Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 21 ноября 2011 года р.п.Курагино Курагинский районный суд Красноярского края в п.Курагино в составе: председательствующего судьи Чугунникова Е.В., с участием прокурора Балтутиной А.А., истца Казанцевой И.Ю., при секретаре Кожевниковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах Казанцевой Ирины Юрьевны к Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение, суд У С Т А Н О В И Л: Прокурор Курагинского района обратился в Курагинский районный суд в интересах Казанцевой И.Ю. с иском к Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение мотивируя тем, что Казанцева И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее мать К*** умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец- Г*** умер ДД.ММ.ГГГГ. До смерти матери истица проживала по адресу: <адрес>, а с 05.09.2005 года у опекуна –ФИО2. в <адрес>. Казанцева И.Ю. в 2007 и в 2011 году закончила КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 44». В настоящее время не работает и не учится. В мае 2011 года Казанцева И.Ю. обратилась в отдел опеки и попечительства администрации Курагинского района с целью постановки её на учет в список детей-сирот для предоставления жилья вне очереди, решение по принятым материалам в настоящее время отсутствует. Казанцева И.Ю. закрепленного жилья в собственности или по договору социального найма не имела и не имеет, родители истца Г*** и К*** также не имели в собственности жилья либо жилого помещения предоставленного по договору социального найма. Квартира, в которой ранее проживала истица в <адрес> не пригодна для проживания, квартира где зарегистрирована Казанцева И.Ю. в настоящее время по адресу: <адрес>, принадлежит родственникам мужа ФИО3, ФИО4 и ФИО5. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм, органами исполнительной власти края. Порядок учета данной категории лиц, не имеющих жилого помещения, а также порядок приобретения жилых помещений устанавливается Губернатором края. Поскольку Министерство образования и науки края, а также администрация Курагинского района существенно нарушили конституционное право Казанцевой И.Ю. на жилище, просит возложить обязанность на Министерство образования и науки приобрести жилое помещение вне очереди Казанцевой И.Ю. на территории Курагинского района, соответствующее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта не менее 18 квадратных метров на каждого члена семьи истицы, по договору социального найма. В судебном заседании прокурор Балтутина А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении. Истица Казанцева Ирина Юрьевна в судебном заседании требования прокурора Курагинского района поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что действительно является сиротой, так как ее родители Г*** и К*** умерли. Жилых помещений находящихся у нее в собственности либо предоставленным ей по договорам социального найма не имеет. В настоящее время проживает у родственников мужа, вместе с мужем ФИО1 и детьми ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Казанцевым Вадимом 2011 года рождения, Казанцевым Романом 2007 года рождения и Казанцевым Денисом 2008 года рождения. В 2007 года она закончила Шушенское Профессиональное училище № 44, однако жилого помещения ей никто не предоставил о необходимости сбора пакета документов и направления его Министерство образования и науки Красноярского края не разъяснил. В период с 2010 по 2011 года она еще раз окончила вышеуказанное училище, получив еще одну профессию. В мае 2011 года, узнав, что для получения жилья необходимо собрать соответствующий пакет документов, необходимые документы ей были представлены в Отдел опеки и попечительства администрации Курагинского района, однако о принятом решении ей до сих пор не сообщено и ничего не известно. Желает получить квартиру на территории р.п.Курагино. Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, обратившись с письменным ходотайством о рассмотрении дела в его отсутствие и направил письменные возражения, согласно которых исковые требования Министерство образования и науки Красноярского края не признает по следующим основаниям: Казанцева Ирина Юрьевна является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон). Члены семьи Казанцевой Ирины Юрьевны (муж - ФИО1, четверо детей - ФИО). Законом установлены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В качестве социальной поддержки, статьей 8 Закона закреплены дополнительные гарантии прав на недвижимое имущество и жилое помещение. Дети-сироты дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Частью 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» закреплена аналогичная норма по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилыми помещениями. Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа устанавливаются Губернатором Красноярского края. Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ закрепляет наличие двух условий для предоставления жилого помещения: возраст не более 23 лет и отсутствие закрепленного жилого помещения. Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 07.06.2011 № 746 -0-0 «По жалобе Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» указал на то, что право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, т.е не являющиеся ни нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, ни собственниками жилых помещений или членами семьи такого собственника. В силу пунктов 2-4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации лица из числа детей-сирот, имеющие закрепленное жилое помещение имеют право на получение жилого помещения как наниматель или члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Представитель Администрации Курагинского района Царева Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Казанцевой И.Ю. не признала и пояснила, что согласно Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" в Приложении 1 к данному Закону определен перечень муниципальных образований, исполнительно-распорядительные органы, которых наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан. Курагинского района в данном приложении нет, что свидетельствует о не передаче данных полномочий от субъекта РФ - Красноярского края. Согласно Жилищного кодекса РФ предоставляют жилые помещения органы местного самоуправления, при этом не определено, что данные обязанности возлагаются исключительно на муниципальные районы. Более того, в действующей практике Министерство образования и науки направляет в администрацию района ежегодно отдельное соглашение о выделении субвенций и приобретению жилого помещения, его последующего предоставления в отношении конкретных граждан, с точным указанием их данных. В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). В соответствии со ст. 14 ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями относится исключительно к компетенции органов местного самоуправления поселений. Следовательно, надлежащим ответчиком по делу будет Министерство образования и науки Красноярского края. В соответствии с абз. 3 п.1 ст.8 Федерального закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка" дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг (в ред. от 05.03.2010 г.) утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно п.2 Порядка учета учет производится Министерством образования и науки Красноярского края на основании обращения законных представителей или самостоятельно лиц из числа детей-сирот. Помимо обращения, заявитель также обязан предоставить полный пакет документов. В том числе содержащих персональные данные заявителя (паспорт, свидетельство о рождении и другие). Кроме этого, она, как работник органа опеки и попечительства администрации Курагинского района знает, что в мае 2011 года Казанцева И.Ю, собрала и предоставила соответствующий пакет документов, согласно Указа Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг (в ред. от 05.03.2010 г.) «Об утверждении Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей». Данный пакет документом направлен в Министерство образования и науки Красноярскго края, где в настоящее время находится на рассмотрении, следовательно, права Казанцевой И.Ю. не нарушены. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу абзаца 3 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в абзаце 1 пункта 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». При этом порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края (абзац 2 пункта 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»). Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года №25-УГ утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям –сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07. 2005 года №94- ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма» Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закона от 11.11.2010 г. № 11-5201) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы отдельным муниципальным районам, указанным в приложении № 1 к данному закону. Муниципальное образование Курагинский район не входит в указанный перечень. В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Пункт 3.22 Постановления Правительства Красноярского края от 14.08.2008 г. № 42-п предусматривает, что обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, за исключением случаев, предусмотренных законом края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, возложено на Министерство образования и науки Красноярского края. Поскольку на сегодняшний день администрация Курагинского района указанными полномочиями наделена не была, то надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство образования и науки Красноярского края. Помимо этого, согласно п. 5.3 приложения № 3 к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг (ред. от 05.03.2010) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", решение Комиссии но вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, оформляется протоколом в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Положения и носит рекомендательный характер. Таким образом, законодательно в императивном порядке не оговорено, что обязательным условием предоставления жилого помещения указанной категории детей является решение краевой комиссии по учету либо нахождение на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края. Согласно Решению Курагинского поселкового Совета депутатов № 14-101-Р от 12.09.2011 года норма предоставления жилья в муниципальном образовании п. Курагино установлена 18 кв.м. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц в возрасте старше 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на каждого человека. В судебном заседании установлено, что Казанцева И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее мать К*** умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец- Г*** умер ДД.ММ.ГГГГ. До смерти матери истица проживала по адресу: <адрес>, а с 05.09.2005 года у опекуна –ФИО2. в <адрес>. Казанцева И.Ю. в 2007 и в 2011 году закончила КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 44». В настоящее время не работает и не учится. В мае 2011 года Казанцева И.Ю. обратилась в отдел опеки и попечительства администрации Курагинского района с целью постановки её на учет в список детей-сирот для предоставления жилья вне очереди, решение по принятым материалам в настоящее время отсутствует, жилым помещением истица не обеспечена. Казанцева И.Ю. закрепленного жилья в собственности или по договору социального найма не имела и не имеет, родители истца Г*** и К*** также не имели в собственности жилья либо жилого помещения предоставленного по договору социального найма. Квартира, в которой ранее проживала истица в <адрес> и которая было закреплена за ней на основании Постановления администрации Брагинского сельсовета № 22-п от 27.09.2004 года не пригодна для проживания (акт обследования от 15.05.2009 года), кроме этого, вышеуказанное постановления в части закрепления жилья за Казанцевой И.Ю. постановлением администрации Брагинского сельсоветам № 07-п от 01.03.2011 года признано утратившим силу. Квартира, где зарегистрирована Казанцева И.Ю. в настоящее время по адресу: <адрес>, принадлежит родственникам мужа ФИО3, ФИО4 и ФИО5. С учетом изложенного, в силу требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края « О Защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что Казанцева И.Ю. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде обеспечения жилым помещением. Согласно Решению Курагинского поселкового Совета депутатов № 14-101-Р от 12.09.2011 года и состава семьи истицы (муж - ФИО1, дети ФИО) жилое помещение должно иметь площадь не менее 108 кв.м (18х6) При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению, а обязанность по обеспечению жилым помещением Казанцевой И.Ю. подлежит возложению на Министерство образования и науки Красноярского края. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197 – 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Курагинского района удовлетворить. Возложить обязанность на Министерство образования и науки Красноярского края предоставить вне очереди Казанцевой Ирине Юрьевне жилое помещение на территории Курагинского района, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, площадью не менее 18 квадратных метров на каждого члена семьи Казанцевой И.Ю., по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в течении 10 дней со дня его вынесения в Красноярский краевой суд через суд постановивший решение. Председательствующий: Е.В.Чугунников