Решение по иску об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Медяковский сельсовет




Дело 2-451

Поступило 04.07.2012 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2012 года г. Купино

Купинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Пахомовой В.В.

при секретаре Переваловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Медяковского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

    Новосибирский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Медяковского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, указывая, что Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Департамента Росприроднадзора по СФО и Управления Россельхознадзора по Новосибирской области проведена проверка исполнения требований земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды администрацией Медяковского сельсовета Купинского района Новосибирской области.

Согласно пункту 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Земельный кодекс) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Земельного кодекса целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В силу пункта 2 Приложения № 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Минприроды России от 25.05.1994 № 160, под захламлением земель понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).

Согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17 ч. 1 ст. 5 Устава Медяковского сельсовета Купинского района Новосибирской области к полномочиям администрации Медяковского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 51 данного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Прокурорской проверкой установлено, что вывоз твердых бытовых отходов и мусора от домовладений населенных пунктов Медяковского сельсовета осуществляется на не предназначенные для их размещения объекты, что привело к образованию и длительному нахождению на территории сельсовета несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора в следующих местах:

с левой стороны в <......> м от дороги при въезде в с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3);

в южном направлении в <......> от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3);

на север от с. <...> в <......>, географические координаты <......>; в.д. (2 кучи объемом ТБО и мусора <......> и <......> м3);

в <......> м в северо-восточном направлении от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (3 кучи объемом ТБО и мусора <......>,<......> и <......> м3)

Земельные участки под несанкционированными свалками расположены за границами населенных пунктов и относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

На земельных участках, занятых несанкционированными свалками, не проводятся обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Ненадлежащая организация сбора и вывоза ТБО и мусора на территории Медяковского
сельсовета привела к образованию и длительному нахождению на
землях    сельскохозяйственного    назначения    указанных    выше

несанкционированных свалок, захламлению этих земель и, как следствие, нарушению требований пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 1 статьи 12, статьи 42, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса.

Согласно пункту 18 статьи 32 Устава Медяковского сельсовета Купинского района Новосибирской области организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного сельсовета возложена на администрацию Медяковского сельсовета. Наличие на территории    муниципального    образования несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Медяковского сельсовета возложенных на неё обязанностей по организации сбора и вывоза ТБО и мусора, что привело к захламлению такими отходами земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, в результате бездействия органа местного самоуправления муниципального образования Медяковского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза ТБО и мусора и ликвидации несанкционированных свалок, нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду.

Просит обязать администрацию Медяковского сельсовета Купинского района Новосибирской области в срок до 1 декабря 2012 года устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, земельного законодательства, а именно: ликвидировать 4 несанкционированные свалки на территории
Новониколаевского сельсовета в следующих местах: с левой стороны в <......> м от дороги при въезде в с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); в южном направлении в <......> от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); на север от с. <...> в <......>, географические координаты <......>; в.д. (2 кучи объемом ТБО и мусора <......> и <......> м3); в <......> м в северо-восточном направлении от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (3 кучи объемом ТБО и мусора <......>,<......> и <......> м3)

В судебном заседании прокурор Купинского района Мельниченко Г.Н. поддержала требования, изложенные в заявлении.

    Глава администрации Медяковского сельсовета Тараник С.Н. заявленные требования прокурора признал, в связи с тем, что бюджет поселения утвержден на 2012 год, изыскать денежные средства для ликвидации свалок нет возможности, просит установить срок для исполнения до 1 июня 2013 года.

Выслушав пояснения сторон, заслушав пояснения свидетелей: З.Н.И.- государственного инспектора отдела земельного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, изучив доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17 ч. 1 ст. 5 Устава Медяковского сельсовета Купинского района Новосибирской области к полномочиям администрации Медяковского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Решением Купинского районного суда от 07.12.2011года, вступившим в законную силу 20.12.2011 года удовлетворены требования прокурора Купинского района к администрации Медяковского сельсовета о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования. Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда.

Ненадлежащая организация сбора и вывоза ТБО и мусора на территории муниципального образования, установленная указанным решением суда, привела к образованию 4-х несанкционированных свалок, расположенных: с левой стороны в <......> от дороги при въезде в с. <...> ( объемом ТБО и мусора <......> м3; в южном направлении в <......> м от с. <...> ( объемом ТБО и мусора <......>); на север от с. <...> в <......> ( объем ТБО и мусора <......> и <......> м3); в <......> метрах в северо -восточном направлении от с. <...> (объемом ТБО и мусора <......>.<......> и <......> м.3) Наличие свалок подтверждается письменными доказательствами, пояснениями свидетелей и не оспаривается главой муниципального образования. Образование свалок ТБО и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую среду. Право на благоприятную окружающую среду относится к личным неимущественным правам и подлежит защите в порядке, установленном гражданским законодательством. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Требования прокурора о ликвидации указанных свалок подлежат удовлетворению. Учитывая доводы главы муниципального образования о невозможности выполнить работы по ликвидации свалок в срок до1 декабря 2012 года, отсутствие в бюджете запланированных средств на указанные работы, трудное финансовое положение муниципального образования, суд считает установить срок исполнения до 1 июня 2013 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области обязать администрацию Медяковского сельсовета ликвидировать четыре несанкционированные свалки на территории Медяковского сельсовета удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Медяковского сельсовета Купинского района Новосибирской области в срок до 1 июня 2013 года ликвидировать четыре несанкционированные свалки, расположенные на территории Медяковского сельсовета в следующих местах:

с левой стороны в <......> м от дороги при въезде в с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3);

в южном направлении в <......> от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3);

на север от с. <...> в <......>, географические координаты <......>; в.д. (2 кучи объемом ТБО и мусора <......> и <......> м3);

в <......> м в северо-восточном направлении от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (3 кучи объемом ТБО и мусора <......>,<......> и <......> м3)

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский облсуд путем подачи жалобы через Купинский суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. со 2 августа 2012 года.

Председательствующий судья : В.В. Пахомова