Дело № 2-557
Поступило в суд 6.08.2012 года
Решение
Именем Российской Федерации
11 сентября 2012 года г. Купино
Купинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Павловской С.И.
с участием прокурора Жучковой Ж.А.
при секретаре Никифоровой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Купинского района в интересах неопределённого круга лиц к МКДОУ «Ромашка», администрации Купинского района о понуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения,
Установил:
Прокурор Купинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к МКДОУ «Ромашка», администрации Купинского района о понуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения, указывая на то, что прокуратурой Купинского района в соответствии с указанием прокурора Новосибирской области № от <.....> года проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении антитеррористической защищённости, в ходе которой в МКДОУ «Ромашка» выявлены нарушения законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 32 ч.2 п.1 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 года № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 2 ч.13 ст.30 вышеуказанного ФЗ-384 предусмотрено, что в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
МКДОУ «Ромашка» является образовательным учреждением района с массовым пребыванием граждан. Вместе с тем, в дошкольном образовательном учреждении вопреки вышеуказанным нормам закона отсутствует система телевизионного (видео) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья учащихся и других лиц.
Данное обстоятельство способствует проникновению на территорию дошкольного образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью воспитанников, персонала и других лиц. Указанные лица могут проникать в учреждение в целях совершения краж и иных противоправных действий, совершения террористических актов.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников дошкольного образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Согласно требованиям ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ от 6.03.2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.
Пункт 4 ст.3 ФЗ-35 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов.
Согласно п.3 ч.3 ст.32 закона № 3266-1 образовательное учреждение несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
<.....> года прокуратурой района по результатам проверки заведующей МКДОУ «Ромашка» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое рассмотрено и требования указанные в представлении не удовлетворены.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ставит вопрос об оборудовании здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения.
Однако, для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты.
В соответствии со ст.120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.
Кроме того, в соответствии с п.4 ч.1 ст.31 названного закона № 3266-1 обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления.
Учитывая отсутствие у дошкольного образовательного учреждения достаточных средств на установку системы телевизионного (видео) наблюдения в здании, наличие субсидиарной ответственности администрации Купинского района Новосибирской области по обязательствам как учредителя МКДОУ «Ромашка» и собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения следует возложить также и на администрацию Купинского района Новосибирской области за счёт средств бюджета данного муниципального образования.
Нарушение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 года № 384-ФЗ администрацией МКДОУ «Ромашка» ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и других лиц, находящихся в данном образовательном учреждении, круг которых невозможно индивидуализировать (определить), а также гарантируемые им Конституцией РФ права.
Кроме того, невыполнение администрацией МКДОУ «Ромашка» федеральных законов также затрагивает публичные интересы государства, обязанного в силу ст.ст.2, 15, 38 Конституции РФ стоять на защите прав и свобод человека и гражданина, охране детства, жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Просит обязать МКДОУ «Ромашка» и администрацию Купинского района Новосибирской области оборудовать здание вышеуказанного дошкольного образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Жучкова Ж.П. изменила исковые требования, просит обязать МКДОУ «Ромашка» оборудовать здание системой телевизионного (видео) наблюдения в срок до <.....> года, администрацию Купинского района просит обязать выделить в указанный срок денежные средства на финансирование мероприятий по оборудованию здания МКДОУ «Ромашка» системой телевизионного (видео) наблюдения.
Ответчики - представитель МКДОУ «Ромашка» Усик В.А., представитель администрации Купинского района Зимина А.Н. исковые требования не признали.
Представитель МКДОУ «Ромашка» Усик В.А. пояснил, что в связи с отсутствием денежных средств данные мероприятия выполнить МКДОУ «Ромашка» не может, финансирование на данные мероприятия не производится.
Представитель администрации Купинского района Зимина А.Н. пояснила, что исковые требования не имеют правовых оснований. Законом РФ «Об образовании» обязанность устанавливать в образовательных учреждениях системы видеонаблюдения не предусмотрена. Согласно Закона РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, конкретные меры, в том числе обязательная установка видеосистемы, не указана. Кроме того, данный закон принят 31.12.2009 года, вступил в законную силу через 6 месяцев после опубликования. МКДОУ «Ромашка» введено в эксплуатацию до принятия данного закона, в данном учреждении капитальных ремонтов, реконструкции не проводилось. Ссылка истца на данную норму не состоятельна. Нормы ФЗ «О противодействии терроризму» имеют общий характер и не указывают на обязанность образовательного учреждения устанавливать систему видеонаблюдения.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.
Ссылки представителя ответчика администрации Купинского района Зиминой А.Н. об отсутствии правовых оснований установки системы видеонаблюдения суд считает не состоятельными.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно свидетельству налоговой службы МКДОУ «Ромашка» поставлено на учет как юридическое лицо.
В соответствии с Уставом учредителем и собственником имущества МКДОУ «Ромашка» является муниципальное образование Купинского район, функции и полномочия которого осуществляет администрация Купинского района.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с Конституцией РФ, ст. 41, каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления. Статья 51 данного закона гласит, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.
Согласно ст. 2 ФЗ от 6.03.2006 года «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность, системность и комплексное использование политических, информационно пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
Правительством РФ 23.12.2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 года, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях исполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.
Так, из приказа от 11.11.2009 года №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений, образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований, принять дополнительные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, предусмотрев в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения и т.д. Обязанность исполнения названных требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений в новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы (от 12.03.2008 № АФ- 102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008 №03-1423, от 16.06.2010 №ЮС-342/09 и № ЮС-350/09), из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводится в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку системы видеонаблюдения. Кроме этого данным Министерством разработаны 04.06.2008 года методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году. При решении данного вопроса необходимо учитывать наличие обеспечения, на уровне с другими системы видеонаблюдения.
Согласно ФЗ РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В судебном заседании установлено, что в дошкольном образовательном учреждении «Ромашка» отсутствует система телевизионного (видео) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья воспитанников и других лиц.
Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения противоречит интересам государства, обязанного в силу ст. ст. 2, 15, 38 Конституции РФ стоять на защите прав и свобод человека, охране детства, жизни и здоровья граждан. Исковые требования направлены на профилактику терроризма, предотвращение возникновения угрозы жизни и здоровью детей, обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Суд учитывает, что Купинский район является приграничным районом РФ.
Оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора.
В связи с отсутствием у образовательного учреждения денежных средств, наличие субсидиарной ответственности, обязанность по оборудованию здания системой телевизионного наблюдения следует возложить и на администрацию Купинского района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Купинского района удовлетворить.
Обязать МКДОУ «Ромашка» оборудовать здание МКДОУ «Ромашка» системой телевизионного (видео) наблюдения в срок до 1.07.2014 года.
Обязать администрацию Купинского района Новосибирской области выделить денежные средства на финансирование мероприятий по оборудованию здания МКДОУ «Ромашка» системой телевизионного (видео) наблюдения в срок до 1.07.2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, т. е. с 18.09.2012 года, путем подачи жалобы через Купинский районный суд.
Председательствующий судья: С.И. Павловская.