Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 22 ноября 2011 года р.п.Курагино Курагинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего – Чугунникова Е.В., с участием истца Шмика И.Ф., представителя ответчика – Усковой А.Д., при секретаре - Балашовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шмика Ивана Филипповича к Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о признании незаконными бездействия, в части отказа в предоставлении ему в аренду земельного участка и предоставлении в пользование земельного участка в аренду без проведения торгов, УСТАНОВИЛ: Шмик И.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о признании незаконными бездействия ответчика, в части отказа в предоставлении ему в аренду земельного участка и предоставлении в пользование земельного участка в аренду без проведения торгов. Требования мотивировал следующим, что 23 октября 2006 года он обратился с заявлением главе Курагинского района о предоставлении ему земельного участка, расположенного в с.Черемшанка Курагинского района по <адрес> для строительства жилого дома. Заявление ему было согласовано. 31 августа 2009 года за счет собственных средств им были выполнены работы по межеванию данного земельного участка, 20.10.2009 года он был поставлен на кадастровый учет. После этого он обратился в Управление экономики и имущественных отношений с кадастровым паспортом. 17.12.2009 года администрация Курагинского района опубликовало в газете информацию о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. Он обратился в администрацию района с повторным заявлением о предоставлении данного участка для строительства индивидуального жилого дома. 16.03.2010 года ему было отказано в предоставлении земельного участка в аренду, так как на спорный земельный участок поступило более чем одно заявление и его предоставление в пользование будет осуществляться по итогам аукциона. Считает данный отказ незаконным, так как в силу ст. 29 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка ему не была выдана в месячный срок со дня написания заявления. Кроме этого, он в силу ст. 34 Земельного кодекса РФ добросовестно выполнил за свой счет кадастровые работы и в данном случае проведение аукциона не предусмотрено законом. В связи с чем просит признать незаконным бездействие Управления экономики и имущественных отношений, выразившиеся в отказе передать ему земельный участок, расположенный в с.Черемшанка по <адрес> для строительства индивидуального жилого дома в аренду сроком на 10 лет незаконными и возложить на ответчика обязанность передать ему данный земельный участок незамедлительно после вступления решения суда в законную силу в аренду сроком на 10 лет без проведения торгов. В судебном заседании истец Шмик Иван Филиппович исковые требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в заявлении. Дополнительно пояснил суду, что после согласования заявления от 23.10.2006 года он по собственной инициативе решил выполнить в отношении спорного земельного участка земельные и кадастровые работы. На тот момент так поступали все желающие получить земельный участки. В виду материальных трудностей договор на выполнение межевых работ он заключил только в 2009 году, на кадастровый учет земельный участок был поставлен только в октябре 2009 года. После этого с кадастровым паспортом он обратился к ответчику, желая продолжить оформление земельного участка. Какие-либо коммуникации к данному земельному участку не подводились. Ему было объяснено, что сначала будет опубликовано объявление в средствах массовой информации, что и было сделано 17.12.2009 года. После этого он вновь обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду для строительства жилого дома, но ему было отказано, так как на данный земельный участок поступило еще одна заявка, и данный земельный участок будет предоставлен в аренду по итогам аукциона. В последующем узнал, что вторым претендентом является Сидоров Д.А., являющийся многодетным родителем. Вместе с этим, полагает, что в виду допущенных нарушений ответчиком, а именно того, что публикация о возможном предоставлении участка должна была быть осуществлена ответчиком в двухнедельный срок с момента подачи им заявления в 2006 году, поскольку этого сделано не было, а он за счет собственных средств выполнил межевые и кадастровые работы, то участок подлежит передаче именно ему без проведения торгов. Представитель ответчика Ускова А.Д., действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала и пояснила, что согласно Положения об Управлении экономики и имущественных отношений Курагинского района, утвержденного решением районного Совета депутатов от 21.02.2008 г. № 37-259р, УЭ и ИО в пределах своей компетенции обеспечивает защиту имущественных прав собственника имущества — МО Курагинский район при ведении дел в судах. В соответствии с абз.2 ч.З ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ: «Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Поскольку истец обратился с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка для строительства жилого дома, то в данной ситуации ссылка Шмиком на ст. 34 Земельного кодекса РФ, регулирующей порядок предоставления земельных участков для нужд не связанных со строительством применению не подлежат. Порядок предоставления земельных участков в рассматриваемой ситуации урегулирован ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает продажу земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства на аукционах, за исключением специально оговоренных случаев, под которые Шмик не подпадает. Поскольку земельный участок был сформирован только в октябре 2009 года, то опубликование сведений о возможном предоставлении данного земельного участка произошло только в декабре 2009 года. В отношении истребуемого Шмиком земельного участка после публикации, так же поступила заявка и от другого лица – Сидорова Д.А., в связи с чем в силу положений ст. 30.1 ЗК РФ проведение аукциона в изложенной ситуации являлось обязательным. Об этом и было сообщено указанным лицам. В последующем было установлено, что проведение аукциона в данной ситуации так же не возможно, поскольку Сидоров Д.А., являясь многодетным отцом, в силу ч. 2 ст. 28 ЗК РФ и Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» имеет право на бесплатное предоставлении ему земельного участка для нужд жилищного строительства без проведения аукциона, при условии выполнении соответствующих работ в отношении земельного участка. Кроме этого, в нарушение п. 2 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ в отношении спорного земельного участка не осуществлено определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, что сделать фактически не возможно в виду отсутствия в с.Черемшанка указанных сетей. В связи с возникшей ситуацией аукцион по продаже права на заключение договора аренды не был объявлен и проведен. В настоящее время также в соответствии с кадастровой выпиской о спорном земельном участке от 16.11.20011 года органом кадастрового учета с 03.11.2011 года земельный участок снят с кадастрового учета как невостребованный. Таким образом, настоящее время спорный земельный участок не сформирован и не может выступать в качестве объекта аренды. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Привлеченное к участию в деле заинтересованное лиц Сидоров Данил Анатольевич в судебном заседании отсутствует, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, возражая против удовлетворения иска и поддерживая доводы, изложенные в своем отзыве. Согласно отзыва указанного заинтересованного лица, после публикации 19.12.2009 года в газете «Тубинские вести» информации о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в с.Черемшанка по <адрес>, он 29.12.2009 года обратился в Управление экономики и имущественных отношений с соответствующим заявлением. 16 марта 2010 года ему был направлен ответ, согласно которого, предоставление вышеуказанного земельного участка возможно только с аукциона, о чем будет дополнительно сообщено через газету. Однако, до настоящего времени этого не сделано. Полагает, что он, являясь многодетным родителем, обладает преимущественным правом по отношению к истцу Шмику на получение спорного земельного участка и готов возместить последнему понесенные затраты на формирование земельного участка. Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. На основании ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Как установлено судом, Шмик И.Ф. 23.10.2006 года обратился в уполномоченный орган местного самоуправления - администрацию Курагинского района о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного в с.Черемшанка по <адрес> для строительства жилого дома. Поскольку заявителем земельный участок истребовался для целей жилищного строительства, то суд доводы заявителя о нарушениях ответчиком ст. 34 Земельного кодекса, регламентирующей порядок предоставления земельных участков гражданам для целей не связанных со строительством и не предусматривающей проведение аукционов, находит несостоятельными. Оценивая доводы Шмика И.Ф. о нарушениях ответчиком п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ в части не опубликования информации о возможном предоставлении земельного участка в двухнедельный срок с момента подачи им заявления, суд так же не усматривает оснований для удовлетворения требований истца и возложении обязанности на ответчика по предоставлению заявителю спорного земельного участка по следующим основаниям. В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с первоначальным заявлением. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Вместе с тем, данную норму права необходимо применять во взаимодействии со ст. 30 (ч. 4) Земельного кодекса РФ, устанавливающей общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования, который включает в себя действия: проведение работ по формированию земельного участка, включающее подготовку документов для государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключений объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, публикация сообщений о проведении торгов (аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков. Из материалов дела, пояснений сторон следует, что адрес спорного земельного участка согласно распоряжения администрации Черемшанского сельсовета определен только 13.05.2009 года (распоряжение № 43-р от 13.05.2009), а непосредственно сам земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет только 17.10.2009 года, после чего ответчиком 17.12.2009 года и была опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка в аренду. Поскольку после публикации в Управление экономики и имущественных отношений поступили заявления, как от истца, так и от Сидорова Д.А. уполномоченным органом в силу ст.30.1 Земельного кодекса РФ обосновано вышеуказанным лицам направлена информация о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Факт выполнения Шмиком И.Ф. за свой счет работ по формированию спорного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства и постановка его на кадастровый учет, так же не является основанием для его бесспорного предоставления истцу и не препятствует последнему требовать в судебном порядке возмещения причиненного имущественного вреда. Не может являться основанием для предоставления в аренду спорного земельного участку Шмику И.Ф. и дальнейшее не проведение ответчиком аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, поскольку судом установлено, что в отношении спорного земельного участка не выполнены все требования согласно ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, а именно не определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в виду их отсутствия и, кроме этого, установлено право Сидорова Д.А. на предоставление ему спорного земельного участка бесплатно в силу с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ и Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». Суд так же учитывает, что на момент вынесения решения суда спорный земельный участок на основании кадастровой выписки от 16.11.2011 года снят с кадастрового учета 03.11.2011 года на основании ч. 4 ст. 24 и ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» как невостребованный в течение 2-х с момента постановки на кадастровый учет, в связи с чем в настоящее время не может выступать объектом договора аренды. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что действующее земельное законодательство не предусматривает недопустимость отказа в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ст. 28 п. 4 ЗК РФ в данном случае не применима, поскольку регулирует иные правоотношения и считает, что истцом не доказана незаконность бездействия Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района в части предоставления ему в аренду спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В силу этого суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу в аренду для строительства индивидуального жилого дома сроком на 10 лет без проведения торгов земельного участка с кадастровым № площадью 2279 кв.м, расположенного по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский района, с.Черемшанка <адрес> и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шмика И.Ф.. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Шмика И.Ф. к Управлению Экономики и имущественных отношений Курагинского района отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме (23.11.2011) в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд. Председательствующий: Е.В.Чугунников