2-507/2011 Решение



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

04 октября 2011 года р.п.Курагино

Курагинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,

с участием представителя истца Несяева Е.Н.,

представителя ответчика Усковой А.Д.,

при секретаре Балашовой Н.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова Василия Владимировича к Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о признании незаконными отказа в предоставлении в аренду земельного участка и предоставлении в пользование земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Попов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о предоставлении ему в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, мотивируя свои доводы тем, что 28.03.2011 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в п.Тиберкуль, Курагинского района.

25 апреля 2011 года ответчиком было отказано в удовлетворении поданного заявления по причине отсутствия генерального плана, правил застройки и документов по зонированию территории в п.Тиберкуль Курагинского района. Заявитель не согласен с решением ответчика, считая, что оно противоречит действующему законодательству, поскольку Земельным кодексом не предусматривается отказ по данному основанию, просит возложить на ответчика обязанность по согласованию представленной им схемы расположения земельного участка и постановке земельного участка на кадастровый учет, а так же обязать на Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района предоставить ему в аренду сроком на 49 лет земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в п.Тиберкуль, Курагинского района Красноярского края площадью 1950 кв.м. В последующем исковые требования были уточнены, истец просил признать отказ в предоставлении земельного участка незаконным, возложить обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка, постановке земельного участка на кадастровый учет в течение 60 рабочих дней, с даты вступления решения суда в законную силу, уменьшена площадь истребуемого земельного участка до 854 кв.м.

В судебном заседании представитель истца Несяев Е.Н., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования подержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в заявлении. Дополнительно пояснил, что действующим земельным законодательством не предусмотрен отказ в предоставлении земельного участка в виду отсутствия градостроительного плана. Земельный участок, расположенный в п. Тиберкуль Черемшанского сельсовета Курагинского района внесен в адресный реестр муниципального образования. Рядом с данным земельным участком расположены и другие земельные участки уже предоставленные в пользование и собственность граждан. Схема расположения земельного участка согласована с лесничим Байковым И.Н. и не захватывает земли лесного фонда. Исходя из изложенного, земельный участок располагается в границах поселка Тиберкуль и отказ в его предоставлении недопустим. Кроме этого, с целью возможного предупреждения нарушений природоохранного законодательства им уменьшена площадь истребуемого земельного участка с 1950 до 854 кв.м., тем самым участок в таком варианте располагается на расстоянии более 50 метров от границы водоема – озера Тиберкуль. Так же считает необходимым возложить на ответчика обязанность по постановке на кадастровый учет земельного участка в течение 60 рабочих дней, так как сдать документы в кадастровую палату не затруднительно, а в последующем забрать выписку кадастрового паспорта может только ответчик, который может злоупотребить предоставленным ему правом. Схема расположения земельного участка изготовлена, необходимо ее только согласовать. Так же готов и проект межевого дела на земельный участок, в котором не хватает соответствующего согласования с ответчиком. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Ускова А.Д., действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала и пояснила, что согласно Положения об Управлении экономики и имущественных отношений Курагинского района, утвержденного решением районного Совета депутатов от 21.02.2008 г. № 37-259р, УЭ и ИО в пределах своей компетенции обеспечивает защиту имущественных прав собственника имущества — МО Курагинский район при ведении дел в судах.

В соответствии с абз.2 ч.З ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ: «Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Постановлением администрации Курагинского района от 13.07.2006 г. № 127-П «Об определении уполномоченного органа по распоряжению земельными участками» Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района ( далее — УЭ и ИО) было определено уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации формирование земельных участков в городских и сельских поселениях проводится в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), в том числе (предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса Российской орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».

Под зонированием территории в соответствии со ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации следует понимать - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации основной целью зонирования территории является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Для комфортной и безопасной жизни граждан в Соответствии со ст. 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в результате Градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В связи с отсутствием Генерального плана п.Тиберкуль в настоящее время невозможно определить границы населенного пункта, установить категорию земель и цель их использования.

Генеральный план п.Тиберкуль был изготовлен и проходит в настоящее время процедуру согласования в министерствах Правительства Красноярского края.

На данный момент определить, где именно – на землях населенных пунктов или на землях лесного фонда находится истребуемый заявителем земельный участок, не представляется возможным, в виду отсутствия установленных границ поселения. К схеме представленной представителем истца и составленной лесничим Байковым И.Н. необходимо отнестись критически, так как последний сам является арендатором земельного участка в п.Тиберкуль и заинтересован в исходе дела.

Заинтересованное лицо - представитель администрации Черемшанского сельсовета, будучи надлежаще уведомленным, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Черемшанского сельсовета и отсутствии возражений против удовлетворения искового заявления Попова В.В..

Свидетель Р – начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Курагинского района суду пояснил, что действительно генеральный план, в который включается п.Тиберкуль, в настоящее время проходит процедуру согласования, срок данной процедуры ему не известен. Вместе с этим он не может указать, нарушает ли в настоящее время расположение земельного участка на представленной схеме, выполненной Похлебаевым В.И. какие-либо действующие градостроительные нормы или нормы природоохранного законодательства.

Свидетель Д, работающий инженером охраны и защиты леса в КГКУ «Курагинский» пояснил, что лесничий Байков И.Н. является лицом, уполномоченным на составление схемы от 19.09.2011 года, представленной ему в судебном заседании. Схема составлена правильно. Согласно данной схемы указанный в ней земельный участок, который истребуется Поповым действительно расположен на землях поселения и не захватывает лесной фонд. Однако не понятно, каким образом и относительно каких координат определено именно такое расположение и конфигурация спорного земельного участка, в связи с чем он не может сделать однозначный вывод располагается ли данный земельный участок в действительности за землях поселения или землях лесного фонда.

Выслушав доводы представителей истца и ответчика, показания свидетелей и, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 3 Федерального закона № 112-ФЗ от 07 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

В соответствии с п.п.1, 2, 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Судом установлено, что Попов В.В. 28.03.2011 года обратился в администрацию Курагинского района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в п.Тиберкуль площадью 1950 кв.м.

25 апреля 2011 года Управлением экономики и имущественных отношений истцу отказано в предоставлении данного земельного участка по основанию отсутствия генерального плана, правил застройки и документов по зонированию территории в п.Тиберкуль Курагинского района.

Согласно п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Из предоставленных материалов дела и показаний представителя ответчика, свидетелей следует, что указанные в п.4 ст.28 ЗК РФ ограничения, которые могли быть применены в качестве отказа в предоставлении земельного участка заявителю, при направлении ответа от 25 апреля 2011 года, отсутствуют.

Невыполнение возложенных законом на органы местного самоуправления обязанностей по зонированию территорий, изготовлению и оформлению градостроительных документов не может являться основанием для отказа гражданам в выделении земельных участков. Доказательств нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда так же не представлено.

Оценивая доводы представителя ответчика, которые были дополнительно объявлены в ходе судебного заседания, суд так же находит их несостоятельными.

Так, доводы представителя ответчика о нарушении норм природоохранного законодательства и нахождении участка в составе земель лесного фонда не подтверждены соответствующими доказательствами.

В соответствии с ч. 2 закона Красноярского края от 18 февраля 2005 года № 13-3009 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Курагинский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" (в ред. Закона Красноярского края от 19.02.2009 N 8-2958) установлены границы в соответствии с картографическими описаниями (планами) границ и наделено статусом сельского поселения муниципальное образование Черемшанский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Черемшанка (административный центр), деревня Гуляевка, поселок Жаровск, поселок Казыр, деревня Петропавловка, поселок Тагасук, поселок Тиберкуль.

Распоряжением главы Черемшанского сельсовета № 14-р от 18.02.2011 года спорному земельному участку, предназначенному для ведения личного подсобного хозяйства присвоен адрес: п.Тиберкуль . Из показаний свидетеля Д, следует, что схема расположения земельного участка составленная лесничим Байковым И.Н. и представленная истцом составлена правомочным лицом, а так же правильно. Согласно представленного истцом кадастрового плана территории на кадастровый квартал , на котором располагается и спорный земельный участок, в данном кадастровом плане расположены помимо земель лесного фонда, промышленности и земли поселений. В том числе, представлены сведения о предоставлении гражданам земельных участков на землях поселения Тибиркуль . При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нахождении спорного земельного участка, расположенного по адресу п.Тиберкуль на землях поселения.

Суд считает, что приведенные ответчиком доводы, на основании которых заявителю отказано в предоставлении в аренду земельного участка, не состоятельны, так как в данном случае были нарушены законные права Попова В.В..

Вместе с тем, рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязанности по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка в течение 60 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит данные требования не основанными на нормах закона. Так, в соответствии п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ после утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Как установлено в судебном заседании, заявителем не исполнена обязанность по обеспечению выполнения в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ в полном объеме, с соответствующим заявлением в уполномоченный орган об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка он не обращался. В связи с этим у суда отсутствуют основания по возложению обязанности на ответчика по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка, так как права заявителя в данном случае не нарушены. Указанный вывод не препятствует заявителю на защиту своих прав при не выполнении ответчиком обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Попова В.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Попова Василия Владимировича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района об отказе Попову Василия Владимировичу в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Возложить обязанность на Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района согласовать подготовленную индивидуальным предпринимателем Похлебаевым В.И. схему расположения земельного участка, расположенного в п.Тиберкуль Курагинского района Красноярского края общей площадью 850 кв.м и предоставить данный земельный участок Попову Василию Владимировичу в аренду для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет, без проведения торгов, в порядке установленном Земельном кодексом Российской Федерации.

В удовлетворении требований в части возложения обязанности на Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района по постановке на кадастровый учет в течение 60 рабочих дней земельного участка, расположенного в п.Тиберкуль Курагинского района Красноярского края отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд.

Председательствующий Е.В.Чугунников