Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 года р.п.Курагино Курагинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Чугунникова Е.В., с участием прокурора Науджуса Д.С., представителя ответчика Усковой А.Д., при секретаре Кожевниковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Курагинский район» в лице администрации Курагинского района о возложении обязанности по разработке и согласовании в ОГИБДД МО МВД РФ «Курагинский» проектов организации дорожного движения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Курагинского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Курагинский район» в лице администрации Курагинского района о возложении обязанности по разработке и согласованию в ОГИБДД МО МВД РФ «Курагинский» проектов организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности: автомобильной дороги Верхняя Мульга – Можарка, протяженностью 26,14 км, расположенной по адресу – Верхняя Мульга –Можарка, от границы с.Можарка до съезда со строящегося моста через р.Кизир и автомобильной дороги Артемовск-Чибижек, протяженностью 18,65 км, расположенной по адресу – от пересечения улиц Семирацкого и Ольховской г.Артемовск до восточной границы р.п.Чибижек. В заявлении указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения у ответчика выявлены нарушения закона, в частности, до настоящего времени в ОГИБДД МО МВД РФ «Курагинский» не представлены на согласование проекты организации дорожного движения в отношении вышеуказанных автомобильных дорог местного значения, которые должны содержать элементы обустройства местных автомобильных дорог: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки транспортных средств, тротуары и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения сооружения. В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу требований ч.4 ст.6, ч.1 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Отсутствие проектов организации дорожного движения на автомобильную дорогу Верхняя Мульга – Можарка, протяженностью 26,14 км и автомобильную дорогу Артемовск-Чибижек, протяженностью 18,65 км Курагинского района влечет нарушения норм и правил по эксплуатации и содержанию дорог, что нарушает права неопределенного круга лиц. Прокурор просит возложить обязанность по разработке и согласованию в ОГИБДД МО МВД РФ «Курагинский» проектов организации дорожного движения на вышеуказанные автомобильные дороги. В судебном заседании прокурор Науджус Д.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что указанные автомобильные дороги находятся в собственности муниципального образования «Курагинский район», по данным дорогам осуществляется движение между населенными пунктами района. Так же просил установить месячный срок исполнения заявленных требований. Представитель ответчика по доверенности Ускова Александра Дмитриевна в судебном заседании против удовлетворения иска возражала и пояснила, что администрация Курагинского района действительно является собственником автомобильной дороги Артемовск-Чибижек. Однако, прокурором не представлено доказательств, что данная автомобильная дорога не соответствует предъявляемым требованиям. Автомобильная дорога Верхняя Мульга - Можарка, фактически не существует, является только грунтовой дорогой. Для строительства данной дороги отведен земельный участок, который находится в муниципальной собственности. Кроме этого, считает, что администрация Курагинского района не является органом, который обязан разрабатывать проекты организации дорожного движения на вышеуказанные автомобильные дороги, поскольку администрацией с Министерством транспорта Красноярского края и КГБУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» 09 ноября 2010 года заключено трехсторонне соглашение СМАД № 23, согласно которого КГБУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» взяло на себе обязанность по содержанию автомобильных дорог Курагинского района, в том числе автодороги Артемовск-Чибижек, протяженностью 18,65 км. Так же полагает, что указанный прокурором месячный срок для исполнения требований является неразумным с учетом необходимости выполнения работ по разработке проекта, размещения муниципального заказа и корректировки бюджета. Привлеченное судом к участию в деле третье лицо - Министерство транспорта Красноярского края (далее Министерство) в судебное заселение не явилось, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве третье лицо указало, что содержание автомобильных дорог местного значения относится к расходным обязательствам муниципальных образований в соответствии со ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Право муниципальной собственности на автомобильную дорогу Артемовск-Чибижек зарегистрировано Курагинским районом. Сведения о зарегистрированном праве в отношении автодороги Верхняя Мульга – Можарка в Министерстве отсутствуют, но в силу критериев, перечисленных в п.10 ст.5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» данная дорога также является автодорогой местного значения. Таким образом, Красноярский край в силу изложенного и ст.210 ГК РФ не имеет отношения к автомобильным дорогам местного значения и не несет ответственности за их состояние и разработку проектов организации дорожного движения. Существование долгосрочной целевой программы «Дорожный фонд Красноярского края» не означает принятие на себя Красноярским краем обязанностей по содержанию дорог местного значения, не отменяет и не умаляет действие Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Привлеченное судом к участию в деле третье лицо Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (далее учреждение) в судебное заселение не явилось, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве третье лицо указало, что в рамках соглашения СМАД № 23 от 09.11.2010 года стороны договорились о сотрудничестве и взаимодействии в целях обеспечения содержания проезжей части автомобильных дорог круглогодичного действия между населенными пунктами, в том числе межпоселенческой автодороги Артемовск-Чибижек. Автомобильная дорога Верхняя Мульга –Можарка исключена из вышеуказанного соглашения, что отражено в протоколе совещания по определению сети межпоселенческих автодорог Курагинского района в связи с невозможностью обеспечения проезда за счет средств содержания. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и письма МВД РФ от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 № 01-29/5313 заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять данными дорогами. Таким органом в отношении указанных автодорог является администрация Курагинского района, в связи с чем учреждение полагает, что правовые основания по обязанию администрации Курагинского района разработать и согласовать в ОГИБДД МО МВД РФ «Курагинский» проекты организации дорожного движения в отношении межпоселенческих автомобильных дорог Артемовск-Чибижек и Верхняя Мульга-Можарка имеются. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению на основании следующего. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1996 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федервации Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах К;урагинского муниципального района при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на муниципальное образование «Курагинский район». Как установлено в суде, в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Курагинского района выявлено отсутствие согласованных проектов организации дорожного движения на местных автомобильных дорогах: автомобильной дороге Верхняя Мульга – Можарка, протяженностью 26,14 км, расположенной по адресу – Верхняя Мульга –Можарка, от границы с.Можарка до съезда со строящегося моста через р.Кизир и автомобильной дороге Артемовск-Чибижек, протяженностью 18,65 км, расположенной по адресу – от пересечения улиц Семирацкого и Ольховской г.Артемовск до восточной границы р.п.Чибижек. В соответствии с представленными выписками из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Курагинский район», а так же представленных суду свидетельства о государственной регистрации права в отношении автодороги Артемовск – Чибижек и выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними в отношении автодороги Верхняя Мульга-Можарка, указанные автомобильные дороги являются мунципальной собственностью муниципального образования «Курагинский район». Изложенное опровергает доводы представителя ответчика, о том, что автодорога Верхняя Мульга - Можарка не существует на местности. Вышеуказанные автомобильные дороги относятся к дорогам местного значения вне границ населенных пунктов в границах Курагинского муниципального района, что не оспаривается представителем ответчика. Положениями ст.21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Изучение условий дорожного движения транспортных средств, принятие мер по совершенствованию организации движение транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, согласно Указа Президента РФ № 711 от 15.06.1998 года, проводится государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах принят и согласован Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федеральным дорожным агентством 07.08.2006 № 01-29/5313. В проекте организации дорожного движения отражается схема установки всех дорожных знаков, ограждений, пешеходных переходов, освещения, направляющих устройств и т.д. с указанием конкретного места их установки. Оценивая позицию представителя ответчика о передаче автодороги сообщением Артемовск-Чибижек на обслуживание КГБУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», суд приходит к выводу, что в рамках соглашения СМАД № 23 от 09.11.2010 года стороны договорились о сотрудничестве и взаимодействии только в целях обеспечения содержания проезжей части автомобильных дорог круглогодичного действия между населенными пунктами, в том числе межпоселенческой автодороги Артемовск-Чибижек. Заключение данного соглашения, а так же существование долгосрочной целевой программы «Дорожный фонд Красноярского края», утвержденной Постановлением Правительства края от 03.02.2009 № 53-п не означает принятие на себя Красноярским краем и КГБУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» обязанностей по содержанию дорог местного значения и разработке проектов организации дорожного движения, не отменяет и не умаляет действие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так же суд считает не обоснованной позицию представителя ответчика в части непредоставления прокурором сведений об имеющихся на указанных автодорогах нарушений действующих норм и правил, поскольку перечисленными нормами закона и подзаконных актов обязанность по разработке и согласованию проектов организации дорожного движения не ставиться в зависимость от фактического состояния дорог. В этой связи, суд считает, что ответчик, как лицо, отвечающее за безопасное состояние дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района обязан в соответствии с законом осуществлять мероприятия по организации дорожного движения на основе проекта организации дорожного движения, и находит требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, с учетом временных и финансовых затрат, требуемых для заказа проекта и его выполнения, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения заявленных требований в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Курагинского района удовлетворить. Обязать муниципальное образование «Курагинский район» разработать и согласовать в ОГИБДД МО МВД РФ «Курагинский» проекты организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог: - Верхняя Мульга – Можарка, протяженностью 26,14 км, расположенной по адресу – Верхняя Мульга –Можарка, от границы с.Можарка до съезда со строящегося моста через р.Кизир Курагинского района Красноярского края; - Артемовск-Чибижек, протяженностью 18,65 км, расположенной по адресу – от пересечения улиц Семирацкого и Ольховской г.Артемовск до восточной границы р.п.Чибижек Курагинского района Красноярского края, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в кассационном порядке в течение десяти дней со дня принятия. Председательствующий Е.В.Чугунников