О предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-1743/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края 14 декабря 2010 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Лутченко С.А.,

при секретаре Ачимовой Е.С.,

с участием прокурора Шипковой Н.А.,

представителя ответчика - администрации города Кунгура Братиловой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах Андреевских В.В. к администрации Кунгурского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Кунгурский городской прокурор в интересах Андреевских В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Кунгура Пермского края, Министерству финансов Пермского о предоставлении Андреевских В.В., обладающему статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что Андреевских А.А., ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы города Кунгура от 13.03.2000 года № 180 несовершеннолетний Андреевских В.В. устроен в детский дом, поскольку его родители Андреевских Г.А., Андреевских В.В. лишены родительских прав. 20 мая 2004 года на основании решения жилищной комиссии администрации города Кунгура, Андреевских В.В. поставлен на регистрационный учет детей-сирот нуждающихся в жилом помещении. До настоящего времени администрация города Кунгура не предоставила Андреевских В.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Согласно сведениям Кунгурского отдела ГУП «ЦТИ Пермского края» и Кунгурского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю Андреевских В.В. какого-либо жилья в собственности не имеет. Считает, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Андреевских В.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим законом. Соответственно Андреевских В.В. должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди по договору социального найма.

В ходе предварительного судебного заседания, с учетом мнения сторон была произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства финансов Пермского края на надлежащих: Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, а также в качестве соответчика привлечено Правительство Пермского края.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрация Кунгурского муниципального района Пермского края Братилова А.Е. с требованиями не согласна, указав, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, за Андреевских В.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> в соответствии с постановлением главы г.Кунгура от 13.03.2000 года № 180, в настоящее время находится на полном государственном обеспечении, однако не отрицает, что несмотря на это, он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Представители ответчиков: Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что относительно предъявленных к нему исковых требований возражает, указав, что обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, к примеру, отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда, отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем, не имеется возможности предоставить указанным детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Поскольку субъект Российской Федерации - Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства ЖКХ исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и возложения обязанности по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот, орган местного самоуправления должен исполнять возложенные на него обязательства независимо от каких-либо условий.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев документы дела, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Судом установлено:

Андреевских В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 20.05.2004 года состоит на учете на получение жилой площади в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается информацией представленной администрацией города Кунгура от 01.10.2010 года № 2155/01-53 /л.д.15/.

До настоящего времени жилое помещение Андреевских В.В. по договору социального найма не предоставлено.

На момент постановки Андреевских В.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий:

1. наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;

2. отсутствие закрепленного жилого помещения;

3. окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Андреевских В.В. имеет право на получение жилой площади вне очереди, поскольку отвечает всем трем условиям.

Он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его родители - Андреевских Г.А., Андреевских В.В. в отношении сына решением Кунгурского городского суда от 13.03.2000 года лишены родительских прав /л.д.10/.

13.03.2000 года Главой администрации города Кунгура принято решение об устройстве Андреевских В.В. в детский дом, что подтверждается копией постановления /л.д.6/.

Андреевских В.В. состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении за номером 40 /л.д.15/.

Указанный список кем-либо не оспорен, из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, Андреевских В.В. не исключен.

Согласно сведениям Кунгурского отдела Управления Федеральной регистрационной службы Пермского края, Кунгурского филиала ГУП «ЦТИ» на имя Андреевских В.В. объектов недвижимости не учтено и не зарегистрировано /л.д.13-14/.

Согласно свидетельства о регистрации по месту жительства за № 53, выданного 18.05.2000г., Андреевских В.В. имеет регистрацию по адресу: <адрес> /л.д.4/.

Из п.2 постановления № 180 от 13.03.2000г. Главы г.Кунгура следует, что за Андреевских В.В. на период его нахождения в детском доме, сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>

Из информации, содержащейся в паспорте Андреевских В.В., он зарегистрирован по данному адресу с 22.03.2005г.

Согласно уведомлений из управления Росреестра по Пермскому краю в ЕГРП нет сведений о принадлежности данного жилого помещения и сделок с ним /л.д.63,64/.

Как следует из пояснений Андреевских В.В. жилое помещение по данному адресу является непригодным для проживания. В детском доме он находился до осени 2008г., затем проживал в приемной семье Шадриных. В сентябре 2009г. поступил учиться, но общежитием обеспечен не был, стал проживать у брата.

Документов о закреплении за Андреевских В.В. какого-либо иного жилого помещения в деле не имеется.

Исходя из имеющейся позиции Администрации г.Кунгура, признавшей его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, что подтверждается соответствующей информацией, согласно которой Андреевских В.В. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 20.05.2004г., суд считает, что несмотря на то, что указанным постановлением за ним было закреплено жилье на период его пребывания в детском доме, на момент разрешения вопроса о включении его в указанный список за ним было признано право на предоставление жилого помещения, следовательно, он не был обеспечен соответствующим жилым помещением. И на момент рассмотрения дела из данного списка, он не исключен.

Суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Андреевских В.В. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края, вместе с тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159 - ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилья Андреевских В.В. должна быть возложена на администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края, за счет целевых средств, выделяемых Правительством Пермского края.

Суд считает установленным, что в соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации у Андреевских В.В. возникло право на внеочередное предоставление жилья.

Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Суд считает, что исковые требования Кунгурского городского прокурора о возложении на администрацию города Кунгура Пермского края обязанности по предоставлению Андреевских В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию города Кунгура Пермского края предоставить Андреевских В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору социального найма жилое помещение, общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А.Лутченко