2-434/2012 Решение



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

13 июля 2012 года р.п.Курагино

Курагинский районный суд Красноярского края в п.Курагино в составе:

председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Курагинского района Варыгина Р.С.,

представителя ответчика Усковой А.Д.,

при секретаре Дранишниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах В*** к администрации Курагинского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Курагинского района обратился в Курагинский районный суд в интересах В*** с иском к администрации Курагинского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение мотивируя тем, что абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 того же Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пункт 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительстве), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Частью статьи 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 10.11.2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" предусмотрено наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".

Пункт 3.22 Постановления Правительства Красноярского края от 14.08.2008 г. № 42-п предусматривает, что обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, за исключением случаев, предусмотренных законом края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, возложено на Министерство образования и науки Красноярского края.

Таким образом, исходя из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм в настоящее время возложено на органы местного самоуправления в связи с наделением их соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

В*** является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году В*** окончила школу. 03 ноября 2011 года В*** обращалась в отдел опеки и попечительства администрации Курагинского района по вопросам обеспечения жильем, но до настоящего времени жилье последней не предоставлено.

Согласно Решению Курагинского поселкового Совета депутатов № 14-101-Р от 12.09.2011 года норма предоставления жилья в муниципальном образовании п. Курагино установлена 18 кв.м. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц в возрасте старше 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на каждого человека.

В связи с этим прокурор просит обязать администрацию Курагинского района предоставить В*** вне очереди жилое помещение на территории Курагинского района Красноярского края, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное, площадью не менее 18 квадратных метров, по договору социального найма.

В судебном заседании прокурор Варыгин Р.С. исковые требования поддержал в полном объеме, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении. Дополнительно указал, что сведения об наличии либо отсутствии жилого помещения у отца истицы Ч*** умершего в 2003 года в г.Санкт-Петербурге не запрашивались, так как они получены из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Курагинском районе.

Истец В*** направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддерживая требования прокурора. Суд с учетом мнения сторон полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истицы.

Представитель Администрации Курагинского района Ускова А.Д., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска прокурора, так как последним не представлено сведений об отсутствии жилого помещения у отца истицы Ч*** по месту его смерти в г.Санкт-Петербурге. Сведения из Единого государственного реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленные прокурором, относятся только к территории Красноярского края. Информацией о наличии жилой площади у Ч*** администрация района не располагает. При предоставлении сведений из г.Санкт-Петербурга об отсутствии жилья у Ч*** полагала возможным иск прокурора удовлетворить, предоставив администрации района срок для исполнения не менее 6 месяцев с учетом времени заключения соглашения с Министерством образования и науки Красноярского края, получения соответствующего финансирования из бюджета Красноярского края и необходимостью проведения аукциона по приобретению жилого помещения. Официально В*** в отдел опеки и попечительства администрации района заявлением о предоставлении жилого помещения не обращалась.

Выслушав мнение представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить и, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу абзаца 3 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в абзаце 1 пункта 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». При этом порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края (абзац 2 пункта 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»).

Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закона от 10.11.2011 г. № 13-6367) полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц переданы на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (ст. 1).

В силу ч. 2 ст. 1 названного Закона края, государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов, включают в себя: приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории лиц, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг; приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма данной категории лиц, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На осуществление указанных полномочий, согласно ст. 4 Закона края, бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Пункт 3.22 Постановления Правительства Красноярского края от 14.08.2008 г. № 42-п предусматривает, что обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, за исключением случаев, предусмотренных законом края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, возложено на Министерство образования и науки Красноярского края.

Помимо этого, согласно п. 5.3 приложения № 3 к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг (ред. от 05.03.2010) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", решение Комиссии но вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, оформляется протоколом в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Положения и носит рекомендательный характер.

Таким образом, законодательно в императивном порядке не оговорено, что обязательным условием предоставления жилого помещения указанной категории детей является решение краевой комиссии по учету либо нахождение на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края.

Согласно Решению Курагинского поселкового Совета депутатов № 14-101-Р от 12.09.2011 года норма предоставления жилья в муниципальном образовании п. Курагино установлена 18 кв.м. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц в возрасте старше 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на каждого человека.

В судебном заседании установлено, что В*** ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее мать Н*** умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Ч*** умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приложенными свидетельствами о смерти.

ДД.ММ.ГГГГ В*** окончила МОУ Курагинская средняя общеобразовательная школа № 7, в настоящее время не учится и не работает. В 2011 году В*** обращалась в отдел опеки и попечительства администрации Курагинского района по вопросам предоставления жилого помещения, но до настоящего времени жилье истцу не предоставлено.

Согласно представленных сведений В***, Н*** и Ч*** в собственности жилья не имеют, по договору социального найма жилье им также не предоставлялось.

С учетом изложенного, в силу требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закона Красноярского края « О защите прав ребенка», суд приходит к выводу о том, что В*** имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде обеспечения жилым помещением.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представитель ответчика, возражая против удовлетворения требований прокурора по причине возможного наличия жилого помещения принадлежащего Ч*** в г.Санкт-Петербурге, каких-либо доказательств этого суду не представил и об их наличии не заявил. Не подтвержден надлежащим образом и довод представителя ответчика о том, что представленная прокурором информация из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Ч*** относится исключительно к территории Красноярского края.

При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению, а обязанность по обеспечению жилым помещением В*** подлежит возложению на администрацию Курагинского района.

С учетом необходимости финансового обеспечения для исполнения требований прокурора, требующих внесение изменений в бюджет, проведение аукциона по приобретению жилого помещения, суд считает необходимым предоставить ответчику разумный срок исполнения исковых требований – до 13 декабря 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора Курагинского района.

Возложить обязанность на администрацию Курагинского района предоставить вне очереди В*** жилое помещение на территории Курагинского района, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, площадью не менее 18 квадратных метров по договору социального найма.

Установить срок для исполнения решения суда до 13 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в Красноярский краевой суд, через суд постановивший решение в апелляционном порядке.

Председательствующий: Е.В.Чугунников