2-601/2011 Решение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2011года р.п.Курагино

Курагинский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,

с участием помощника прокурора Науджуса Д.С.,

представителя истца Комаровой Л.А.,

представителя ответчика Илющенко И.А.,

при секретаре Кожевниковой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова Кирилла Александровича к Шаболину Владиславу Евгеньевичу о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Комаров К.А. обратился в суд с иском к Шаболину В.Е. о взыскании денежной компенсации морального вреда в связи с гибелью отца и материальных затрат на погребение.

Исковые требования мотивированы тем, Курагинским районным судом апелляционным приговором Шаболин В.Е. осужден по ст. 125 УК РФ за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного принять меры к самосохранению вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощи данному лицу и сам поставил его в опасное для жизни состояние. Действия Шаболина В.Е. явились причиной смерти отца истца. Нравственные страдания, связанные с гибелью отца оценивает в <данные изъяты> рубля. Кроме этого, истцом понесены затраты на погребение отца в общей сумме <данные изъяты> рублей. Данные суммы материального ущерба и компенсацию морального вреда просит взыскать с ответчика. В последующем представителем истца исковые требования были изменены, заявлен отказ от взыскания суммы материального ущерба, а размер компенсации морального вреда увеличен до <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истца Комарова Любовь Александровна, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в заявлении. Дополнительно пояснила, что ответчик Шаболин В.Е. 16 марта 2010 года на своем автомобиле совершил наезд на К, являющегося отцом истца Комарова К.А.. При данном дорожном транспортном просишествии К были причинены телесные повреждения, явившиеся причиной наступившей смерти. Вина Шаболина В.Е. в совершении дорожно-транспортного происшествия установлена не была, но он был осужден по ст.125 УК РФ, так как не оказал после наезда на К помощи, которую должен был оказать. Погибший К проживал вместе со своими детьми Комаровым К.А. и К содержал последних. Смертью близкого человека – отца истцу Комарову К.А. причинены нравственные страдания, компенсацию которых оценивает в <данные изъяты> рублей и просит взыскать данную сумму с Шаболина В.Е..

Представитель ответчика Илющенко Ирина Анатольевна, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск признала частично, пояснив, что действительно приговором от 03.02.2011 года ответчик Шаболин В.Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.125 УК РФ, выразившееся в оставлении в опасном для жизни потерпевшего К состоянии. Приговор вступил в законную силу, поэтому основания для взыскании компенсации морального вреда имеются. Однако, при определении его размера, просила применить положения ч. 2 ст.1083 ГК РФ и уменьшить размер компенсации. По мнению представителя ответчика, сумма в размере <данные изъяты> рублей является завышенной, не соответствующей принципам разумности и справедливости по ряду причин. Так, вина Шаболина В.Е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ не установлена, согласно заключения автотехнической экспертизы он не мог предотвратить наезд на лежащего на проезжей части дороги в состоянии алкогольного опьянения погибшего К. Последний сам грубо нарушал Правила дорожного движения Российкой Федерации, находясь на проезжей части дороги в состоянии сильного алкогольного опьянения, что установлено материалами дела, то есть погибший сам способствовал совершению преступления. Даже при оказании помощи Шаболиным В.Е. пострадавшему Комарову непосредственно после наезда на него, у последнего не было возможности выжить. Такой возможности не имелось даже при оказании квалифицированной медицинской помощи в виду тяжести причиненных телесных повреждений, что так же установлено судом из показаний эксперта Чапаева. Так же просила учесть и тот факт, что представитель потерпевшего Комарова Л.А. в рамках дела отказалась принимать компенсацию морального вреда, предложенную Шаболиным В.Е. в сумме <данные изъяты> рублей. Шаболин В.Е. в настоящее время находится в местах лишения свободы, не работает, своего имущества не имеет. С учетом изложенного полагает, что разумным является размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Просила иск удовлетворить частично в указанном ей размере.

Свидетель Ш в судебном заседании пояснила, что ее сын Шаболин В.Е. до помещения в места лишения свободы проживал вместе с ней. Размер его заработной платы составлял 3-4 тысячи рублей в месяц. Сейчас он работы не имеет в виду отбывания наказания. Своего имущества, за исключением личных вещей Шаболин В.Е. не имеет. Кроме этого в рамках уголовного дела представителю потерпевшего Комарова К.А. предлагались денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей в целях возмещения вреда, но Комарова Л.А. от этих средств отказалась.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, а также материалы уголовного дела в отношении Шаболина В.Е., заключение прокурора Науджуса Д.С. полагавшего исковые требования удовлетворить частично, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В силу ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также должны учитываться требования разумности и справедливости.

03 февраля 2011 года Курагинским районным судом в апелляционном порядке постановлен обвинительный приговор в отношении Шаболина В.Е., за заведомое оставление без помощи К, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного принять меры к самосохранению вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощи данному лицу и сам поставил его в опасное для жизни состояние.

Судом установлено, что 16 марта 2010 г. после 2 часов ночи Шаболин В.Е., управляя легковым автомобилем марки ВАЗ 21099, со скоростью около 60 км/час двигался по автодороге Детлово -Шалоболино, Курагинского района, проходящей в с. Заречное, по ул. Центральной, в направлении с. Курганчики, где на удалении 270,5 метров от дорожного знака 2.24.1 «Конец населенного пункта», совершил наезд на лежащего на проезжей части находившегося в алкогольном опьянении К, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и причинил ему телесные повреждения: сочетанной, тупой травмы тела: закрытой, черепно - мозговой травмы, кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки в лобной и височной областях слева, в теменной справа, на основании правой доли мозжечка, в желудочки мозга; кровоизлияния в кожно - мышечный лоскут головы в лобно - височной области справа, правой височной области, в височно -затылочной слева; закрытой, тупой травмы грудной клетки: ушибы легких, сердца, разрыв правого легкого, кровоизлияния в мягкие ткани средостения, в куполы диафрагмы, разгибательный перелом правой ключицы с кровоизлиянием в подлежащие мягкие ткани, разгибательный перелом тела грудины на уровне второго межреберья, переломы 2-4 ребер справа по окологрудинной линии в виде разрывов хрящевых частей ребер; сгибательных переломов 3-10 ребер справа по передне - подмышечной с кровоизлияниями в подлежащие мягкие ткани, сгибательных переломов 3-5. 9, 10 ребер справа по лопаточной линии; Переломов 4-8 ребер слева по передне - подмышечной линии сгибательного характера с кровоизлияниями в подлежащие мягкие ткани; закрытой тупой травмы живота, забрюшинного пространства: ушибы почек, правого надпочечника с кровоизлияниями в околопочечную клетчатку, поперечные разрывы левой почки в области ворот с кровоизлияниями по ходу разрывов; закрытой тупой травмы области таза: косо- поперечные переломы горизонтальной и вертикальной ветвей лонной кости слева, косо-вертикальный перелом вертлужной впадины слева с вывихом головки бедра, полный разрыв левого подвздошного - крестцового сочленения слева, поперечный перелом крестца в средней тети; косо - поперечного перелома левой плечевой кости в нижней тети с кровоизлиянием в подлежащие мягкие ткани; перелом левой бедренной кости в верхней трети; Рваных ран промежности, в проекции тазобедренного сустава слева; ссадин и кровоподтеков на лице, в области левого локтевого сустава, на наружной поверхности левого бедра в средней трети.

Указанные повреждения, в совокупности являлись опасными для жизни и по этому признаку оцениваются, как тяжкий вред здоровью, имеют прямую причинную связь с наступившей смертью.

После совершенного наезда на потерпевшего, Шаболин В.Е. вышел из своего автомобиля и увидел, что К находится в беспомощном состоянии, опасном для жизни и здоровья, лишенный возможности принять меры к самосохранению, вследствие своей беспомощности.

Осознавая, что его действия могут повлечь причинение тяжкого вреда здоровью и гибель человека, Шаболин В.Е. грубо нарушил п. 2.5 ППД РФ, согласно которого: «При дорожно - транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованием п. 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия».

Согласно п. 1.3 Правил участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения.

Однако Шаболин В.Е. в нарушение приведенных требований Правил дорожного движения не принял необходимых мер для оказания доврачебной помощи пострадавшему, не вызвал «Скорую медицинскую помощь» и сотрудников милиции, скрылся с места происшествия.

В результате потерпевший К от полученных при дорожно - транспортном происшествии телесных повреждений, скончался на месте происшествия.

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Поскольку приговор Курагинского районного суда 03 февраля 2011 года вступил в законную силу, суд признает установленным факт того, что 16 марта 2010 года Шаболин В.Е. управляя принадлежащим ему источником повышенной опасности – автомобилем, совершил наезд на лежащего на проезжей части автодороги К, причинив последнему опасные для жизни повреждения, оцененные как тяжкий вред здоровью и состоящие в прямой причинной связи со смертью. После совершения наезда на К, Шаболин В.Е., будучи обязанным оказать помощь оставшемуся после ДТП потерпевшему, уклонился от нее и оставил К в заведомо опасном для жизни и здоровья состоянии, в результате потерпевший К от полученных при дорожно - транспортном происшествии телесных повреждений, скончался на месте происшествия

Учитывая, что в результате действий ответчика причинен вред жизни гражданина источником повышенной опасности, то суд находит обоснованным заявленное требование о взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии со свидетельством о рождении родителями Комарова Кирилла Александровича являются К и Комарова Любовь Александровна. Согласно справки администрации Детловского сельсовета, в состав семьи погибшего К, так же входил его сын К.

Обсуждая вопрос о размере денежной компенсации морального вреда, суд учитывает, что истцу причинены глубокие нравственные страдания, как сыну, смертью близкого человека – отца. При этом суд учитывает так же молодой возраст истца на момент смерти отца, а так же и то, что и другим членам семьи истца Комарова К.А., а именно матери, брату так же причинены нравственные страдания.

Вместе с тем, суд принимает во внимание и конкретные обстоятельства, при которых погибшему К причинен вред. Так, согласно исследованных материалов уголовного дела погибший К лежал на проезжей части дороги в состоянии алкогольного опьянения, а Шаболин В.Е., управляя автомобилем, не располагал технической возможностью предотвратить наезд на К. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает и материальное положение ответчика Шаболина В.Е., который в настоящее время не работает, отбывает наказание в виде лишения свободы.

В связи с изложенным, суд полагает, что компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей соответствует характеру и степени нравственных страданий истца, а также требованиям разумности и справедливости. Данную сумму суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца.

То обстоятельство, что в действиях ответчика не было установлено наличия вины в дорожно-транспортном происшествии, повлекшем смерть К, не влечет за собой освобождение Шаболина В.Е. от возмещения причиненного в результате этого ущерба. Не является основанием для снижения размера денежной компенсации морального вреда и тот факт, что Шаболиным В.Е. в рамках уголовного судопроизводства предпринимались попытки к возмещению вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Комарова Кирилла Александровича удовлетворить частично.

Взыскать с Шаболина Владислава Евгеньевича в пользу Комарова Кирилла Александровича компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей Комарову К.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его провозглашения через Курагинский районный суд.

Председательствующий Е.В.Чугунников