РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 июля 2011 г. Курагинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Рылова А.Г., С участием прокурора Варыгина Р.С., при секретаре Балашовой Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах Каймановой Пелогеи Ивановны к Администрации п. Курагино об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Курагинского района в интересах Каймановой П.И. обратился с иском к администрации п.Курагино об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий мотивируя тем, что Кайманова П.И. проживает по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Курагино, <адрес> общей площадью 31,5 кв.м. вместе со своим сынов К ДД.ММ.ГГГГ рождения и невесткой Н.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Кроме того, К имеет в собственности жилое помещение, общей площадью 37,4 кв.м. расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Курагино, <адрес>. В указанном жилом помещении проживают четыре человека: дочь Л.В., зять В.С., внучки Л и Н. Кайманова П.И. является вдовой умершего участника Великой отечественной войны и нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку в силу её возраста и состояния здоровья она не имеет возможности постоянно отапливать жилое помещение. Она проживает совместно со своим сыном и невесткой, которые также в силу своего возраста и состояния здоровья не могут, осуществляет уход за Каймановой П.И., поскольку в доме печное отопление, отсутствует горячее водоснабжение и не обеспечено водоотведение. Учитывая указанные обстоятельства, Кайманова П.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий. 14 марта 2011г. администрацией п. Курагино Кайманова П.И. незаконно и необоснованно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выявлением в представленных ею документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не существующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. Прокуратура просит обязать администрацию поселка Курагино поставить Кайманову П.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями жилищного кодекса РФ. В судебном заседании прокурор Курагинского района Варыгин Р.С. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в заявлении, просит суд обязать администрацию поселка Курагино поставить Кайманову П.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями жилищного кодекса РФ Представитель администрации п. Курагино Сакутин А.В., действующий на основании доверенности иск не признал и пояснил, что Кайманова П.И. как собственник жилищного помещения не обращалась в межведомственную комиссию, заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, в адрес комиссии так же не поступало. Прокурор района не наделен полномочиями по оценке соответствия жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания. Печное отопление является нормальным способом отопления жилых помещений и допускается в жилых зданиях высотой не более трех этажей. В связи, с чем просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Свидетель ФИО в судебном заседании пояснила, что истица ей приходится матерью. Кайманова П.И. проживает по адресу п. Курагино, <адрес> со своим старшим сыном К, который свидетелю приходится старшим братом. По этому адресу зарегистрировано и проживает всего три человека. В судебном заседании свидетель К пояснил, что в его доме, расположенном по адресу: п. Курагино, <адрес>, проживает его дочь со своей семьей, а он и его супруга с 1995 года проживает со своей матерью и с 1997 года зарегистрирован у своей матери по адресу п. Курагино, <адрес>. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, суд находит, что заявленные требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению. В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Законом Красноярского края от 23 мая 2006г. №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» установлено, что правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма обладают граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом края категориям граждан, признанные по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со ст. 21 Федерального закона 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», настоящий закон распространяется на категории граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Одной из таких категорий граждан, являются члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. В соответствии с ч.1 ст. 2 указанного Закона Красноярского края, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Решением Курагинского поселкового совета депутатов Курагинского района Красноярского края от 29 сентября № 41-120-Р установлена норма площади на одного человека по муниципальному образованию п. Курагино в размере 12 кв.м. на одного человека. Как усматривается из материалов дела, на основании решения и распоряжения № 22-Р от 14 марта 2011г. администрации п. Курагино Курагинского района Красноярского края Кайманова П.И. была снята с учета по улучшению жилищных условий как не нуждающаяся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования по договору социального найма на основании п.п. 6 п.1 ст. 56 ЖК РФ. В соответствии со справкой выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Курагинское отделение по Красноярскому краю по данным на 2 апреля 1999г. за Каймановой П.И. зарегистрирован жилой дом на праве собственности, на основании выписки из решения Исполкома Курагинского поссовета депутатов трудящихся Курагинского района 23 июля 1962 года, расположенный по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Курагино, <адрес>. Из выписки от 20 декабря 2010г. домовой книги администрации п.Курагино следует, что квартиросъемщиком жилого дома, общей площадью 31,5 кв.м., расположенного вышеуказанному адресу является К, с которым совместно проживают его мать Кайманова П.И. и жена Н.И. Следовательно, на одного человека в семье приходиться 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения, что не соответствует установленной норме 12 кв.м. на одного человека. Согласно уведомлению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 декабря 2010г. о том, что за Каймановой П.И. зарегистрированного недвижимого имущества не числиться. Договором передачи и продажи квартир (домов) в личную собственность граждан заключенного 10 декабря 1992 года установлено, что К и Н.И. приобрели в собственность жилой дом общей площадью 37,4 кв.м. Из выписки от 5 июля 2011г. домовой книги администрации п.Курагино следует, что в жилом доме, общей площадью 37,4 кв.м., расположенном по <адрес> зарегистрированы дочь Л.В., зять В.С. и две внучки Л и Н. Следовательно, на одного человека в семье приходиться 9,35 кв.м. общей площади жилого помещения, что не соответствует установленной норме 12 кв.м. на одного человека. Из вышеуказанного следует, что Кайманова П.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 56 ЖК РФ. Таким образом, суд считает решение от 14 марта 2011 года администрации п. Курагино о снятии с учета Каймановой П.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и необоснованным На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию поселка Курагино поставить Кайманову Пелогею Ивановну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку села Усядское, Торбеевского района, Мордовской АССР на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд. Председательствующий: Рылов А.Г.