Дело № 2-1742/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермского края 13 декабря 2010 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лутченко С.А.,
при секретаре Ачимовой Е.С.,
с участием прокурора Неволина А.В.
истца Ландышева А.Ю.,
представителя ответчика - администрации города Кунгура Братиловой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах Ландышева А.Ю. к администрации Кунгурского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Кунгурский городской прокурор в интересах Ландышева А.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Кунгура Пермского края, Министерству финансов Пермского о предоставлении Ландышеву А.Ю., обладающему статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что Ландышев А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы города Кунгура от 06.02.2002 года № 116 несовершеннолетний Ландышев А.Ю. устроен в детский дом, поскольку его мать была лишена родительских прав. 09 апреля 2004 года на основании решения жилищной комиссии администрации города Кунгура, Ландышев А.Ю. поставлен на регистрационный учет детей-сирот нуждающихся в жилом помещении. До настоящего времени администрация города Кунгура не предоставила Ландышеву А.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Согласно сведениям Кунгурского отдела ГУП «ЦТИ Пермского края» и Кунгурского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю Ландышев А.Ю. какого-либо жилья в собственности не имеет. Считает, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ландышев А.Ю. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим законом. Соответственно Ландышев А.Ю. должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди по договору социального найма.
В ходе предварительного судебного заседания, с учетом мнения сторон была произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства финансов Пермского края на надлежащих: Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, а также в качестве соответчика привлечено Правительство Пермского края.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Истец Ландышев А.Ю. на исковых требованиях также настаивал, указав, что в детском доме он находился до 31.08.2005г., затем обучался в ПУ-86 до июня 2008г., далее проживал у девушки и у знакомых. В училище получал вторую профессию, но в октябре 2010г. отчислен. Своего жилья не имеет. Жилое помещение по адресу: <адрес> которое было за ним закреплено, принадлежит чужому для него человеку, поскольку по наследству перешло сыну его неродного дедушки. Сейчас проживает у друга на съемной квартире. Состоит на очереди под № 36.
Представитель ответчика администрация Кунгурского муниципального района Пермского края Братилова А.Е. с требованиями не согласна, указав, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, за Ландышевым А.Ю. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> в соответствии с постановлением главы г.Кунгура от 06.02.2002 года № 116, однако не отрицает. что несмотря на это, он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Представители ответчиков: Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что относительно предъявленных к нему исковых требований возражает, указав, что обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, к примеру, отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда, отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем, не имеется возможности предоставить указанным детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Поскольку субъект Российской Федерации - Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства ЖКХ исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и возложения обязанности по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот, орган местного самоуправления должен исполнять возложенные на него обязательства независимо от каких-либо условий.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев документы дела, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Судом установлено:
Ландышев А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 09.04.2004 года состоит на учете на получение жилой площади в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается информацией представленной администрацией города Кунгура от 01.10.2010 года № 2155/01-53 /л.д.15/.
До настоящего времени жилое помещение Ландышеву А.Ю. по договору социального найма не предоставлено.
На момент постановки Ландышева А.Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий:
1. наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;
2. отсутствие закрепленного жилого помещения;
3. окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Ландышев А.Ю. имеет право на получение жилой площади вне очереди, поскольку отвечает всем трем условиям.
Он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его мать - Ландышева С.Н. в отношении сына решением Кунгурского городского суда от 04.01.2002 года лишена родительских прав /л.д.7/.
В отношении Ландышева А.Ю. - Ландышева С.Н. является одинокой матерью, что также следует из данного решения суда, а также справки о рождении № /л.д.12/.
06.02.2002 года Главой администрации города Кунгура принято решение об устройстве Ландышева А.Ю. в детский дом, что подтверждается копией постановления /л.д.13/.
Ландышев А.Ю. состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении за номером 36 /л.д.15/.
Указанный список кем-либо не оспорен, из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Ландышев А.Ю. не исключен.
Согласно сведениям Кунгурского отдела Управления Федеральной регистрационной службы Пермского края, Кунгурского филиала ГУП «ЦТИ» на имя Ландышева А.Ю. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано /л.д.65-66/.
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания за № 220, Ландышев А.Ю. имеет регистрацию по адресу: <адрес> на период с 23.03.2010г. по 01.06.2011г. /л.д.8/.
Из п.2 постановления № 116 от 06.02.2002г. Главы г.Кунгура следует, что за Ландышевым А.Ю. на период его нахождения в детском доме, сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>
Как следует из пояснений Ландышева А.Ю. жилое помещение по данному адресу принадлежало его неродному деду, после смерти которого, оно перешло в собственность его наследника, постороннего для него (истца) лица. Т.е., фактически оно находится в собственности чужого для него человека, что также следует из выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно которых, данное помещение находится в собственности Цепельникова В.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19.02.2003г. Документов о закреплении за Ландышевым А.Ю. какого-либо иного жилого помещения в деле не имеется.
Исходя из имеющейся позиции Администрации г.Кунгура, признавшей его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, что подтверждается соответствующей информацией, согласно которой Ландышев А.Ю. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 09.04.2004г., суд считает, что несмотря на то, что указанным постановлением за ним было закреплено жилье на период его пребывания в детском доме, на момент разрешения вопроса о включении его в указанный список за ним было признано право на предоставление жилого помещения, следовательно, он не был обеспечен соответствующим жилым помещением. И на момент рассмотрения дела из данного списка, он не исключен.
Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ландышев А.Ю. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159 - ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Ландышеву А.Ю. должна быть возложена на администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края, за счет целевых средств, выделяемых Правительством Пермского края.
Суд считает установленным, что в соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации у Ландышева А.Ю. возникло право на внеочередное предоставление жилья.
Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч.1 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Суд считает, что исковые требования Кунгурского городского прокурора о возложении на администрацию города Кунгура Пермского края обязанности по предоставлению Ландышеву А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию города Кунгура Пермского края предоставить Ландышеву А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору социального найма жилое помещение, общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А.Лутченко