О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1725/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края 20 декабря 2010 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Коноваловой В.С.,

при секретаре Тохтуевой Г.А.,

с участием прокурора Шипковой Н.А.,

с участием истца Зорихина В.А.,

представителя ответчика администрации города Кунгура Пермского края - Братиловой А.Е.,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах Зорихина В.А. к администрации города Кунгура Пермского края, Министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Кунгурский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Зорихина В.А. к администрации города Кунгура Пермского края, Министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска Кунгурский городской прокурор указал, что Зорихин В.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Его мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 лишен родительских прав решением Кунгурского городского суда № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ главой города Кунгура Пермской области издано постановление № об учреждении опеки над малолетним Зорихиным В.А. в лице ФИО3.

Закрепленного жилого помещения Зорихин В.А. не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ Зорихин В.А. решением жилищной комиссии администрации города Кунгура поставлен на регистрационный учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении.

В настоящее время Зорихин В.А. обучается на 5 курсе дневной формы государственного лесотехнического университета в <адрес>, обучение заканчивает в июне 2011 года, проживает в общежитии университета.

До настоящего времени администрация города Кунгура не предоставила Зорихину В.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, номер в очереди у Зорихина В.А. - №

В судебном заседании Кунгурский городской прокурор настаивал на удовлетворении иска, просил обязать администрацию города Кунгура предоставить Зорихину В.А., обладающему статусом ребенка - сироты, жилое помещение.

Зорихин В.А. требования, заявленные прокурором в его интересах, поддержал.

Представитель администрации города Кунгура требования, заявленные прокурором в интересах Зорихина В.А., не признал, считает, что эти требования удовлетворены быть не могут, так как до настоящего времени Зорихин В.А.обучается в учебном заведении, где находится на полном государственном обеспечении, кроме того, представитель администрации города Кунгура полагает, что обеспечение Зорихина В.А. жилым помещением является обязанностью субъекта Российской Федерации, т.е. Правительства Пермского края.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства финансов Пермского края в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело без участия представителя, полагает, что, привлекая Министерство финансов Пермского края в качестве ответчика, Кунгурский городской прокурор не обосновал правомерность заявленных требований.

Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании не присутствовал, представил в суд возражения по иску, просил в исковых требованиях Кунгурскому городскому прокурору отказать в полном объеме. Представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебном заседании не участвовал, представил в суд возражения по иску, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Согласно п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленным частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди по договорам социального найма жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказаний в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.8 ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.1 ст.8 указанного выше Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено:

Зорихин В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его родителями в свидетельстве о рождении записаны: ФИО2 и ФИО1 (л.д.13).

ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.14).

ФИО2 лишен родительских прав решением Кунгурского городского суда № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Зорихин В.А. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> согласно копии справки о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете (л.д. 77).

Кроме того, Зорихин В.А. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.7).

Согласно справки ГУП «ЦТИ Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ №, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, где Зорихин В.А. имеет регистрацию по месту жительства, за кем-либо не зарегистрировано (л.д. 44,45-46). Указанное жилое помещение за Зорихиным В.А. не закреплено, таких сведений в деле нет.

По данным Кунгурского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ и Кунгурского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю в собственности Зорихина В.А. недвижимое имущество не учтено и не зарегистрировано (л.д.10, 11).

В соответствии с постановлением главы г.Кунгура от ДД.ММ.ГГГГ № над Зорихиным В.А. и его сестрой ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена опека в лице бабушки ФИО3 (л.д.12).

ДД.ММ.ГГГГ Зорихин В.А. решением жилищной комиссии администрации города Кунгура поставлен на регистрационный учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, так как его мать умерла, а отец лишен родительских прав, имущества после матери и отца у Зорихина В.А. нет (л.д. 78-79).

Согласно информации, предоставленной администрацией города Кунгура Пермского края, номер Зорихина В.А. в очередности на предоставления жилья - № (л.д.15).

Кунгурский городской прокурор в судебном заседании пояснил, что Зорихин В.А. является ребенком сиротой, с ДД.ММ.ГГГГ года находился под опекой ФИО3 В период обучения в <данные изъяты> Зорихин В.А. проживает <адрес>, своего жилья он не имеет, какое - либо жилье за ним не закреплено.

Анализируя изложенные выше доказательства, суд приходит к выводу о том, что Зорихин В.А. является лицом из числа детей-сирот, так как в несовершеннолетнем возрасте он лишился родителей.

Как лицо, не имеющее жилой площади, Зорихин В.А. администрацией города Кунгура был включен в список лиц, нуждающихся в получении жилой площади, состоит в этом списке под №.

Опека над Зорихиным В.А. прекращена.

В ДД.ММ.ГГГГ года Зорихин В.А. заканчивает обучение в <данные изъяты> <адрес>

В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года Зорихин В.А. является лицом из числа детей-сирот и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

Согласно ст.3 Закона Пермской области от 16.04.2004 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью данной категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа нуждающихся в жилом помещении» и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Анализируя нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края.

Непосредственное предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления.

Суд считает, что обязанность по предоставлению Зорихину В.А. жилого помещения должна быть возложена на администрацию города Кунгура Пермского края.

В соответствии с ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Суд считает, иск Кунгурского городского прокурора в интересах Зорихина В.А. следует удовлетворить, обязать администрацию города Кунгура Пермского края предоставить Зорихину В.А. по договору социального найма жилое помещение общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.

Доводы представителя администрации города Кунгура о том, что у Зорихина В.А. не наступило право на обеспечение его жилой площади по причине его обучения в учебном заведении и нахождении на полном государственном обеспечении, суд находит несостоятельными. Установлено, что Зорихин В.А. обучение в университете заканчивает в июне 2011 года, ко времени вступления решения суда в законную силу право на обеспечение его жилой площадью у него наступит.

Суд находит несостоятельным довод представителя администрации г.Кунгура о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Зорихину В.А. должна быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Зорихин В.А. поставлен на учет лиц, из числа детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, в администрации города Кунгура Пермского края. Денежные средства для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями целенаправленно направляются в администрацию г.Кунгура правительством Пермского края.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию города Кунгура Пермского края предоставить Зорихину В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладающему статусом лица из числа детей-сирот, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд.

Судья: В.С.Коновалова