2-76/2012 Решение



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 февраля 2012 года Курагинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи – Рылова А.Г.

при секретаре - Балашовой Н.В.

рассмотрел в открытом заседании гражданское дело по иску Барнатович Сергея Андреевича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Барнатович С.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что приговором мирового судьи судебного участка №150 в Курагинском районе от 16 марта 2010 года он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.158, ч.2 ст.116 УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком четыре года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Указанный приговор был истцом обжалован в апелляционном порядке и 13 мая 2010 года его жалоба рассмотрена Курагинским районным судом по существу.

Учитывая срок предварительного следствия и дознания, апелляционного обжалования и рассмотрения его жалобы по существу, срок содержания истца под стражей составил 8 месяцев 16 дней. В указанный период, для проведения следственных действий, а также для рассмотрения дела судом, истец неоднократно доставлялся из УП 288/Т г.Минусинска в ИВС ОВД по Курагинскому району, в котором условия содержания не соответствовали правилам закрепленным в ФЗ РФ «О порядке содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В ИВС отсутствовали минимальные условия санитарно-бытового характера.

Считает, что во время нахождения в ИВС ОВД по Курагинскому району он содержался в ненадлежащих условиях, унижающих его честь и достоинство, а именно, отсутствия в камере водопровода, вместо унитазов стояли фляги, сотрудники ИВС заставляли их выносить, после туалета негде было помыть руки, не выдавалась бумага для гигиенических нужд, как и специальный гигиенический пакет, включающий в себя зубную щетку, мыло, зубную пасту, станки для бритья. Прогулки не проводились, так как в ИВС отсутствовал прогулочный двор, отсутствовало радио. Поскольку ИВС расположен на берегу реки в полуподвальном помещении, в камерах было постоянно сыро, влажность была повышенная.

Также по утверждению истца, на протяжении пребывания в ИВС ОВД по Курагинскому району его кормили один раз в сутки.

Кроме того истец неоднократно содержался с туберкулезно больным, в следствии чего испытывал нравственные страдания о благополучии своего здоровья.

Считает, что в результате ненадлежащих условий при содержании в ИВС ОВД по Курагинскому району ему были причинены нравственные страдания.

Просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 700.000 рублей.

В судебном заседании Барнатович С.А. иск поддержал, обосновав его изложенными выше доводами.

Представитель МО МВД РФ «Курагинский» Белых В.Н., действующая на основании доверенности заявленные требования не признала, пояснила, что истец содержался в приспособленном помещении ОВД по Курагинскому району под ИВС. Действительно отсутствовал прогулочный дворик, в камере не было санузла, стояли фляги для естественных нужд, никакой повышенной влажности в камерах не было, поскольку все камеры были оборудованы вентиляционными системами, соблюдался режим сухости и влажности, содержащимся в ИВС было обеспечено трехразовое питание. Доводы истца о том, что он содержался с больным туберкулезом ничем не подтверждены.

Считает, что в иске следует отказать.

Представитель министерства финансов РФ и Управления федерального казначейства по Красноярскому краю Гафарова С.А., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, пояснила, что истцом не представлено доказательств причинения ему нравственных страданий. Полагает в иске отказать.

Свидетель С*** пояснил, что с февраля 2009 года работает заместителем начальника ИВС. В спорный период ИВС действительно временно размещался в подвальном помещении ОВД, где не было водопровода и санузла, заключенные испытывали некоторые неудобства. В камерах имелись системы вентиляции, надлежащее освещение, влажность воздуха была допустимой, были созданы все необходимые условия для содержания заключенных.

Было обеспеченно трехразовое горячее питание, некоторые заключенные отказывались от обедов, так как родственниками им передавалась домашняя еда. Это не говорит о том, что заключенных лишали права, как утверждает Барнатович, на полноценное питание. В период пребывания в ИВС Барнатович не содержался в одной камере с больным туберкулезом, так как данные лица строго содержатся в тюремной больнице и не перемещаются.

Выслушав доводы сторон, показание свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Согласно ст. 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 года за N 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на материально-бытовой и медико-санитарное обеспечение.

Положениями ст. 23 названного Федерального закона установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Как следует из материалов дела и установлено судом, приговором мирового судьи судебного участка №150 в Курагинском районе от 16 марта 2010 года Барнатович С.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.158, ч.2 ст.116 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком четыре года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Указанный приговор был истцом обжалован в апелляционном порядке и 13 мая 2010 года его жалоба рассмотрена Курагинским районным судом по существу.

Судом установлено, что истец в период предварительного следствия и дознания, апелляционного обжалования и рассмотрения его жалобы по существу фактически содержался в ИВС ОВД по Курагинскому району с 24 февраля по 1 марта 2010г., 16 по 19 марта 2010г., с 4 по 7; с 11 по 14 мая 2010г., с 31 мая по 3 июня 2010 года, что подтверждается книгой покамерного учета лиц содержащихся в ИВС ОВД по Курагинскому району.

Суд считает, что факт причинения морального вреда истцу, в результате не обеспечения в ИВС ОВД по Курагинскому району Красноярского края надлежащих условий содержания, соответствующих требованиям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 года N 103-ФЗ и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года N 950, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение.

Так, факт несоответствия условий содержания в камерах изолятора временного содержания ОВД по Курагинскому району Красноярского края требованиям, установленным законом, достоверно подтвержден имеющимися в деле доказательствами и не опровергнут лицами, участвующими в деле.

В частности судом было установлено, что в период содержания истца в ИВС ОВД по Курагинскому району истцу пришлось в течение периодов содержания его в ИВС находиться в условиях, не соответствующих установленным нормам, при отсутствии водопровода, предметов гигиены, прогулок, а также при не обеспечении условий приватности при использовании туалета, сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у истца чувство страдания и унижения, которые могли оскорбить и унизить его.

В результате нарушения условий содержания в ИВС по Курагинскому району были нарушены личные неимущественные права истца, гарантированные законом, тем самым ему причинен моральный вред, который подлежит компенсации ответчиком за счет средств Казны РФ.

Исходя из существа заявленных исковых требований следует, что содержание истца в условиях, не соответствующих установленным требованиям, влечет нарушение его прав, гарантированных законом и предполагает наличие нравственных страданий, душевных переживаний.

Доводы истца, о том, что на протяжении пребывания в ИВС ОВД по Курагинскому району его кормили один раз в сутки, а также, что он неоднократно содержался с туберкулезно больным, о повышенной влажности в камерах ИВС, не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного заседания, убедительных доказательств истцом по указанным доводам не предоставлено.

Согласно предоставленным МО МВД России «Курагинский» ведомостям на получение продуктов питания для содержащихся в ИВС ОВД по Курагинскому району на период содержания истца он был обеспечен трехразовым питанием.

Из показаний свидетеля С*** следует, что с февраля 2009 года он работает заместителем начальника ИВС. В спорный период ИВС действительно временно размещался в подвальном помещении ОВД, где не было водопровода и санузла, заключенные испытывали некоторые неудобства. В камерах имелись системы вентиляции, надлежащее освещение, влажность воздуха была допустимой, были созданы все необходимые условия для содержания заключенных. Было обеспеченно трехразовое горячее питание, некоторые заключенные отказывались от обедов, так как родственниками им передавалась домашняя еда. Это не говорит о том, что заключенных лишали права на полноценное питание, как утверждает Барнатович. В период пребывания в ИВС Барнатович не содержался в одной камере с больным туберкулезом, так как данные лица строго содержатся в тюремной больнице и не перемещаются.

Учитывая фактические обстоятельства, при которых истцу был причинен вред, наличие причинной связи между содержанием в ИВС ОВД по Курагинскому району и перенесенными истцом нравственными страданиями, период времени, в течение которого истец находился в ненадлежащих условиях содержания, а также то обстоятельство, что каких-либо негативных последствий в связи с такими условиями содержания для истца не наступило, с учетом принципов разумности и справедливости суд оценивает причиненный истцу моральный вред в сумме 2000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193 - 197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Барнатович Сергея Андреевича денежную компенсацию морального вреда в сумме 2.000 рублей, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца, через Курагинский районный суд.

Председательствующий Рылов А.Г.