Решение по иску об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Яркульский сельсовет




Дело 2-454

Поступило 04.07.2012 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2012 года г. Купино

Купинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Пахомовой В.В.

при секретаре Переваловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Яркульского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования,

установил:

    Новосибирский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Яркульского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, указывая, что Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Департамента Росприроднадзора по СФО и Управления Россельхознадзора по Новосибирской области проведена проверка исполнения требований земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды администрацией Яркульского сельсовета Купинского района Новосибирской области.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федеарльного закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17 ч. 1 ст. 5 Устава Яркульскогосельсовета Купинского района Новосибирской области к полномочиям администрации Яркульского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В силу ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы произвордства и потребшения подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российсокй Федерации.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов и уборки теорриторий должна удовлетворять требованиям действующих в настоящее время «Санитарных правил содержания территорий населения мест» СанПиН 42-128-4690-88 (утверждены Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88) (далее по тексту- СанПиН 42-128-4690-88).

Пунктом 1.2. СанПин 42-128-4690-88 установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезверживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

В соответствии с п. 2.1.1 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждлений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно пункту 2.1.3 СанПин 42-128-4690-88 на треритории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для трнанспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

В соответствии с пунктом 2.1.4 СанПин 42-128-4690-88 для олпределения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическомунакоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

Согласно пункту 3.2 СанПин 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

Прокурорской проверкой установлено, что администарцией Яркульского сельсовета сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора организован с нарушением требований статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СанПиН 42-128-4690-88, СП 2.1.7.1038-01.

На территории домовладений Яркульского сельсовета администарцией не выделены специальные площадки для размещения мусоросборников (контейнеров), не произведен расчет количества требуемого числа мусоросборников (контейнеров).

Сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Яркульского сельсовета осуществляется на объекты размещения отходов, не соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что привело к образованию и длительному нахождению несанкционированных свалок ТБО и мусора.

Несканкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора выявлены на территории Яркульского сельсовета в следующих местах: в <......> м от оз. <...>, в <......> м от вышки связи с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора около <......> м3); в <......> м от ул. <...> с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); на север в <......> м от дома по ул. <...> с. <...>, географические координаты <......>; с.ш. <......>; в.д. (объем ТБО и мусора около <......> м3); в северо-восточном направлении от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (3 кучи объемом ТБО и мусора <......> и <......> м3); в <......> м на север от ул. <...> с. <...>, географические координаты <......>; с.ш. <......>; в.д. (объемом ТБО и мусора <......> м3).

Таким образом, в результате бездействия органа местного самоуправления муниципального образования Яркульского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по выделению специальных площадок для размещения контейнеров, по определению требуемого количества установок мусоросборников, по ликвидации несанкционированных свалок, нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду.

Просит обязать администрацию Яркульского сельсовета Купинского района Новосибирской области в срок до 1 декабря 2012 года устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, земельного законодательства, а именно:

определить число устанавливаемых мусоросборгников (контейнеров) на территории муниципального образования, исходя из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов;

на территории домовладений выделить специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта;

ликвидировать 5 несанкционированных свалок на территории Яркульского сельсовета в следующих местах: в <......> м от оз. <...>, в <......> м от вышки связи с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора около <......> м3); в <......> м от ул. <...> с. <...>, географические координаты <......>; с.ш. <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); на север в <......> м от дома <...> ул. <...> с. <...>, географические координаты <......>; с.ш. <......>; в.д. (объем ТБО и мусора около <......> м3); в северо-восточном направлении от с. <...>, географические координаты <......>; с.ш. <......>; в.д. (3 кучи объемом ТБО и мусора <......> и <......> м3); в <......> м на север от ул. <...> с. <...>, географические координаты <......>; с.ш. <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3).

В судебном заседании прокурор Купинского района Мельниченко Г.Н. поддержала требования, изложенные в заявлении, уточнила, что в заявлении ошибочно указаны: улица, номер дома, следует правильно считать местонахождение свалки: на север в <......> м от дома ул. <...> с. <...> объемом ТБО и мусора около <......> м3; в <......> м на север от ул. <...> с. <...>, объемом ТБО и мусора <......> м3.

    Глава администрации Яркульского сельсовета Гудыма С.Е. заявленные требования прокурора признал частично, пояснив, что на свалку, расположенную от с. <...>: 3 кучи объемом ТБО и мусора <......> и <......> м3 у администрации имеется свидетельство о государственной регистрации права, поэтому она является санкционированной, требования о ликвидации свалок: объемом ТБО и мусора около <......> м 3, расположенную в <......> м от оз. <...>, в <......> м от вышки связи с. <...>; в <......> м от ул. <...> с. <...> объемом ТБО и мусора около <......> м3; на север в <......> м от дома ул. <...> с. <...> объемом ТБО и мусора около <......> м3; в <......> м на север от ул. <...> с. <...> объемом ТБО и мусора <......> м3, а также установлении мусоросборников и выделения специальных площадок для размещения контейнеров признает, просит установить срок для исполнения до 1 июня 2013 года в связи с отсутствием в утвержденном на 2012 год бюджете денежных средств на указанные цели.

Выслушав пояснения сторон, огласив пояснения свидетеля Задорожного Н.И.- государственного инспектора отдела земельного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, Хрущева А.В.- государственного инспектора отдела земельного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, данные в судебном заседании 23 июля 2012 года, изучив доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17 ч. 1 ст. 5 Устава Яркульского сельсовета Купинского района Новосибирской области к полномочиям администрации Яркульского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Решением Купинского районного суда от 07.12.2011 года, вступившим в законную силу 20.12.2011 года удовлетворены требования прокурора Купинского района к администрации Яркульского сельсовета о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования. Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда.

Ненадлежащая организация сбора и вывоза ТБО и мусора на территории муниципального образования, установленная указанным решением суда, привела к образованию несанкционированных свалок, расположенных: в <......> метрах от оз. <......>, в <......> м от вышки связи с. <...> (объем ТБО и мусора около <......> м3); в <......> м от ул. <...> с. <...> (объемом ТБО и мусора около <......> м3); на север в <......> м от дома ул. <...> с. <...> (объем ТБО и мусора около <......> м3); в <......> м на север от ул. <...> с. <...> (объем ТБО и мусора <......>).

Наличие указанных свалок, отсутствие мусоросборников, подтверждается письменными доказательствами, пояснениями свидетелей и не оспаривается главой муниципального образования. Отсутствие мусоросборников, образование свалок ТБО и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую среду. Право на благоприятную окружающую среду относится к личным неимущественным правам и подлежит защите в порядке, установленном гражданским законодательством. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Требования прокурора о ликвидации указанных свалок подлежат удовлетворению. Учитывая доводы главы муниципального образования о невозможности выполнить работы по установке мусоросборников и ликвидации свалок в срок до1 декабря 2012 года, отсутствием в бюджете запланированных средств на указанные работы, считает установить срок исполнения до 1 июня 2013 года.

Согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права от 06.11.2008 года, за муниципальным образованием на праве постоянного (бессрочного) пользования зарегистрированы земельный участок под кадастровым номером <......>, расположенный на юго-западной окраине с. <...> для размещения свалки бытовых отходов.

В судебном заседании установлено, что земельный участок под кадастровым соответствует указанному в заявлении земельному участку, обозначенному: северо-восточном направлении от с. <...>, географические координаты <......>; с.ш. <......>; в.д. (3 кучи объемом ТБО и мусора <......>,<......> и <......> м3). При этом суд исходит из пояснений свидетеля Задорожного Н.И. о том, что при проверке место расположения свалок определялось визуально в метрах от крайнего дома, на указанную в заявлении свалку, расположенную в северо-восточном направлении от <...> (3 кучи объемом ТБО и мусора <......>,<......> и <......> м3) главой предъявлялось свидетельство о государственной регистрации права, на территории имеется еще <......> свалки: в <......> м от оз. <......>, в <......> м от вышки связи с. <...> (объем ТБО и мусора около <......> м3); в <......> м от ул. <...> с. <...> (объем ТБО и мусора около <......> м3); на север в <......> м от дома ул. <...> с. <...> (объем ТБО и муосра около <......> м3); в <......> м на север от ул. <...> с. <...> (объем ТБО и мусора <......> м3), на которые нет свидетельства, других свалок на территории возле села <...> не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Поэтому требование прокурора о ликвидации свалки, расположенной на земельном участке, на которое зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования Муниципального образования для размещения свалки бытовых отходов, как несанкционированной, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области обязать администрацию Яркульского сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки на территории Яркульского сельсовета удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Яркульского сельсовета Купинского района Новосибирской области в срок до 1 июня 2013 года

определить число устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) на территории муниципального образования, исходя из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов;

на территории домовладений муниципального образования выделить специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта;

ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные:

в <......> м от оз. <...>, в <......> м от вышки связи с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора около <......> м3);

в <......> м от ул. <...> с. <...>, географичесике координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора около <......> м3);

на север в <......> м от дома ул. <...> с. <...>, географичесике координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора около <......> м3);

в <......> м на север от ул. <...> с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3).

В требованиях Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в северо-восточном направлении от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (3 кучи объемом ТБО и мусора <......>,<......> и <......> м3) - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский облсуд путем подачи жалобы через Купинский суд в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий судья:: В.В. Пахомова