Дело № 2- 575 Поступило в суд 13.08.2010 года Именем Российской Федерации 1 сентября 2010 года г. Купино Купинский районный суд Новосибирской области в составе: Председательствующего: судьи Примаковой Л.Н. при секретаре: Поречневой Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Утельбаева Е.К., Меньшиковой Н.В. к администрации г. Купино о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, Установил: Утельбаев Е.К., Меньшикова Н.В. обратились в Купинский районный суд с иском к администрации г. Купино о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указывая, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <...>. Данная квартира была предоставлена им Купинским автотранспортным предприятием в <.....> году. По поводу выделения им квартиры было принято решение профсоюзного комитета и были составлены соответствующие документы. Решение о выделении квартиры они сразу не взяли в профкоме и в администрации г. Купино не получили ордер на квартиру. До настоящего времени они проживают без ордера. Квартира относилась к ведомству Министерства автомобильного транспорта РСФСР, которое являлось государственным предприятием. В <.....> году Купинское автотранспортное предприятие прекратило свою деятельность, и на его базе было создано муниципальное унитарное Купинское автотранспортное предприятие. В настоящий момент собственник их квартиры не определён. Ими предпринимались попытки установить собственников этой квартиры, для чего они сделали запросы в УФРС по Новосибирской области, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в администрацию Новосибирской области, в администрацию города Купино, откуда получили ответы, что их квартира не числится в муниципальной собственности, в реестре Новосибирской области, и в реестре Российской Федерации. Поскольку квартира была предоставлена Утельбаеву Е.К., как работнику государственного предприятия, то он имеет право получить занимаемую им и членами его семьи квартиру в собственность в порядке приватизации. Статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Статья 7 вышеуказанного закона устанавливает, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом государственной власти или органом местного самоуправления с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством, а право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В том случае, если жилые помещения должны были быть переданы в муниципальную собственность, (в их случае из ведомства Министерства автомобильного транспорта РСФСР, бывшего гос. предприятия), однако по каким то причинам передача не была произведена по форме, позволяющей администрации г. Купино зарегистрировать свои права на недвижимое имущество в установленном порядке, то граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения ст.35 Конституции Российской Федерации и ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (квартира на которую они претендуют до настоящего времени не оформлена и не оформляется в муниципальную собственность г. Купино, что препятствует осуществлению их прав). В соответствии со ст. 8 того же Закона РФ в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать своё право на приватизацию, принадлежащего ему по социальному найму жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Квартира, в которой они проживают, № <...> в доме № <...> по ул. <...>, расположена на первом этаже одноэтажного, двухквартирного, бревенчатого жилого дома. Квартира состоит из двух жилых комнат, кухни, общая площадь квартиры составляет <......> кв.м, жилая площадь <......> кв.м, вспомогательная площадь <......> кв.м, с надворными постройками: сараем, сооружениями. Инвентарный номер <......>, регистрационный номер в реестре <......> в соответствии с техническим планом объекта, составленным ОГУП «Техцентр НСО» по состоянию <.....> и информацией № от <.....> ОГУП «Техцентр НСО» по результатам обследования в натуре <.....>. Ранее в приватизации жилья они не участвовали, занимаемая ими квартира также не была приватизирована. Квартира не является служебным жильём и не бронирована. Другого жилья они не имеют, государственной помощи для приобретения (строительства жилья) не получали. На данную квартиру никто претензий не заявляет и не оспаривает их прав. В квартире они зарегистрированы и являются нанимателями этой квартиры. Просят суд признать за ними право собственности на данную квартиру. В судебном заседании истцы Утельбаев Е.К., Меньшикова Н.В. поддержали свои требования и пояснили аналогично изложенному в исковом заявлении. Ответчик - представитель администрации г. Купино в судебное заседание не явился, просил без него рассмотреть дело, иск признаёт. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Выслушав доводы истцов Утельбаева Е.К., Меньшиковой Н.В., допросив свидетелей К.С.В., А.В.С., изучив материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, предлагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», жилищный фонд, закреплённый за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений, жилищный фонд подлежит приватизации совместно с ним на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого, он находятся. Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, если они определены, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех прав граждан, на приватизацию жилья. Пунктом 1 Указа Президента Российской федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Указанные выше нормы подлежат применению в системной взаимосвязи со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускается включение объектов жилищного фонда, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежат передаче в муниципальную собственность. Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесён к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Так как право муниципальной собственности на жилое помещение возникло в силу прямого указания закона после вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Закона о регистрации, государственная регистрация права гражданина на жилое помещение, передаваемое в порядке, установленном Законом, осуществляется после государственной регистрации права муниципальной собственности на такое жилое помещение. До настоящего времени право муниципальной собственности на квартиру не зарегистрировано, что нарушает их права и не позволяет им приватизировать квартиру, как это предусмотрено законом во внесудебном порядке. В том случае, если жилые помещения должны быть переданы в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, то граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». В нарушение ст.18 Закона о приватизации, истцы имея право на приватизацию жилого помещения, квартиры, в которой они проживают и которая не передана в муниципальную собственность администрации г. Купино, не могут его реализовать по обстоятельствам от них независящим. В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты права, является его признание. Защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд в соответствии с подведомственностью дел. В судебном заседании установлено показаниями свидетелей и письменными доказательствами, что спорная квартира была предоставлена истцам Купинским АТП в 1994 году. Квартира относилась к ведомству Министерства автомобильного транспорта. В настоящий момент собственник данной квартиры не определён, поскольку автотранспортное предприятие давно прекратило свою деятельность. В связи с ликвидацией данного предприятия право собственности на квартиру никем не оформлялось и в собственность квартира никому не предавалась. В настоящий момент на их квартиру МУ «Купинское автотранспортное предприятие», правопреемник Купинского автотранспортного предприятия не претендует. Согласно справке № от <.....> МУ «Купинское автотранспортное предприятие» жилищного фонда не имеет. На основании домовой книги истцы Утельбаев Е.К., Меньшикова Н.В. проживают и зарегистрированы в <...>. Согласно справке администрации г. Купино от <.....> истцы в банке данных лиц, приватизирующих жильё в г. Купино не значатся. На основании справки администрации г. Купино № от <.....> указанная квартира не является муниципальной собственностью г. Купино. Согласно справке территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по НСО от <.....> данная квартира в реестре федерального имущества не числится. Из сообщения департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от <.....> следует, что в реестре государственной собственности квартира № <...> по ул. <...>, <...> г. <...> не числится. Из сообщений Федеральной регистрационной службы по НСО от <.....> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав истцов на объекты недвижимого имущества. В соответствии с техническим планом квартиры № <...>, составленным ОГУП «Техцентр НСО» по состоянию на <.....> и информацией ОГУП «Техцентр НСО» № от <.....> данная квартира зарегистрирована под инвентарным номером <......>, регистрационный номер в реестре <......>. На указанную квартиру претензий никто не предъявляет и не оспаривает прав истцов. Оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд признаёт их относимыми и допустимыми и считает, что имеются достаточные основания для признания права собственности за истцами на указанную квартиру. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.3, 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий: Л.Н. Примакова.
Признать за Утельбаевым Е.К., Меньшиковой Н.В. в порядке Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право общей долевой собственности по ? доли каждому на квартиру № <...> в доме № <...> по ул. <...> г. <...> <...> области, расположенную на первом этаже одноэтажного, двухквартирного, бревенчатого жилого дома, состоящую из двух жилых комнат, кухни, общей площадью <......> кв.м, жилой площадью <......> кв.м, вспомогательной площадью <......> кв.м, с надворными постройками: сараем, сооружениями, с инвентарным номером <......>, с регистрационным номером в реестре <......>.