о предоставлении мер социальной поддержки



Дело № 2-735/2010 29 июня 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Лутченко С.А.,

при секретаре Ачимовой Е.С.,

с участием истца Власовой О.А.,

представителя ответчика МДОУ «Кыласовский детский сад» Костаревой Е.Н.,

представителя ответчика МУ «Управление образования Кунгурского муниципального района Пермского края» Петуховой Е.В.,

представителя ответчика Администрации Кунгурского муниципального района Пермского края Шарлаимовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Власовой О.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Кыласовский детский сад», Муниципальному бюджетному учреждению «Управление образования Кунгурского муниципального района», Администрации Кунгурского муниципального района Пермского края о восстановлении права на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Власова О.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Кыласовский детский сад», Муниципальному учреждению «Управление образования Кунгурского муниципального района», Администрации Кунгурского муниципального района Пермского края о восстановлении права на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что она с 10.06.1979 года по 01.09.1986 года работала музыкальным работником Кыласовского детского сада. Как педагогический работник, проживающий в сельской местности, пользовалась льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг (электроэнергия и отопление). Была уволена в связи с сокращением штата и имела право на досрочный выход на пенсию. В досрочном выходе на пенсию заведующей Кыласовского детского сада ей было отказано, рекомендовано обратится с данным вопросом в центр занятости населения. Простояв в центре занятости населения, она вышла на пенсию по возрасту. Поскольку на пенсию она вышла не из образовательного учреждения, в восстановлении права на получение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ей было отказано. Полагает, что право на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, как пенсионера с большим педагогическим стажем, должно быть восстановлено. Просит взыскать с ответчиков 25000 рублей в счет компенсации морального вреда. Требования о компенсации морального вреда обосновывает тем, что, поскольку она переживала из-за отказа в предоставлении мер по социальной поддержке и во время рассмотрения дела в суде, у нее ухудшилось состояние здоровья, чем ей были причинены физические и нравственные страдания.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивает.

Представитель ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Кыласовский детский сад» Костарева Е.Н. исковые требования не признает, указав, что истец, уволившись из образовательного учреждения, утратила право на получение указанных мер социальной поддержки.

Представитель ответчика Муниципального учреждения «Управление образования Кунгурского муниципального района» Петухова Е.В. считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, также в связи с увольнением истца из образовательного учреждения.

Представитель ответчика Администрации Кунгурского муниципального района Пермского края Шарлаимова С.В. полагает, что в удовлетворении заявленных требований истцу следует отказать по этому же основанию.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные суду доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено:

В период с 10.07.1979 года по 30.09.2008 года Власова О.А. работала в МДОУ «Кыласовский детский сад», что следует из ее трудовой книжки. 30.09.2008г., истец была уволена по сокращению численности штата по ст.81 ТК РФ л.д.4-7).

Согласно справки МУ «Центр занятости населения г.Кунгура» истцу за период безработицы с 01.10.2008г. в трудовой стаж зачтен период с 31.12.2008г. по 30.12.2009г. л.д.11/.

Из паспорта истца следует, что с 14.04.2003г. она зарегистрирована в с.Кыласово Кунгурского района л.д.12-13/.

Из искового заявления и объяснений истца следует, что до выхода на пенсию, в период ее работы в МДОУ «Кыласовский детский сад», она пользовалась льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг (электроэнергия и отопление) как педагогический работник. Подтверждено, имевшееся у нее право на меры социальной поддержки и информацией Министерства социального развития Пермского края л.д.3,58).

В соответствии со ст.153 Федерального закона Российской Федерации № 122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

При этом участие субъектов РФ в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции РФ принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение, недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты.

До 01.01.2005г. педагогические работники, ушедшие на пенсию и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением при наличии установленных законом условий.

Предоставление мер социальной поддержки (ранее льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если, общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982г. № 437, от 24.01.1985г. № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992г. Закона РФ «Об образовании». Абзацем 3 пункта 5 ст.55 данного Закона (в редакции ФЗ от 13.01.1996г. № 12 ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений, в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным Законом от 22.08.2004г. № 122 ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов РФ.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Законодательным собранием Пермской области 18.11.2004г. был принят Закон Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг № 1845-395

Согласно абзаца 8 п.1 ст.1 Закона Российской Федерации «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг № 1845-395 от 30.11.2004 года (в редакции от 24.12.2007 года) установлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям работников, проживающим в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) и работающих в учреждениях системы образования (введен Законом Пермского края от 01.09.2006 N 3217-734).

В соответствии с п.1 ст.3 данного Закона (в редакции от 24.12.2007 года) социальная поддержка граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением работников учреждений образования и педагогических работников, вышедших на пенсию, проработавших не менее 10 лет в учреждениях образования в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), при условии, что при выходе на пенсию они пользовались соответствующей льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - пенсионеры системы образования), предусматривает получение денежной выплаты и денежной компенсации на оплату: жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов (содержание и ремонт жилья, наем жилого помещения); коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда (электроснабжение, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

Работая в детском саду и проживая в сельской местности, истец Власова О.А. имела право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных педагогическим работникам, и получала их в период своей работы в МДОУ «Кыласовский детский сад», что подтверждается письмом Министерства социального развития Пермского края л.д.58).

Стаж работы Власовой О.А. составил 29 лет 2 месяца 20 дней, педагогический стаж более 10 лет, что подтверждается справкой и информацией л.д.50,59).

Власовой О.А. назначена трудовая пенсия по старости, что следует из информации Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края л.д.50).

Таким образом, истец Власова О.А., ранее отработавшая не менее 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, приобрела право на получение указанных мер социальной поддержки.

Поскольку, законодательством предусмотрено, что за ушедшими на пенсию педагогическими работниками, проработавшими в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживающими там, сохраняется право на такую меру социальной поддержки, как освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг, следовательно, за Власовой О.А., хотя и ушедшей на пенсию не из образовательного учреждения, следует признать право на получение мер социальной поддержки и по указанному Закону Пермской области.

Ограничение права на получение данных мер социальной поддержки, лица, вышедшего на пенсию не из образовательного учреждения, недопустимо, так как ухудшает права лица, имеющего право на их получение.

Так, ФЗ от 22.08.2004г. № 122 - ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной ст.55 Закона РФ «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе и вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории РФ, а также положения о возможности введения какого либо рода ограничительных условий. Изменение механизма предоставления социальных гарантий (введение условия о предоставлении данной меры только тем, кто ушел на пенсию из образовательного учреждения) не должно вести к отмене данных гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Из справки территориального управления министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району следует, что Власова О.А., Дата обезличена года рождения, проживающая по адресу: ... с.Кыласово, ..., имеет право на получение мер социальной поддержки граждан на основании Закона Пермской области «О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж» № 1147-167 от 02.10.2000 года л.д.9).

В соответствии с подпунктом 3 п.1 ст.2 Закона Пермской области «О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж» № 1147-167 от 02.10.2000 года социальная поддержка пенсионеров, имеющих большой страховой стаж, предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления, в пределах норм, установленных для продажи населению).

В соответствии со ст.4 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг № 1845-395 от 30.11.2004 года (в редакции от 24.12.2007 года) при наличии у лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, права на получение одной и той же формы и (или) меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ее получателя.

Из заявления, объяснения истца следует, что она претендует на получение мер социальной поддержки как пенсионер с большим педагогическим стажем л.д.3).

26.02.2010 года Власова О.А. обращалась в МДОУ «Кыласовский детский сад» с заявлением о восстановлении права на льготы по отоплению и освещению в сельской местности в соответствии со ст.55 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 л.д.22).

Таким образом, Власовой О.А. в качестве основания получения мер социальной поддержки выбрано право на их получение как педагогическим работником.

Ограничение прав Власовой О.А. на предоставление меры социальной поддержки приведет к нарушению конституционного принципа равенства при реализации гражданами приобретенных социальных прав, а также принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, с соблюдением которых должно осуществляться изменение действующего правового регулирования в социальной сфере.

Кроме этого следует учесть и фактические обстоятельства, предшествовавшие выходу истца на пенсию: сокращение численности штата, отсутствие какой либо иной работы в других учреждениях, нахождение на учете в центре занятости с целью достижения пенсионного возраста.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требование истца о возложении на ответчиков обязанности по восстановлению права по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Истцом также в ходе рассмотрения дела, были заявлены требования о взыскании 25000 рублей в счет компенсации морального вреда. Проанализировав действующее гражданское законодательство, суд считает, что в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда следует отказать, поскольку оснований для взыскания данной компенсации не имеется, т.к. в рассматриваемом случае, при защите материального права - права на меры социальной поддержки в виде денежных выплат, законодательство не предусматривает возможности возмещения истцу морального вреда.

Доказательств наличия причинно следственной связи между отказом в предоставлении мер социальной поддержки и ухудшением состояния здоровья истца, в деле также не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кыласовский детский сад», Муниципальное учреждение «Управление образования Кунгурского муниципального района», Администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края предоставлять Власовой О.А. меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренные Законом Пермской области № 1845-395 от 30.11.2004г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках», по оплате жилищно-коммунальных услуг».

В удовлетворении исковых требований о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Кыласовский детский сад», Муниципального учреждения «Управление образования Кунгурского муниципального района», Администрации Кунгурского муниципального района Пермского края компенсации морального вреда Власовой О.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: С.А.Лутченко