1-150/2011
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
город Кунгур13 апреля 2011 года.
Кунгурский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Кожевникова В.Г.
с участием государственного обвинителя – прокурора Чеснокова А.Л.,
подсудимого Удальчикова Г.Т.,
защитника – адвоката Копеева В.Р.,
потерпевшей Т.,
при секретаре Грошевой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края дело № 1-150/2011 в отношении Удальчикова Г.Т., <данные изъяты> обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Подсудимый Удальчиков Г.Т. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах:
подсудимый Удальчиков Г.Т. вечером ДД.ММ.ГГГГ, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в доме <адрес>, имея умысел на причинение смерти потерпевшей Ф., с целью ее убийства на почве личных неприязненных отношений, нанес потерпевшей не менее одного удара обухом топора в область жизненно важных органов – голову, а также не менее двух ударов лезвием топора в область правой кисти, причинив телесные повреждения в виде ушибленной раны на голове и рубленой раны на правой кисти, с повреждением мягких тканей, сопровождавшиеся наружным кровотечением с развитием острой массивной кровопотери, которые расцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и повлекли наступление смерти потерпевшей Ф. на месте происшествия.
Подсудимый Удальчиков Г.Т. в судебном заседании вину признал полностью, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ вечером они с женой Ф. и сыном В. распивали спиртное. В ходе распития между ним и женой произошла ссора из-за того, что жена не хотела отдать ему на сохранение пенсионные деньги. Во время ссоры он взял в руки топор, который находился на кухне их дома за холодильником и ударил свою жену два раза лезвием топора по руке и один раз обухом топора по голове. После этого он ушел спать. Сына во время их ссоры в комнате не было, он ушел либо в свою комнату, либо на улицу, точно он не помнит. Проснувшись, он увидел, что жена лежит на своей кровати в крови, в комнате стоял топор. Кроме них в доме никого не было, сын в конфликте не участвовал, по характеру безобидный. Не исключает, что сразу же после того как он ударил топором свою жену к ним в дом приходила его дочь – Н., но он этого не помнит.
Вина подсудимого Удальчикова Г.Т. в совершении преступления, помимо его признания, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Потерпевшая Т. показала, что подсудимый и погибшая являются ее родителями, вместе проживали в <адрес>, с ними также жил ее брат – В.. Иногда между родителями происходили мелкие бытовые ссоры. Время от времени родители употребляли совместно спиртное, отец в состоянии алкогольного опьянения вел себя спокойно, ложился спать. ДД.ММ.ГГГГ днем по телефону отец сообщил, что у них все нормально. Вечером ДД.ММ.ГГГГ ей позвонил брат М. сообщил, что отец зарубил мать, позже данную информацию подтвердила сестра – Н., проживающая в <адрес>. Н. рассказала, что вечером ДД.ММ.ГГГГ к ней прибежал брат – В. и рассказал, что отец набрасывается с топором на мать, везде кровь; придя в дом родителей, она увидела мать лежащей на кровати в крови.
Свидетель Ш., показания которой были оглашены в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 281 УПК РФ, показала, что ДД.ММ.ГГГГ после 21 часа к ней пришла Н., сообщившая, что ее отец у себя дома «порезал» ее мать; в комнате, рядом с отцом, есть топор, а мать лежит на кровати в крови. После этого она сходила к соседке, вызвала скорую помощь и милицию. По приезду скорой помощи они пошли в дом подсудимого, погибшая лежала на кровати в крови, без признаков жизни, подсудимый сидел в кресле, рядом с которым стоял топор. Она данный топор вынесла на улицу и положила в почтовый ящик (л.д. 41-43).
Свидетель В. в судебном заседании в соответствии со ст. 51 Конституции РФ отказался давать показания. На основании ч. 4 ст. 281 УПК РФ были оглашены его показания, данные в период предварительного следствия, где В. пояснил, что проживал в д. Гари с родителями – подсудимым Удальчиковым Г.Т. и погибшей Ф.. ДД.ММ.ГГГГ вечером они втроем распивали спиртное дома. Вечером он ушел к себе в комнату, подсудимый и погибшая остались вдвоем. Через некоторое время он услышал, что подсудимый ругает погибшую. Выйдя в коридор, увидел, как подсудимый с топором в руках бросился на погибшую, после этого он сразу выбежал из дома и побежал к сестре Н., которой сообщил о случившемся. Когда они пришли домой, увидели, что мать лежит на кровати в крови без признаков жизни. Сестра ушла вызывать скорую помощь, а он до приезда милиции находился в своей комнате (л.д. 44-46).
Свидетель З., показания которой оглашены в соответствии с ч. 1 ст. 281 УПК РФ, показала, что около 21 часа ДД.ММ.ГГГГ к ним пришла Ш., которая попросила вызвать скорую помощь, и рассказала, что Удальчиков Г.Т. ударил свою жену топором. Она позвонила в скорую помощь и в милицию, после чего пришла Н. и рассказала, что ее мать Ф. лежит на кровати, по спине и по бокам тела в области брюшной полости бежит кровь. Данную информацию она сообщила работникам скорой помощи (л.д. 49-50).
Свидетель Н. показала, рядом с ней проживали ее родители – Удальчиковы. После получения пенсии родители выпивали спиртные напитки, с ними также выпивал и ее брат Валерий, посторонние к ним не приходили. В состоянии алкогольного опьянения между родителями происходили ссоры, поскольку отец беспричинно ревновал мать. В ходе ссоры отец мог кричать, но мать не избивал. Брат В. в конфликтах участия не принимал, по характеру он безобидный. 09.01.2011 года родители получили пенсию и с этого времени стали ежедневно распивать спиртное, прерывались только на два дня, так как не было водки. Вечером ДД.ММ.ГГГГ она заходила к родителям, отец находился в состоянии алкогольного опьянения. Через некоторое время к ней прибежал брат В., сообщил, что отец – подсудимый Удальчиков Г.Т. ударил мать топором. Она сразу побежала в дом к родителям, где увидела отца с топором. На пиджаке и брюках отца была кровь. В комнате на диване лежала на спине мать, рядом с ней была кровь. Она попросила отца положить топор, на что отец ей сказал «Тебе так же надо?», после этого она убежала к соседке Ш., рассказала ей о случившемся. Ш. пошла вызывать скорую помощь и милицию. По приезду медицинских работников ей сообщили, что мать мертва. Посторонних в тот день в доме ее родителей не было.
Свидетель К., показания которой оглашены в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 281 УПК РФ, показала, что ДД.ММ.ГГГГ приехала в <адрес> к родителям З.. Около 21 часа ДД.ММ.ГГГГ к ним в дом пришла Ш., которая попросила З. вызвать скорую помощь. При этом Ш. пояснила, что к ней пришла Н. и сообщила, что ее отец ударил мать топором. З. сразу позвонила в скорую помощь и в милицию (л.д. 53-55).
Согласно сообщению из станции скорой помощи Лобаново, ДД.ММ.ГГГГ в 21.02 туда поступила информация о пострадавшей, которую в <адрес> ударил топором муж (л.д. 36).
Из протокола осмотра места происшествия следует, что осмотрен <адрес>. При осмотре у дверей, ведущих в одну из комнат дома, обнаружена голубая наволочка с обильными пятнами бурого цвета, похожими на кровь; на полу стоят три бутылки из-под водки; на кровати в комнате в положении на спине лежит труп женщины со следами насильственной смерти – повреждением в лобной области справа и по центру, на ладонной поверхности правой кисти. Футболка и халат, надетые на женщине, пропитаны веществом, похожим на кровь, пятна вещества имеются на трико и носке погибшей. Вещество, похожее на кровь, обнаружено на ковре и матрасе справа от трупа. На стене дома снаружи, в деревянном почтовом ящике обнаружен топор, обернутый полотенцем. На топоре и топорище имеются наслоения вещества, похожего на кровь (л.д. 7-24).
При задержании Удальчикова Г.Т. у него были изъяты джинсовые брюки синего цвета с пятнами вещества, похожего на кровь (л.д. 56-57).
Указанные джинсовые брюки осмотрены, по всей поверхности брюк обнаружены пятна и помарки вещества, похожего на кровь (л.д. 58-59).
По результатам проведенной экспертизы установлено, что на джинсах и топоре найдена кровь, которая могла произойти от Ф., пот также мог произойти от нее (заключение эксперта № 119 от 21.02.2011 - л.д. 95-97).
Согласно протоколу явки с повинной от 21.01.2011 года, Удальчиков Г.Т. сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ дома в ходе распития спиртных напитков между ним и его женой произошла ссора, он ударил ее топором, от чего она умерла (л.д. 60).
Из заключения эксперта № 70 от 07.02.2011 года следует, что смерть Ф. наступила в результате ушибленной раны на голове и рубленой раны на правой кисти с повреждением мягких тканей, которые сопровождались наружным кровотечением с развитием острой массивной кровопотери. Ушибленная рана образовалась от ударного воздействия твердым тупым предметом, рубленая рана – от воздействия предмета или орудия, обладающего рубящими свойствами. Оба повреждения образовались прижизненно и расцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Данные повреждения образовались одно вслед за другим, через короткий промежуток времени, в связи с чем определить последовательность их образования не представляется возможным. После причинения повреждений смерть Ф. наступила в течение нескольких минут, возможно, десятков минут, в начальный период которых она могла совершать активные действия в ограниченном, уменьшающемся объеме, однако, с увеличением объема и темпа кровопотери, должна была утратить данную способность. Взаиморасположение потерпевшей и нападавшего в момент нанесения повреждений могло быть различным, изменчивым, однако области травматизации были доступны для их причинения. В ранах у Ф. инородных предметов не обнаружено. При судебно-химическом исследовании объектов из трупа Ф. обнаружен этиловый алкоголь в концентрациях 1,7 ‰ в крови, 0,9 ‰ в синовиальной жидкости, что, применительно к живым лицам, соответствует средней степени алкогольного опьянения (л.д. 84-93).
Согласно заключению эксперта № 21 м.к. от 22.02.2011 года, повреждения на макропрепарате кожи с правой кисти от трупа Ф. являются рубленными, были причинены в результате двух последовательных воздействий орудия, обладающего рубящего свойствами, типа лезвия топора, изъятого с места происшествия. Повреждение на препарате кожи с лобной области является ушибленным, было причинено в результате однократного удара под косым углом предмета, имеющего двухгранный угол – ребро с неровной поверхностью, длиной не менее 35 мм., возможно, ребром обуха топора, изъятого с места происшествия (л.д. 98-110).
При осмотре в судебном заседании вещественных доказательств подсудимый Удальчиков Г.Т. и свидетель Н. пояснили, что топор, который приобщен к делу в качестве вещественного доказательства, постоянно находился на кухне дома супругов Удальчиковых и что именно этим топором подсудимый нанес удары своей жене Ф..
Судом установлено, что смерть Ф. наступила от наружного кровотечения, открывшегося вследствие получения ею повреждений в виде ушибленной раны лобной области и рублей раны правой кисти. Данные повреждения причинены ей в результате воздействий обухом и лезвием топора, изъятого с места преступления.
Удары топором погибшей были нанесены подсудимым, в доме, где они с женой проживали, о чем свидетельствует наличие на топоре и топорище наслоений крови, которая могла произойти от погибшей. Подсудимый подтвердил, что нанес топором три удара своей жене – два из них лезвием по руке и один – обухом по голове, данный топор, хранился у них на кухне, за холодильником. Свидетель В. видел, как подсудимый с топором в руках набрасывается на погибшую, свидетель Н. видела топор в руках подсудимого после совершения им преступления. Свидетель Ш. также видела топор в комнате, где находилась погибшая, после совершения преступления, вынесла его из дома и положила в почтовый ящик.
Кроме подсудимого и погибшей в комнате никого не было. Подсудимый Удальчиков Г.Т. показал, что к ним никто не приходил, в доме в день совершения преступления они были втроем: он, жена и сын, но в момент, когда между ним и женой начался конфликт, сына в комнате уже не было.
Преступление совершено Удальчиковым Г.Т. по мотиву личной неприязни, в ходе конфликта с погибшей. Свидетель В. показал, что слышал, как в соседней комнате отец ругает мать, после чего увидел, как он замахивается на нее топором. Свидетель Н. показала, что в состоянии алкогольного опьянения между родителями происходили ссоры, вызванные беспричинной ревностью отца.
О наличии в действиях подсудимого умысла на причинение смерти Ф. свидетельствует все его поведение в совокупности: выбор времени и места совершения преступления – когда они находились в комнате вдвоем, между ними произошел конфликт; орудие преступления – топор, обладающий рубящими свойствами; характер и локализация нанесенных ударов – целенаправленного, в область жизненно-важных органов – голову, а также в область кисти руки, неоднократно, с достаточной силой, вызвавшей повреждения с обильным кровотечением, что подтверждается заключением эксперта № 70 от 07.02.2011 года, а также протоколом осмотра места происшествия, согласно которому на одежде и возле трупа погибшей имелись обширные пятна крови. Как пояснил сам подсудимый, он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, не желал наступления смерти своей жены. Однако все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Удальчикова Г.Т. косвенного умысла на причинение смерти Ф.. Подсудимый, нанося погибшей неоднократные удары лезвием и обухом топора, в том числе по голове, осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления смерти Ф. и сознательно это допускал, так как сразу же после нанесения ударов топором своей жене лег спать.
Из заключения комиссии экспертов № 153 от 17-28.02.2011 года, Удальчиков Г.Т. хроническим психическим расстройством не страдал, а у него имеется наклонность к злоупотреблению спиртными напитками, однако указанные нарушения психики выражены не столь значительно, не лишают его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий руководить ими. Правонарушение он совершил вне какого-либо временного расстройства психический деятельности, в состоянии простого алкогольного опьянения, в тот период времени мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими (л.д. 111-112).
Основания для переквалификации действий подсудимого на ч. 1 ст. 107, ч. 1 ст. 108 УК РФ нет. Признаков внезапного сильного душевного волнения (аффекта) в действиях подсудимого суд не находит. Преступление Удальчиков Г.Т. совершил в состоянии алкогольного опьянения, по мотиву личной неприязни. Каких-либо данных о наличии в действиях погибшей, непосредственно предшествовавших событию преступления, противоправности или аморальности не имеется.
Действия Удальчикова Г.Т. суд квалифицирует как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - по ч. 1 ст. 105 УК РФ (в редакции ФЗ РФ 27.12.2009 № 377-ФЗ).
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, которое относится к категории особо тяжких, а также личность подсудимого, который является пенсионером по старости, характеризуется удовлетворительно как неконфликтный, жалоб на его поведение в администрацию сельского поселения не поступало (л.д. 132, 133). Во время трудовой деятельности подсудимый имел неоднократные поощрения по месту работы. Суд учитывает и позицию потерпевшей, которая просит строго не наказывать подсудимого.
Смягчающими наказание подсудимого обстоятельствами суд признает и учитывает явку с повинной (л.д. 60), активное способствование раскрытию и расследованию преступления, выразившееся в даче правдивых показаниях об обстоятельствах, предшествовавших совершению преступления и своей причастности к нему, а также пожилой возраст подсудимого.
Отягчающих наказание обстоятельств подсудимого нет.
Наказание Удальчикову Г.Т. следует назначить в виде лишения свободы, в пределах санкции закона, с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Учитывая пожилой возраст подсудимого, наличие смягчающих обстоятельств, дополнительное наказание в виде ограничения свободы ему возможно не назначать.
Оснований для применения ст. 64 УК РФ нет, поскольку наличия исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, судом не установлено.
Также, вопреки доводам защиты, в судебном заседании не установлены основания для применения ст. 73 УК РФ.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание лишения свободы Удальчикову Г.Т. следует назначить в исправительной колонии строгого режима.
Вещественные доказательства по делу: топор и джинсовые брюки подсудимого на основании пунктов 1 и 3 ч. 3 ст. 81 УПК РФ, следует уничтожить.
Руководствуясь ст.ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд,
П Р И Г О В О Р И Л :
Удальчикова Г.Т. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 62 УК РФ, на срок семь лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Строк отбывания наказания исчислять с 13.04.2011 года.
В соответствии со ст. 72 УК РФ в срок наказания зачесть время содержания Удальчикова Г.Т. под стражей с 21.01.2011 года по 12.04.2011 года.
Меру пресечения Удальчикову Г.Т. до вступления приговора в законную силу оставить заключение под стражу.
Вещественные доказательства: топор и джинсовые брюки подсудимого – уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Удальчиковым Г.Т., содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Разъяснить осужденному Удальчикову Г.Т., что о своем желании участвовать в заседании суда кассационной инстанции, а также о необходимости участия при этом защитника, он должен указать в кассационной жалобе, а если дело рассматривается по представлению прокурора или по жалобе другого лица – в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу либо представление в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора либо копии жалобы или представления.
Председательствующий судьяВ.Г. Кожевников