о понуждении к проведению ремонта в муниципальном жилом помещении, закрепленном за ребенком-сиротой



ДЕЛО № 2-22/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2011 годапос. Кунья Псковской области

Куньинский районный суд Псковской области

в составе : председательствующего федерального судьиЗандер Л.В.

при секретаре Гриневой Л.А.,

с участием заместителя прокурора Куньинского района Кондратьевой Е.А.,

ответчика: Администрации МО «Куньинский район» в лице представителя Митрофановой Е.Ю., ведущего специалиста администрации Куньинского района по доверенности от 12.01.2011 г.№ 25 со всеми процессуальными правами,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в лице представителя Никифоровой В.А., консультанта территориального управления Куньинского района ГГУ социальной защиты населения Псковской области по доверенности № Д 934 от 14.10. 2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куньинского района Псковской области в защиту прав и законных интересов ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации МО «Куньинский район» о понуждении к проведению ремонта в муниципальном жилом помещении, закрепленном за ребенком-сиротой,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Куньинского района Псковской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации МО «Куньинский район» о понуждении к проведению ремонта в муниципальном жилом помещении, закрепленном за ФИО1.

В обоснование иска указано на то, что ФИО1, будучи малолетним, проживал с матерью, ФИО6, в жилом помещении-жилой комнате площадью 16,6 кв. м в трехкомнатной квартире <адрес>, а после смерти матери, ДД.ММ.ГГГГ, был определен на полное государственное обеспечение, и за ним было закреплено указанное жилое помещение на основании распоряжения Администрации Куньинского района от ДД.ММ.ГГГГ №.

ФИО1, хотя и достиг совершеннолетия, однако социально не защищен, обучается в ГОУ «Профессиональный лицей № <адрес>», в связи с обучением по очной форме, до ее окончания продолжает находиться на полном государственном обеспечении.

После обучения ФИО1 не сможет вернуться для проживания в закрепленное за ним жилое помещение в связи с тем, что оно находится в антисанитарном состоянии, требует проведения ремонта.

После пожара, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ году, жилое помещение ФИО1 было повреждено огнем и не ремонтировалось.

За период нахождения ФИО1 в государственном детском учреждении для детей - сирот, с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время мер по восстановлению поврежденного огнем жилья и его сохранности ответчиком не принималось.

Комната находится в фактически непригодном для проживания состоянии: закопчена, оконные стекла разбиты, окно и дверь на балконе открыты, стены, потолок, пол покрыты плесенью, отсутствует электропроводка, повреждена и требует перекладки отопительная печь, повреждены и необходима замена оконного блока, балконной и входной двери, частичная замена досок пола, плинтусов, ремонт штукатурки потолка и стен, окраска потолка, дверных и оконных блоков, полов, оклейка стен.

Бездействием ответчика, не принимающего должных мер по восстановлению и надлежащему содержанию жилого помещения, закрепленного за ФИО1, нарушаются права ФИО1 на благоприятные условия проживания, разрушается его жилье.

В целях восстановления жилищных прав ФИО1 и пресечения дальнейшего разрушения его жилья, прокурор просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный ремонт названного жилого помещения: восстановить электропроводку и отопительную печь, заменить оконный блок, балконную и входную дверь, частично заменить доски пола, плинтусы, произвести ремонт штукатурки потолка и стен отдельными местами.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство, в котором иск по существу поддержал, просил рассмотреть спор без его личного участия.

Представитель ответчика, Администрации МО «Куньинский район» Митрофанова Е.Ю. согласилась с тем, что спорное жилье входит в состав муниципального жилищного фонда Куньинского района, нуждается в капитальном ремонте, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ г. было повреждено пожаром, после пожара в жилье ремонт никем не производился, жилье другим лицам для проживания не предоставлялось, жилой дом, в котором находится жилье ФИО1, многоквартирный, квартиры заселены и используются по назначению, дом ветхим, аварийным, подлежащим сносу не признан, жилое помещение ФИО1 может быть восстановлено.

Вместе с тем, иск не признал, мотивируя тем, что жилье после пожара было фактически разрушено, закреплению не подлежало, в связи с чем решение ДД.ММ.ГГГГ г. о закреплении за ФИО1 спорного жилья незаконно и отменено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, плата за жилое помещение не взимается, средств на капитальный ремонт жилого помещения в бюджете района на 2011 г. не имеется.

Представитель органа опеки и попечительства Псковской области, Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, Никифорова В.А. иск полагала обоснованным, пояснив, что органы опеки и попечительства Псковской области исполняют обязанности в отношении спорного жилья за ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ г. путем внесения ответчику квартплаты, контроля за сохранностью жилья, многократным информированием ответчика о состоянии жилого помещения и необходимости проведения ремонта; при первичном устройстве ребенка функции по опеке и попечительству выполняли органы местного самоуправления Куньинского района, ФИО1 устраивался на полное государственное обеспечение из спорного жилья в ДД.ММ.ГГГГ г. в связи со смертью последнего родителя, матери ФИО6, умершей в ДД.ММ.ГГГГ г., другого жилья не имела, ФИО1 с матерью проживал в спорном жилье постоянно со дня рождения до помещения его в школу –интернат для детей-сирот на полное государственное обеспечение; жилой дом, в котором находится жилье ФИО1, 2-этажный многоквартирный, квартиры заселены и используются по назначению, квартира ФИО1 – на 2 этаже, коммунальная, в ней никто не проживает; финансовых средств на проведение текущего ремонта комнаты ФИО1 ответчику из бюджета области не выделяли, согласны выделить средства на текущий ремонт, о чем составлена заявка на 2011 год (л.д. 46-49).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело без своего личного участия (л.д. 131-132).

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1).

Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации условия для осуществления гражданами права на жилище, обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, которые в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Обеспечение указанных условий в области жилищных отношений в муниципальном жилищном фонде согласно п. 9, п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится к компетенции органов местного самоуправления.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими профессионального образования по очной форме обучения.

Для детей, указанной категории, статьей 8 данного Федерального закона предусмотрены дополнительные социальные гарантии на имущество и жилое помещение.

В частности, в соответствии со ст. 8 Федерального Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В обоих случаях, как следует из этой же статьи, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Псковской области N 411-оз от 11.01.2005 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого в развитие аналогичного ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, на период нахождения у опекунов (попечителей), у приемных родителей, на период военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Территориальные подразделения органа исполнительной власти области - органа опеки и попечительства, принявшие решение о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет и обеспечивают сохранность принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с санитарными и техническими требованиями.

Согласно положений абз. 2 ч. 2 ст. 6 Закона области N 411-оз от 11.01.2005 г. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления при невозможности возвращения им тех помещений, которые они ранее занимали, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 3 настоящего пункта.

В свою очередь абз. 3 ч. 2 ст. 6 Закона установлено, что указанные категории граждан, не имеющие закрепленного жилого помещения, или имевшие жилое помещение, которое утрачено либо признано непригодным для проживания в результате стихийных бедствий, в т.ч. пожара, обеспечиваются жилыми помещениями по установленным жилищным законодательством нормам в порядке, установленном Администрацией области.

В настоящее время такой порядок, предполагающий выделение муниципальным образованиям из областного бюджета средств для приобретения жилья с целью его последующего предоставления по договору социального найма, определен Положением, утвержденным постановлением Администрации Псковской области ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии с п. 2 данного Положения "не имеющими закрепленных жилых помещений являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений."

Согласно копий записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о рождении ФИО1, свидетельства об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ его родителями являлись ФИО6 и ФИО7 (л.д. 7, 89, 90).

Из копий свидетельств о смерти видно, отец истца, ФИО7, умер ДД.ММ.ГГГГ;

Мать, ФИО6, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 987, 88).

Распоряжением Администрации Куньинского района от ДД.ММ.ГГГГ г. №-р ребенок ФИО1 направлен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за ним же закреплена жилая комната площадью <данные изъяты> кв. м в трехкомнатной квартире <адрес>

В результате этого ФИО1 приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Согласно копии приказов от ДД.ММ.ГГГГ № ГОУ НПО «Профессиональное училище №», от ДД.ММ.ГГГГ №-О органов опеки и попечительства Псковской области, а также договора с приемным родителем ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ передан в приемную семью ФИО8, обучается по очной форме в профессиональном образовательном учреждении, находится на полном государственном обеспечении (86, 75, 81).

Согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ на спорное жилое помещение, предоставленной МУП «Коммунсервис», при своем первичном устройстве ФИО1 со дня своего рождения проживал на жилой площади матери ФИО6; ФИО6 постоянно проживала <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с сыном ФИО1 вплоть по день своей смерти.

Согласно справок самого ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, в опекунском деле, ФИО1 проживал в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ г. постоянно с матерью ФИО6 на условиях социального найма, в ДД.ММ.ГГГГ г. определен органами опеки и попечительства на полное государственное обеспечение в связи со смертью матери после смерти родителей другого жилья не имел (л.д. 58 59 65 68).

Из копии акта обследования жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в опекунском деле видно, что при первичном устройстве ребенок выявлен и помещен в социальный приют с места своего постоянного жительства на жилой площади родителей в <адрес>, комната <данные изъяты> кв. м ( л.д.57).

В справке руководителя отдела надзорной деятельности по Великолукскому, Новосокольническому и Куньинскому районам ГУ МЧС РФ по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ г. указано лишь на то, что пожар с спорном жилом помещении произошел ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение повреждено огнем (л.д. 130).

Сведений о том, что жилье полностью уничтожено, в этой справке не содержится.

Иных доказательств о том, что жилье уничтожено полностью или не может быть возвращено по иным основаняим, сторонами не представлено.

Напротив, согласно письменной информации КУМИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № квартира, в которой находится жилое помещение-жилая комната ФИО1, находится на учете в муниципальной собственности района (л.д. 17), а из сведений в акте обследования жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилая комната после пожара не разрушена, а находится в антисанитарном состоянии, требующем косметического ремонта, отопление и освещение имелось (л.д.57).

В письменной информации по вопросу о сохранности спорного жилого помещения в адрес ГОУ «Великолукская школа-интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик признавал, что жилье, в котором прописан ФИО1, требует ремонта после пожара, ремонт не производился (л.д. 21, 68).

Постановление №, принятое ответчиком ДД.ММ.ГГГГ о признании этого же жилого помещения непригодным для проживания, отменено ответчиком добровольно ДД.ММ.ГГГГ в постановлении за № (л.д. 129 ).

Согласно технического паспорта жилого дома, в котором расположено спорное жилое помещение, оно расположено на втором этаже двухэтажного жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, капитальный ремонт жилого дома не производился, жилых квартир –№ комната ФИО1 площадью <данные изъяты> кв. м расположена на 2 этаже в трехкомнатной <адрес>, спорное жилое помещение имеет самостоятельное печное отопление, последний осмотр технического состояния дома и квартир ответчиком производился ДД.ММ.ГГГГ г., по состоянию на эту дату выявлены изношенность ряда конструктивных элементов дома: стертость досок полов, рассыхание оконных переплетов, трещины в печах; сведений о том, что дом ветхий, аварийный, не указано (л.д.117 –125, 118).

Из акта проверки состояния спорного жилого помещения, проведенного ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя органов опеки и попечительства, специалистов ФИО9, главного инженера МУП «Коммунсервис», - специализированной организации, обслуживающей и управляющей муниципальным жилищным фондом <адрес>, следует, что в жилье ФИО1 может быть приведено в надлежащее санитарное состояние и пригодное для проживания состояние путем проведения капитального ремонта в виде замены оконного блока, балконной и входной двери, перекладки отопительной печи, устройства электропроводки, частичной замены деревянного пола и плинтусов, а также внутренних отделочных работ: восстановление штукатурки стен и потолка отдельными местами, окраска окон, дверей.

То обстоятельство, что жилое помещение может быть восстановлено за счет капитального ремонта, признал ответчик.

С учетом изложенного оснований считать, что при своем первичном устройстве ФИО1 не имел жилого помещения, у суда не имеется, доводы ответчика о незаконности закрепления жилья являются несостоятельными.

С учетом норм материального права и приведенных доказательств имеются основания признать, что ФИО1 при первичном устройстве имел жилье и оно может быть ему возвращено в настоящее время.

В этой связи действия ответчика, отменившего постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ранее принятое решение о закреплении спорной жилой площади за ребенком–сиротой ФИО1, следует признать незаконными (л.д.126, 6), противоречащими действующему законодательству, регулирующему порядок обеспечения жильем детей указанной категории.

Акт обследования спорного жилого помещения, произведенного ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией ответчика и основанное на нем, заключение № этой же комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения ФИО1 непригодным для постоянного проживания, противоречат как названным письменным доказательствам, так и позиции самого ответчика, признавшего возможность восстановления жилья за счет капитального ремонта (л.д. 127. 128).

Акт обследования и заключение межведомственной комиссии, к тому же, не соответствует требованиям п. 7 Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В частности акт обследования не содержит необходимых сведений о характере повреждений имеющихся в жилом помещении, что не позволяет дать оценку состояния жилого помещения. Основанное на акте заключение комиссии не содержит сведений о судьбе помещения, поставлено под сомнение самим ответчиком в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №.

В этой связи эти письменные доказательства отклоняются как недостоверные.

Статья 71 Жилищного Кодекса РФ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, не определяя перечня лиц, которые могут быть признаны временно отсутствующими, предусматривает, что временное отсутствие нанимателя и членов его семьи не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

Предусмотренные ФЗ Законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и аналогичным Законом Псковской области детям указанной категории, имевшим закрепленное жилое помещение, гарантии по сохранению на него права на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности обеспечиваются выполнением органами опеки и попечительства обязанностей из социального найма, сохраняющихся за временно отсутствующими детьми названной категории, в частности по оплате за наем жилья, его содержание, услуги.

Так, в соответствии с п. 2 Положения «О порядке возмещения расходов за наем, содержание жилья, ремонт жилья и коммунальных услуг (отопления) жилых помещений, закрепленных за детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ №,

дети, указанной категории освобождаются от оплаты за наем жилых помещений, закрепленных за ними, в случае, если в данном жилом помещении не остались проживать члены их семьи лиц.

В силу п. 5 этого Положения возмещение расходов, связанных с освобождением от оплаты за наем жилых помещений, осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами указанной категории, в соответствии с договорами, заключенными с организациями, осуществляющими предоставление услуг по содержанию жилых помещений и коммунальных услуг путем перечисления денежных средств на счета указанных организаций.

Порядок возмещения расходов по оплате за наем жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, предусмотрен п. 6, п. 7 Положения.

В силу п. 7 этого же Положения обязанности по внесению платы за наем жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами до окончания пребывания их в том числе в образовательных учреждениях или приемных семьях, возложены на органы опеки и попечительства по месту нахождения закрепленных жилых помещений.

Согласно выписок из лицевого счета на спорное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, копии счета –фактуры № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных МУП «Коммунсервис», копии паспорта истца, справок самого ответчика от <адрес> г., от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, в опекунском деле, при первичном выявлении и устройстве ФИО1 проживал в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ г. постоянно с матерью ФИО6 на условиях социального найма, в ДД.ММ.ГГГГ г. после устройства ФИО1 в государственное детское учреждение, в этом жилом помещении никто не проживал и иным лицам оно не предоставлялось; в отношении данного жилого помещения обязанности нанимателя из отношений социального найма выполнялись и выполняются за ФИО1 органами опеки и попечительства Псковской области ( с ДД.ММ.ГГГГ г.г. – в лице самой администрации Куньинского района, с ДД.ММ.ГГГГ г.- ГУ социальной защиты населения Псковской области), задолженности по оплате жилья и коммунальным услугам не имеется, возмещение расходов по оплате за наем, содержание и обслуживание жилого помещения ФИО1 произведено органами опеки и попечительства вплоть за ДД.ММ.ГГГГ г. за счет средств бюджета области (л.д. 14, 50-51, 58, 65, 68, 110-111 ).

С учетом изложенного, несмотря на временное отсутствие ФИО1 в связи с утратой попечения родителей, за ним сохранились право на данное жилое помещение, права, вытекающие из отношений социального найма этого жилья.

Согласно ст. 210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 2 ст. 65 Жилищного Кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, и осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке потребовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Жилищный Кодекс не содержит перечня работ, которые должны производиться при капитальном, а также при текущем ремонте.

Вместе с тем, в подп. «е» п. 4 типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного в соответствии со ст. 63 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, определено, что к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.

Как видно из этого перечня, замена пола отдельными местами, замена оконного блока, балконной и входной дверей, печи, устройство новой электропроводки, ремонт штукатурки стен и потолка в него не входит.

Требования о понуждении наймодателя к проведению капитального ремонта квартиры основаны не просто из желания нанимателя улучшить благоустройство своей квартиры, а из необходимости восстановления утраченного оборудования и конструктивных элементов квартиры, которые порождают обязанность в постановке жилого помещения на капитальный ремонт.

Следовательно, такие работы должны осуществляться в порядке капитального ремонта наймодателем.

Исследованные судом сведения органов пожарного надзора свидетельствуют о том, что лица, виновные в пожаре и повреждении жилья ФИО1, не установлены.

Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что жилье ФИО1 повреждено вследствие стихийного бедствия или непреодолимой силы.

Отсутствуют доказательства о том, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, является ветхим, аварийным, подлежащим сносу, установлено, что жилое помещение ФИО1 может быть восстановлено.

Из объяснений представителя органов опеки и попечительства следует, что ФИО1 достиг совершеннолетия, проживает в семье приемного родителя вынужденно, по возрасту имеет право и желает пользоваться закрепленным за ним жилым помещением, проживать самостоятельно, однако лишен этой возможности, прав на жилье приемного родителя не имеет, общежитием по месту обучения не обеспечен.

Поскольку установлено, что обязанности нанимателя по найму и содержанию спорного жилого помещения выполняются, выполнение нанимателем текущего ремонта жилого помещения возможно только после проведения капитального ремонта в нем, капитальный ремонт является обязанностью ответчика как наймодателя, требования истца об обязании ответчика произвести названные ремонтные работы в жилье, в целях предотвращения его дальнейшего разрушения, восстановления права ФИО1 на пользование жилым помещением, обоснованны.

Поскольку текущий ремонт является обязанностью нанимателя, он может быть произведен ответчиком, однако за счет средств нанимателя, т.е. из средств бюджета области в порядке реализации названного законодательства Псковской области о дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Поскольку ФИО1 по существу является нанимателем муниципального жилого помещения, прокурор вправе обратиться в суд в защиту его социальных прав в сфере обеспечения права на жилище, к каковым относится и право нанимателя требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Куньинского района Псковской области в защиту прав и законных интересов ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации МО «Куньинский район» о понуждении к проведению ремонта в муниципальном жилом помещении, закрепленном за ребенком-сиротой удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Куньинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести в муниципальном жилом помещении - жилой комнате в <адрес> дома под <адрес> по <адрес>, закрепленной за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ремонтные работы: замену пола, оконного блока, балконной и входной дверей, перекладку печи, устройство новой электропроводки, восстановление штукатурки стен и потолка.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи кассационных жалоб, прокурором кассационного представления в судебную коллегию по гражданским делам Псковского областного суда через Куньинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий, федеральный судьяЛ.В. Зандер

Настоящее решение в окончательной форме составлено 14 февраля 2011 года.

Председательствующий, федеральный судьяЛ.В. Зандер