2-488/2011 Решение



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 сентября 2011 года р.п.Курагино

Курагинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – Чугунникова Е.В.,

с участием представителя ответчика – Усковой А.Д.,

при секретаре - Кожевниковой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Модженовой Светланы Викторовны к Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о признании незаконными действий Управления, в части отказа в предоставлении ей в аренду земельного участка и предоставлении в пользование земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Модженова С.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о предоставлении ей в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, мотивируя свои доводы тем, что 13.08.2008 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в п.Жаровск, Курагинского района на <адрес>

03 августа 2010 года ответчиком письмом № 2-884 было отказано в удовлетворении поданного заявления по причине отсутствия генерального плана, правил застройки и документов по зонированию территории в п.Жаровск Курагинского района, так же указано, что истребуемый земельный участок находится в составе земель Лесного фонда, а в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ, распоряжение данными земельными участками находится в полномочиях Правительства Российской Федерации.

Заявитель не согласен с решением ответчика, считая, что оно противоречит действующему законодательству, просит возложить обязанность на Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района предоставить ему в аренду земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный на территории администрации Черемшанского сельского совета п.Жаровск, <адрес> Курагинского района Красноярского края.

В судебном заседании истец Модженова С.Д. отсутствует, обратилась с заявлением, в котором просит дело рассмотреть ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика - Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района Ускова А.Д., действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала и пояснила, что согласно Положения об Управлении экономики и имущественных отношений Курагинского района, утвержденного решением районного Совета депутатов от 21.02.2008 г. № 37-259р, УЭ и ИО в пределах своей компетенции обеспечивает защиту имущественных прав собственника имущества — МО Курагинский район при ведении дел в судах.

В соответствии с абз.2 ч.З ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ: «Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Постановлением администрации Курагинского района от 13.07.2006 г. № 127-П «Об определении уполномоченного органа по распоряжению земельными участками» Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района ( далее — УЭ и ИО) было определено уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Из представленных материалов дела не понятно, какой именно отказ в предоставлении земельного участка обжалуется заявительницей - в описательной части искового заявления идет речь о письме УЭ и ИО исх. № 2-884 от 03.08.2010 г. Однако данное письмо являлось результатом рассмотрения обращения Шейнина А.Я., как кадастрового инженера, о согласовании межевых планов земельных участков, и в письме было указано на невозможность формирования земельного участка в связи с нарушениями ГрК РФ.

Согласно ст. 256 ГПК РФ: «Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод». Однако заявитель обратился в суд только 24.06.2011 по истечении 6 месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (если считать от письма от 03.12.2010), без указания каких-либо уважительных причин, то есть пропустил срок для обращения в суд.

В соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации формирование земельных участков в городских и сельских поселениях проводится в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), в том числе (предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса Российской орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».

Под зонированием территории в соответствии со ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации следует понимать - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации основной целью зонирования территории является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Для комфортной и безопасной жизни граждан в Соответствии со ст. 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в результате Градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В связи с отсутствием Генерального плана п.Жаровск в настоящее время невозможно определить границы населенного пункта, установить категорию земель и цель их использования. Также отсутствие генерального плана территорий препятствует определению возможности технического подключения к сетям инженерно-коммунальной инфраструктуры, что является нарушением ст. 30 ЗК РФ.

Генеральный план п.Жаровск был изготовлен и проходит в настоящее время процедуру согласования в министерствах Красноярского края. Так же считает, необоснованной ссылку заявителя на ст. 28 ЗК РФ, поскольку в ней идет речь о предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, в том числе и в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре объектов недвижимости». Следовательно, согласно гражданского законодательства РФ, объектом гражданских прав и сделок могут быть только индивидуально-определенные вещи, в том числе и объекты недвижимости.

На данный момент заявителем земельный участок индивидуально не определен, не проведены землеустроительные работы и постановка на кадастровый учет, более того, в заявлении от 09.11.2010 Истец не указывает даже площади участка. Акт выноса границ № 341/14 от 01.11.2008 г. не предусмотрен действующим законодательством и является только личным пожеланием гражданина. Его исполнение не требуется и не может являться подтверждением права на земельный участок.

Кроме того, в УЭ и ИО ведется очередь льготного предоставления земельных участков многодетным гражданам. За предоставлением земельного участка в п.Жаровск согласно Журнала регистрации зарегистрировано 12 заявлений, в том числе 6 заявлений, поданных в ноябре 2011 года. Следовательно, при возможности формирования земельного участка в первую очередь он будет предложен многодетным гражданам в соответствии с ЗК РФ, Законом Красноярского края «О регулировании земельных отношений на территории Красноярского края», посланием Президента РФ.

Заявления истца от 13.08.2008 года представитель ответчика не видела, наличие штампа администрации района о регистрации заявления не указывает, на то что данное заявление рассматривалось в администрацией района. Так же пояснила, что в 2008 года практиковалось, поступившие заявления граждан о предоставлении земельных участков после регистрации возвращать гражданам, для самостоятельного изготовления схем размещения земельных участков. Возможно так же и было с обращением Модженовой в 2008 году.

Заинтересованное лицо - представитель администрации Черемшанского сельсовета, будучи надлежаще уведомленным, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Стороны не возражают против рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица.

Свидетель Роднин Ю.В. – начальник отдела архитектуры и градостроительства в Курагинском районе суду пояснил, что представленный ему до судебного заседания акт выноса границ № 341/14 от 01.11.2008 г., выполненный ООО «Поворот» в отношении земельного участка, расположенного в п.Жаровск по <адрес> не предусмотрен действующим законодательством и не мог быть согласован администрацией района как в 2008 году, так и в настоящее время. Согласно представленного им ортофотоплана спорного земельного участка, его расположение в предложенном варианте закрывает имеющийся хозяйственный проезд между двумя уже сформированными и предоставленными гражданам земельными участками. Вместе с этим он не может указать, нарушает ли в настоящее время данное расположение земельного участка действующие градостроительные нормы.

Выслушав доводы ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что требования Модженовой С.Д. обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 3 Федерального закона № 112-ФЗ от 07 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

В соответствии с п.п.1, 2, 4 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Аналогичный порядок установлен и Решением Курагинского районного Совета депутатов № 3-17р от 30.06.2005 года «Об утверждении правил предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории района.

Судом установлено, что Модженова С.Д. обратилась в администрацию Курагинского района с заявлением для получении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в п.Жаровск <адрес> 13 августа 2008 года. По данному заявлению ответчиком каких-либо действий не совершено. Доводы ответчика о том, что данное заявление не находилось на рассмотрении в администрации района опровергаются имеющимся штампом администрации района о поступлении заявления, в котором указана дата и входящий номер. 09 ноября 2010 года истец Модженова С.Д. повторно обратилась с аналогичным заявлением в отношении того же земельного участка. Уполномоченным органам исполнительной власти – Управлением экономики и имущественных отношений Курагинского района (далее Управление) 03 декабря 2010 года письмом № 2-1536 принято решение о безосновательности заявления Модженовой С.Д., поскольку ей ранее неоднократно давались ответы по рассматриваемому вопросу со ссылкой на письмо № 2-884 от 03.08.2010 года. При этом ответчиком не представлено в судебном заседении каких-либо ответов направленных ранее истцу Модженовой в отношении спорного земельного участка.

В письме от 03 августа 2010 года № 2-884 Управлением руководителю ООО «Поворот» Шейнину А.Я. отказано в согласовании межевых планов земельных участков, в том числе и спорного, по основаниям отсутствия генерального плана, правил застройки и документов по зонированию территории в п.Жаровск Курагинского района, так же по основанию того, что истребуемый земельный участок находится в составе земель лесного фонда, а в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ, распоряжение данными земельными участками находится в полномочиях Правительства Российской Федерации.

Поскольку ответчиком не представлено иных писем направленных истцу Модженовой С.Д. в отношении спорного земельного участка, оценивая направленный Модженовой ответ от 03 декабря 2010 года письмом № 2-1536 и письмо № 2-884 от 03 августа 2008 года, суд, приходит к выводу, что истцу Модженовой С.Д. Управлением отказано в предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в п.Жаровск по <адрес> по основаниям изложенным в письме № 2-884 от 03 августа 2008 года.

Согласно п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Из предоставленных материалов дела и показаний представителя ответчика следует, что указанные в п.4 ст.28 ЗК РФ ограничения, которые могли быть применены в качестве отказа в предоставлении земельных участков заявителю, при направлении ответов № 2-884 от 03.08.2010 и № 2-1536 от 03.12.2010 отсутствуют.

Невыполнение возложенных законом на органы местного самоуправления обязанностей по зонированию территорий, изготовлению и оформлению градостроительных документов не может являться основанием для отказа гражданам в выделении земельных участков. Доказательств нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда так же не представлено.

Оценивая доводы представителя ответчика, которые были дополнительно объявлены в ходе судебного заседания, суд так же находит их несостоятельными.

Так, заявленное ходатайство о пропуске срока обращения истца в суд с заявлением об оспаривании действий или бездействий органа власти не подлежит удовлетворению, поскольку истец обратился в суд в порядке искового производства и оспаривает, в том, числе наличие права на спорный земельный участок. В связи с чем, в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности, который не нарушен.

Доводы представителя ответчика о нарушении норм градостроительного законодательства (перекрытие хозяйственного проезда) при выделении земельного участка по варианту, предложенному истцом в схеме выполненной ООО «Поворот» не подтверждены соответствующими доказательствами. Так же о каких-либо нарушениях в настоящее время не сообщил и свидетель Роднин Ю.В.. Несформированность спорного земельного участка и отсутствие его на кадастровом учете, так же не может служить основаниям для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку Управлением в нарушение требований ст. 34 Земельного кодекса РФ не была выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что препятствовало истцу в последующем выполнить кадастровые работы и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Не представлено доказательств о притязаниях на спорный земельный участок со стороны иных, кроме Модженовой С.Д., лиц. Доводы представителя ответчика об отсутствии на территории п.Жаровск свободных земельных участков, опровергаются исследованным в ходе судебного заседания постановления главы Черемшанского сельсовета № 54-п от 05.08.2008 года, согласно которому, спорному земельному участку, предназначенному для ведения личного подсобного хозяйства присвоен адрес: п.Жаровск <адрес>. Согласно справки Черемшанского сельсовета от 09.10.2008 года спорный земельный участок внесен в адресный реестр Черемшанского сельсовета Курагинского района.

Суд считает, что приведенные ответчиком доводы, на основании которых заявителю отказано в предоставлении в аренду земельного участка, не состоятельны, так как в данном случае были нарушены законные права Модженовой С.Д.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Модженовой Светланы Дмитриевны удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района об отказе Модженовой Светлане Дмитриевне в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Возложить обязанность на Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района предоставить Модженовой Светлане Дмитриевне аренду земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в п.Жаровск <адрес> Курагинского района Красноярского края в порядке установленном Земельном кодексом Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд.

Председательствующий: Е.В.Чугунников