РЕШЕНИЕ Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 июля 2012 года Курагинский районный суд Красноярского края в составе: при секретаре - Балашовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенко Анны Ивановны к Администрации поселка Курагино Курагинского района Красноярского края о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд УСТАНОВИЛ: Карпенко А.И. обратилась с иском к администрации п. Курагино о признании незаконным решения жилищной комиссии и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Свои требования мотивировала тем, что является ветераном участником Великой Отечественной войны, а также инвалидом <...> группы. Она проживает в принадлежащем ее дочери неблагоустроенном жилом доме, общей площадью 35, 5 кв.м., жилой площадью 29, 7 кв.м. состоящего из кухни и комнаты. Своего жилья не имеет, в 2007 году продала принадлежащий ей неблагоустроенный дом, поскольку проживать в нем одна не могла, так как за ней необходим постоянный посторонний уход. В связи с этим переехала к дочери. В апреле 2012 года она обратилась в администрацию поселка Курагино с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В мае 2012 года решением жилищной комиссии ей было отказано. Просит признать незаконными решение жилищной комиссии администрации п.Курагино от 18.05.2012 года и распоряжение администрации п.Курагино от 18.05.2012 года, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель истца Карпенко Г.М. исковые требования поддержала, обосновав их доводами изложенными в исковом заявлении. Представитель ответчика Сакутин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в апреле 2012 года истица обратилась к ним с документами для постановки на учет, но доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий не представила. В 2007 году истица умышленно ухудшила свои жилищные условия, продав принадлежащее ей жилое помещение. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из материалов дела следует, что Карпенко А.И. является ветераном участником Великой Отечественной войны и имеет право на предоставление мер социальной поддержки. Статья 51 ЖК РФ содержит перечень граждан, признающихся нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенных ФЗ «О ветеранах». Согласно положениям Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Анализ приведенной нормы, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. В соответствии со ст. 23.2. Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Красноярского края от 25 марта 2010 года № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» имею право на получение благоустроенного жилья, соответствующей площади, либо социальной выплаты на приобретение жилья. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений. В соответствии со справкой № Карпенко А.И. является инвалидом <...> группы по общему заболеванию. Согласно удостоверению Серия №, выданному 16 июля 2003 года Управлением социальной защиты администрации Курагинского района Карпенко А.И. является ветераном участником боевых действий. Решением жилищной комиссии администрации п.Курагино от 18.05.2012 года и распоряжением администрации п.Курагино от 18.05.2012 года Карпенко А.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма по основаниям пп.2 п.1 ст.54 ЖК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Законом Красноярского края от 23 мая 2006г. №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» установлено, что правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма обладают граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом края категориям граждан, признанные по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со ст. 21 Федерального закона 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», настоящий закон распространяется на категории граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Одной из таких категорий граждан, являются члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. В ч.1 ст. 2 указанного Закона Красноярского края, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.04.2012 года № Карпенко Г.М. является собственницей жилого дома общей площадью 35,5 кв.м. расположенного в <адрес>. В указанном жилом доме согласно выписке из домовой книги зарегистрированы Карпенко Г.М. и Карпенко А.И. Основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, послужил факт его проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением администрации поселка Курагино от 07 мая 2010 года №60-п «О признании жилых помещений непригодными для проживания», жилой дом, в котором проживает В***, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания. Из дела усматривается, что в настоящее время истица зарегистрирована и постоянно проживает в доме принадлежащем, дочери истицы. Отказывая Карпенко А.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ответчик указывает, что продавая в мае 2007 г. принадлежавший на праве собственности жилой дом, она искусственно ухудшила свои жилищные условия. Суд считает указанный вывод ошибочным, не основанном на законе и фактических обстоятельствах дела. Карпенко А.И., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, <...> является инвалидом <...> группы в силу своего неудовлетворительного состояния здоровья, преклонного возраста не могла одна без посторонней помощи проживать в указанном неблагоустроенном ветхом, имеющего износ более 60 % жилом помещении, содержать его. Поэтому вынуждена была переехать на постоянное место жительство в жилое помещение к своей дочери, которая за ней осуществляет уход. Данные обстоятельства нельзя расценить как ухудшение жилищных условий, тем более, что с момента продажи дома прошло более пяти лет. Кроме того, учитывая, заслуги Карпенко А.И. перед Отечеством, что она является ветераном ВОВ, находится в преклонном возрасте, не имеет благоустроенного жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, суд признает незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки. Сведений о том, что Карпенко А.И. ранее реализовала свое право на предоставление ей жилья как участнице ВОВ, не имеется. Судом также установлено, что по месту регистрации и постоянного жительства у Карпенко А.И. на правах нанимателя, собственника в пользовании не имеется жилого помещения общей площадью на одного человека равной или более учетной нормы. Доводы ответчика о том что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия продав принадлежащий ей неблагоустроенный жилой дом суд считает необоснованными. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Обладая правами и льготами, указанными в ст.14 Федерального закона "О ветеранах", Карпенко А.И. нуждается в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Признать незаконными решение жилищной комиссии администрации п.Курагино от 18.05.2012 года и распоряжение администрации п.Курагино от 18.05.2012 года №198-р об отказе Карпенко Анне Ивановне в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда Признать Карпенко Анну Ивановну нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения через Курагинский районный суд. Председательствующий: Рылов А.Г.
председательствующего – Рылова А.Г.,