Дело 2-449
Поступило 04.07.2012 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2012 года г. Купино
Купинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Пахомовой В.В.
при секретаре Переваловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Метелевского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования,
У С Т А Н О В И Л:
Новосибирский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Метелевского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, указывая, что Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Департамента Росприроднадзора по СФО и Управления Россельхознадзора по Новосибирской области проведена проверка исполнения требований земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды администрацией Метелевского сельсовета Купинского района Новосибирской области.
Согласно пункту 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Земельный кодекс) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Земельного кодекса целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В силу пункта 2 Приложения № 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Минприроды России от 25.05.1994 № 160, под захламлением земель понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).
Согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17 ч. 1 ст. 5 Устава Метелевского сельсовета Купинского района Новосибирской области к полномочиям администрации Метелевского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 51 данного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Прокурорской проверкой установлено, что вывоз твердых бытовых отходов и мусора от домовладений населенных пунктов Метелевского сельсовета осуществляется на не предназначенные для их размещения объекты, что привело к образованию и длительному нахождению на территории сельсовета несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора в следующих местах: в северо-восточном направлении в <......> м от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); в западном направлении в <......> м от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3);
Земельные участки под несанкционированными свалками расположены за границами населенных пунктов и относится к землям сельскохозяйственного назначения.
На земельных участках, занятых несанкционированными свалками, не проводятся обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Ненадлежащая организация сбора и вывоза ТБО и мусора на территории
Сибирского сельсовета привела к образованию и длительному нахождению на землях сельскохозяйственного назначения указанных выше несанкционированных свалок, захламлению этих земель и, как следствие, нарушению требований пункта 1 статьи 12, статьи 42, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса, пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.
Согласно пункту 18 статьи 32 Устава Метелевского сельсовета Купинского района Новосибирской области организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного сельсовета возложена на администрацию Метелевского сельсовета. Наличие на территории муниципального образования несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Метелевского сельсовета возложенных на неё обязанностей по организации сбора и вывоза ТБО и мусора, что привело к захламлению такими отходами земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в результате бездействия органа местного самоуправления муниципального образования Метелевского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза ТБО и мусора и ликвидации несанкционированных свалок, нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду.
Просит обязать администрацию Метелевского сельсовета Купинского района Новосибирской области в срок до 1 декабря 2012 года устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, земельного законодательства, а именно: ликвидировать 2 несанкционированные свалки на территории Метелевского сельсовета в следующих местах: в северо-восточном направлении в <......> м от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); в западном направлении в <......> м от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3).
В судебном заседании прокурор Купинского района Мельниченко Г.Н. поддержала требования, изложенные в заявлении.
Глава администрации Метелевского сельсовета Слепцов А.А. заявленные требования прокурора не признал, пояснил, что на свалку, расположенную в северо-восточном направлении в <......> м от с. <...>, объемом мусора <......> м3 у администрации имеется свидетельство о государственной регистрации права, поэтому она является санкционированной; на свалку, расположенную в западном направлении в <......> м от с. <...>, объемом мусора <......> м3 у администрации имеется свидетельство о государственной регистрации права, поэтому она также является санкционированной.
Выслушав пояснения сторон, заслушав пояснения свидетеля З.Н.И.- государственного инспектора отдела земельного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, изучив доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права от <.....> года и от <.....> года, за муниципальным образованием на праве постоянного (бессрочного) пользования зарегистрированы: земельный участок под кадастровым номером <......>, расположенный в <......> на северо-восток от с. <...> для размещения свалки бытовых отходов; земельный участок под кадастровым номером <......>, расположенный в <......> м на юг от с. <...> для размещения свалки бытовых отходов.
В судебном заседании установлено, что земельный участок под кадастровым № соответствует указанному в заявлении земельному участку, обозначенному: в северо-восточном направлении в <......> м от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); земельный участок под кадастровым № соответсвует указанному в заявлении земельному участку, обозначенному в западном направлении в <......> м от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3). При этом суд исходит из пояснений свидетеля Р.А.В. о том, что местоположение свалки от населенного пункта должно определяться от его границы, и из пояснений свидетеля З.Н.И. о том, что при проверке место расположения свалок определялось визуально в метрах от крайнего дома, на указанные в заявлении свалки главой предъявлялись свидетельства о государственной регистрации права, других свалок на территории муниципального образования нет.
В соответствии с п. 1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним- это акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Поэтому требования прокурора о ликвидации свалок, расположенных на земельных участках, на которые зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования Муниципального образования для размещения свалки бытовых отходов, как несанкционированных, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В требованиях Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области о ликвидации 2 несанкционированных свалок на территории Метелевского сельсовета, расположенных в следующих местах: в северо-восточном направлении в <......> м от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3); в западном направлении в <......> м от с. <...>, географические координаты <......>; в.д. (объем ТБО и мусора <......> м3) - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский облсуд путем подачи жалобы через Купинский суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. со 2 августа 2012 года.
Председательствующий судья: В.В. Пахомова