Решение по иску о побуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео наблюдения)



Дело № 2-561

Поступило в суд 6.08.2012 года

Решение

Именем Российской Федерации

12 сентября 2012 года                                 г. Купино

Купинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Павловской С.И.

с участием прокурора Жучковой Ж.А.

при секретаре Никифоровой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Купинского района в интересах неопределённого круга лиц к МКОУ СОШ № 80, администрации Купинского района о понуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения,

Установил:

Прокурор Купинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к МКОУ СОШ № 80, администрации Купинского района о понуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения, указывая на то, что прокуратурой Купинского района в соответствии с указанием прокурора Новосибирской области от <.....> года проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении антитеррористической защищённости, в ходе которой в МКОУ СОШ № 80 выявлены нарушения законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Статьей 32 ч.2 п.1 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 года № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 2 ч.13 ст.30 вышеуказанного ФЗ-384 предусмотрено, что в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

МКОУ СОШ № 80 является образовательным учреждением района с массовым пребыванием граждан. Вместе с тем, в дошкольном образовательном учреждении вопреки вышеуказанным нормам закона отсутствует система телевизионного (видео) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья учащихся и других лиц.

Данное обстоятельство способствует проникновению на территорию дошкольного образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью воспитанников, персонала и других лиц. Указанные лица могут проникать в учреждение в целях совершения краж и иных противоправных действий, совершения террористических актов.

Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников дошкольного образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.

Согласно требованиям ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ от 6.03.2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.

Пункт 4 ст.3 ФЗ-35 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов.

Согласно п.3 ч.3 ст.32 закона № 3266-1 образовательное учреждение несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

23.05.2012 года прокуратурой района по результатам проверки заведующей МКОУ СОШ № 80 было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое рассмотрено и требования указанные в представлении не удовлетворены.

Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ставит вопрос об оборудовании здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения.

Однако, для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты.

В соответствии со ст.120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.

Кроме того, в соответствии с п.4 ч.1 ст.31 названного закона № 3266-1 обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления.

Учитывая отсутствие у дошкольного образовательного учреждения достаточных средств на установку системы телевизионного (видео) наблюдения в здании, наличие субсидиарной ответственности администрации Купинского района Новосибирской области по обязательствам как учредителя МКОУ СОШ № 80 и собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения следует возложить также и на администрацию Купинского района Новосибирской области за счёт средств бюджета данного муниципального образования.

Нарушение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 года № 384-ФЗ администрацией МКОУ СОШ № 80 ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и других лиц, находящихся в данном образовательном учреждении, круг которых невозможно индивидуализировать (определить), а также гарантируемые им Конституцией РФ права.

Кроме того, невыполнение администрацией МКОУ СОШ № 80 федеральных законов также затрагивает публичные интересы государства, обязанного в силу ст.ст.2, 15, 38 Конституции РФ стоять на защите прав и свобод человека и гражданина, охране детства, жизни и здоровья граждан.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Просит обязать МКОУ СОШ № 80 и администрацию Купинского района Новосибирской области оборудовать здание вышеуказанного дошкольного образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании прокурор Жучкова Ж.П. изменила исковые требования, просит обязать МКОУ СОШ № 80 оборудовать здание системой телевизионного (видео) наблюдения в срок до 1.07.2014 года, администрацию Купинского района просит обязать выделить в указанный срок денежные средства на финансирование мероприятий по оборудованию здания МКОУ СОШ № 80 системой телевизионного (видео) наблюдения.

Ответчики - представитель МКОУ СОШ № 80 Усик В.А., представитель администрации Купинского района Зимина А.Н. исковые требования не признали.

Представитель МКОУ СОШ № 80 Усик В.А. пояснил, что в связи с отсутствием денежных средств данные мероприятия выполнить МКОУ СОШ № 80 не может, финансирование на данные мероприятия не производится.

Представитель администрации Купинского района Зимина А.Н. пояснила, что исковые требования не имеют правовых оснований. Законом РФ «Об образовании» обязанность устанавливать в образовательных учреждениях системы видеонаблюдения не предусмотрена. Согласно Закона РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, конкретные меры, в том числе обязательная установка видеосистемы, не указана. Кроме того, данный закон принят 31.12.2009 года, вступил в законную силу через 6 месяцев после опубликования. МКОУ СОШ № 80 введено в эксплуатацию до принятия данного закона, в данном учреждении капитальных ремонтов, реконструкции не проводилось. Ссылка истца на данную норму не состоятельна. Нормы ФЗ «О противодействии терроризму» имеют общий характер и не указывают на обязанность образовательного учреждения устанавливать систему видеонаблюдения.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.

Ссылки представителя ответчика администрации Купинского района Зиминой А.Н. об отсутствии правовых оснований установки системы видеонаблюдения суд считает не состоятельными.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно свидетельству налоговой службы МКОУ СОШ № 80 поставлено на учет как юридическое лицо.

В соответствии с Уставом учредителем и собственником имущества МКОУ СОШ № 80 является муниципальное образование Купинского район, функции и полномочия которого осуществляет администрация Купинского района.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с Конституцией РФ, ст. 41, каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления. Статья 51 данного закона гласит, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.

Согласно ст. 2 ФЗ от 6.03.2006 года «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность, системность и комплексное использование политических, информационно пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Правительством РФ 23.12.2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 года, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях исполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Так, из приказа от 11.11.2009 года №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений, образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований, принять дополнительные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, предусмотрев в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения и т.д. Обязанность исполнения названных требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений в новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы (от 12.03.2008 № АФ- 102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008 №03-1423, от 16.06.2010 №ЮС-342/09 и № ЮС-350/09), из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводится в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку системы видеонаблюдения. Кроме этого данным Министерством разработаны 04.06.2008 года методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году. При решении данного вопроса необходимо учитывать наличие обеспечения, на уровне с другими системы видеонаблюдения.

Согласно ФЗ РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В судебном заседании установлено, что в дошкольном образовательном учреждении МКОУ СОШ № 80 отсутствует система телевизионного (видео) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья воспитанников и других лиц.

Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения противоречит интересам государства, обязанного в силу ст. ст. 2, 15, 38 Конституции РФ стоять на защите прав и свобод человека, охране детства, жизни и здоровья граждан. Исковые требования направлены на профилактику терроризма, предотвращение возникновения угрозы жизни и здоровью детей, обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Суд учитывает, что Купинский район является приграничным районом РФ.

Оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора.

В связи с отсутствием у образовательного учреждения денежных средств, наличие субсидиарной ответственности, обязанность по оборудованию здания системой телевизионного наблюдения следует возложить и на администрацию Купинского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Купинского района удовлетворить.

Обязать МКОУ СОШ № 80 оборудовать здание МКОУ СОШ № 80 системой телевизионного (видео) наблюдения в срок до 1.07.2014 года.

Обязать администрацию Купинского района Новосибирской области выделить денежные средства на финансирование мероприятий по оборудованию здания МКОУ СОШ № 80 системой телевизионного (видео) наблюдения в срок до 1.07.2014 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, т. е. с 19.09.2012 года, путем подачи жалобы через Купинский районный суд.

Председательствующий судья: С.И. Павловская.