Дело 2-453
Поступило 04.07.2012 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2012 года г. Купино
Купинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Пахомовой В.В.
при секретаре Переваловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Стеклянского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования,
установил:
Новосибирский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Стеклянского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, указывая, что Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Департамента Росприроднадзора по СФО и Управления Россельхознадзора по Новосибирской области проведена проверка исполнения требований земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды администрацией Стеклянского сельсовета Купинского района Новосибирской области.
Согласно пункту 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Земельный кодекс) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Земельного кодекса целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В силу пункта 2 Приложения № 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Минприроды России от 25.05.1994 № 160, под захламлением земель понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).
Согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17 ч. 1 ст. 5 Устава Стеклянского сельсовета Купинского района Новосибирской области к полномочиям администрации Стеклянского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 51 данного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Прокурорской проверкой установлено, что вывоз твердых бытовых отходов и мусора от домовладений населенных пунктов Стеклянского сельсовета осуществляется на не предназначенные для их размещения объекты, что привело к образованию и длительному нахождению на территории сельсовета несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора в следующих местах: в <......> м северо-восточном направленими от дома № по ул. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); в <......> м на северо-запад от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3);
Земельные участки под несанкционированными свалками расположены за границами населенных пунктов и относится к землям сельскохозяйственного назначения.
На земельных участках, занятых несанкционированными свалками, не проводятся обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Ненадлежащая организация сбора и вывоза ТБО и мусора на территории
Стеклянского сельсовета привела к образованию и длительному нахождению на
землях сельскохозяйственного назначения указанных выше несанкционированных свалок, захламлению этих земель и, как следствие, нарушению требований пункта 1 статьи 12, статьи 42, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса, пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2022 г. № 7-ФЗ.
Согласно пункту 18 статьи 32 Устава Стеклянского сельсовета Купинского района Новосибирской области организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного сельсовета возложена на администрацию Стеклянского сельсовета. Наличие на территории муниципального образования несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Стеклянского сельсовета возложенных на неё обязанностей по организации сбора и вывоза ТБО и мусора, что привело к захламлению такими отходами земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в результате бездействия органа местного самоуправления муниципального образования Стеклянского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза ТБО и мусора и ликвидации несанкционированных свалок, нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду.
Просит обязать администрацию Стеклянского сельсовета Купинского района Новосибирской области в срок до 1 декабря 2012 года устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, земельного законодательства, а именно: ликвидировать 2 несанкционированные свалки на территории Стеклянского сельсовета в следующих местах: в северо-восточном направлении в <......> м от дома № по ул. Центральной, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); в <......> м на северо-запад от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3);
В судебном заседании прокурор Купинского района Мельниченко Г.Н. поддержала требования, изложенные в заявлении.
Глава администрации Стеклянского сельсовета Сасина Е.В. заявленные требования прокурора признала частично, пояснив, что на свалку, расположенную в <......> м на северо-запад от <...>, объемом мусора <......> м3 у администрации имеется свидетельство о государственной регистрации права, поэтому она является санкционированной, требования о ликвидации свалки объемом мусора <......> м 3, расположенную в северо-восточном направлении в <......> м от дома № по ул. <...> признает, просит установить срок для исполнения до 1 июня 2013 года в связи с отсутствием в утвержденном на 2012 год бюджете денежных средств на указанные цели.
Выслушав пояснения сторон, заслушав пояснения свидетеля З.Н.И.- государственного инспектора отдела земельного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, изучив доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17 ч. 1 ст. 5 Устава Стеклянского сельсовета Купинского района Новосибирской области к полномочиям администрации Стеклянского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Решением Купинского районного суда от 06.12.2011 года, вступившим в законную силу 17.12.2011 года удовлетворены требования прокурора Купинского района к администрации Стеклянского сельсовета о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования. Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда.
Ненадлежащая организация сбора и вывоза ТБО и мусора на территории муниципального образования, установленная указанным решением суда, привела к образованию несанкционированной свалки, расположенной в <......> метрах северо-восточном направлении от дома № по ул. <...> с. <...> (ТБО и мусора <......> м3). Наличие указанной свалки подтверждается письменными доказательствами, пояснениями свидетелей и не оспаривается главой муниципального образования. Образование свалки ТБО и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую среду. Право на благоприятную окружающую среду относится к личным неимущественным правам и подлежит защите в порядке, установленном гражданским законодательством. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Требования прокурора о ликвидации указанной свалки подлежат удовлетворению. Учитывая доводы главы муниципального образования о невозможности выполнить работы по ликвидации свалки в срок до1 декабря 2012 года, отсутствием в бюджете запланированных средств на указанные работы, считает установить срок исполнения до 1 июня 2013 года.
Согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права от 29.04.2011 года, за муниципальным образованием на праве постоянного (бессрочного) пользования зарегистрированы земельный участок под кадастровым №, расположенный на западной окраине с. <...> для размещения свалки мусора.
В судебном заседании установлено, что земельный участок под кадастровым № соответствует указанному в заявлении земельному участку, обозначенному: в <......> м на северо-запад от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); При этом суд исходит из пояснений свидетеля Р.А.В. о том, что местоположение свалки от населенного пункта должно определяться от его границы, и из пояснений свидетеля З.Н.И. о том, что при проверке место расположения свалок определялось визуально в метрах от крайнего дома, на указанную в заявлении свалку, расположенную в <......> метрах на северо-запад от с. <......> (<......> м3) главой предъявлялось свидетельство о государственной регистрации права, на территории имеется еще одна свалка – в <......> метрах в северо-восточном направлении от дома № по ул. <...> (объем мусора и ТБО <......> м3), на которую нет свидетельства, других свалок на территории муниципального образования не имеется.
В соответствии с п. 1 ст.2 Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним- это акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Поэтому требования прокурора о ликвидации свалок, расположенных на земельных участках, на которые зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования Муниципального образования для размещения свалки бытовых отходов, как несанкционированных, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области обязать администрацию Стеклянского сельсовета ликвидировать несанкционированную свалку на территории Стеклянского сельсовета удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Стеклянского сельсовета Купинского района Новосибирской области в срок до 1 июня 2013 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в северо-восточном направлении в <......> м от дома № по ул. <...> с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3).
В требованиях Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 500 м на северо-запад от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3) - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский облсуд путем подачи жалобы через Купинский суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. со 2 августа 2012 года.
Председательствующий судья: В.В. Пахомова