комиссии так же не поступало. Пунктом 47 Положения закреплено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. Таким образом, квартира, расположенная по адресу: <адрес> не признана аварийной или непригодной для проживания, так как не была соблюдена процедура оценки жилого помещения на соответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а так же межведомственной комиссией не было принято решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доводы прокурора о том, что с жилое помещение, где проживает Глядешева не пригодно для проживания, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права. Как следует из анализа норм действующего законодательства прокурор района не наделен полномочиями по оценке соответствия жилых помещений установленным требованиям и по принятию решений о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, каких-либо доказательств в подтверждении своих доводов прокурор не предоставил. Таким образом, суд считает действия администрации п.Курагино по снятию Глядешевой с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий обоснованными. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске прокуратуру Курагинского района Красноярского края в интересах Глядешевой Елены Ивановны к Администрации п.Курагино о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать. Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд. Председательствующий: Рылов А.Г.
председательствующего – Рылова А.Г.,
при секретаре - Балашовой Н.В.