Дело № 2-48/201117 января 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьиЛутченко С.А.,
при секретареАчимовой Е.С.,
с участием прокурораПеченевской Е.М.,
истцаАхматова Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре гражданское дело по иску Ахматова Г.М. к территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, Министерству социального развития Пермского края о возобновлении ежемесячной денежной выплаты, взыскании задолженности и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Ахматов Г.М. обратился в суд с иском к территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, Министерству социального развития Пермского края о возобновлении ежемесячной денежной выплаты, взыскании задолженности и компенсации морального вреда.
Свои требования истец мотивирует тем, что в период с 1987г. по 1988г. во время прохождения военной службы по призыву, он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с полученным заболеванием в 2001 году на основании решения Главного бюро МСЭ ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности с формулировкой «Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы». С 2003г. до ноября 2009г. он получал ежемесячную выплату.
С ноября 2009 года территориальное управление Министерства Социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району производство данной выплаты прекратило. Основанием прекращения выплаты явилось отсутствие в справке МСЭ сведений, подтверждающих получение истцом инвалидности в результате военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы.
В связи с чем, истец, считая, что ему необоснованно прекращено производство выплаты, просит ее возобновить с ноября 2009 года, выплатить образовавшуюся задолженность с ноября 2009 года по октябрь 2010г. в размере <данные изъяты>., а также возместить моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Ахматов Г.М. полностью поддержал доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении исковых требований настаивает, считая, что он имеет право на ежемесячную денежную выплату по закону № 203-ПК. Заболевание получено им при прохождении военной службы по призыву, пенсионного возраста он не достиг, нигде не работает, получает пенсию в соответствии с законом о государственном пенсионном обеспечении. Кроме этого, указал, что в связи с прекращением выплаты он испытал нравственные страдания, в связи с чем, просит компенсировать ему причиненный моральный вред. А также указал, что период задолженности определен на момент подачи иска.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которого, с исковыми требованиями истца не согласен, считает, что гражданину одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются только по одному из оснований по выбору гражданина, поскольку истцу предоставляются меры социальной поддержки по закону РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то он не имеет права на получение таких же мер социальной поддержки по Закону Пермского края от 05.03.2008г. № 203 – ПК, а также указывает, что и формулировка причины инвалидности указанная в справке МСЭ истца, не предусматривает предоставления ежемесячной денежной выплаты в порядке ст.1 Закона № 203 – ПК. Оснований для компенсации морального вреда не усматривает, в связи с чем, в удовлетворении требований просит отказать, дело рассмотреть без участия представителя.
Представитель ответчика - территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил в суд заявление, а также возражение по иску в письменном виде, согласно которого в удовлетворении заявленных требований, истцу просит отказать, поскольку оснований для предоставления ему мер социальной поддержки по Закону Пермского края от 05.03.2008г. № 203 – ПК не усматривает.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив представленные суду документы, ознакомившись с заключением прокурора, полагающего, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, считает, что требования Ахматова Г.М. о возобновлении ежемесячной денежной выплаты и взыскании задолженности по ней следует удовлетворить, в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда необходимо истцу отказать.
В соответствии со ст.1 Закона Пермского края от 05.03.2008 года № 203-ПК «О ежемесячных денежных выплатах отдельным категориям пенсионеров за счет средств бюджета Пермского края», ежемесячная денежная выплата отдельным категориям пенсионеров за счет средств бюджета Пермского края (далее - ежемесячная денежная выплата) устанавливается лицам, проходившим военную службу на должностях рядового и сержантского состава, находящимся в запасе (отставке), получившим инвалидность вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы по призыву (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не достигшим пенсионного возраста, нигде не работающим и получающим пенсию по инвалидности, назначенную в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
Из содержания комментируемой нормы следует, что для возникновения у лица права на получении ежемесячной денежной выплаты необходимо несколько условий: прохождение военной службы на должностях рядового и сержантского состава, нахождение в запасе (отставке), установление инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы по призыву; отсутствие пенсионного возраста, лицо должно нигде не работать и получать пенсию по инвалидности.
Согласно ч.1 ст.5 Закона Пермского края от 05.03.2008 года № 203-ПК «О ежемесячных денежных выплатах отдельным категориям пенсионеров за счет средств бюджета Пермского края», настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 года.
Из ч.2 данной статьи следует, что доплаты к трудовым пенсиям, назначенные до 01.01.2008г. в соответствии с Законом Пермской области от 07.03.2000г. № 840-130 « О доплатах к трудовым пенсиям или пенсиям по государственному пенсионному обеспечению отдельным категориям пенсионеров из средств областного бюджета», считать ежемесячными денежными выплатами с 01.01.2008г.
В соответствии с ч.4 комментируемой статьи, ежемесячные денежные выплаты категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего Закона, назначенные в соответствии с нормативными правовыми актами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, с момента вступления в силу настоящего Закона сохраняются и выплачиваются в размерах, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.
Судом установлено:
Истец Ахматов Г.М. в период прохождения действительной военной службу привлекался для выполнения обязанностей по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения (30 км. зоне) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его показаниями, копией военного билета, а также и материалами дела освидетельствования в бюро МСЭ, справкой из объединенного военного комиссариата г.Кунгур Пермской области /л.д.8-9, дело освидетельствования во МСЭ/.
ДД.ММ.ГГГГ, на основании акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ №, Ахматову Г.М., Главным бюро медико-социальной экспертизы Пермской области повторно установлена <данные изъяты> группа инвалидности, причиной инвалидности явилось заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанно с катастрофой на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой серии МСЭ - 2006 № /л.д.7/.
Как следует из показаний истца, с 2003 года по ноябрь 2009 года ему территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края предоставлялась ежемесячная денежная выплата, однако с ноября 2009 года предоставление выплаты было прекращено.
Факт получения истцом доплаты к пенсии, назначенной до 01.01.2008г. в соответствии с Законом Пермской области от 07.03.2000г. № 840-130 « О доплатах к трудовым пенсиям или пенсиям по государственному пенсионному обеспечению отдельным категориям пенсионеров из средств областного бюджета» ответчиками не оспаривается.
Из возражений, представленных ответчиками следует, что предоставление выплаты прекращено в связи с тем, что в справке МСЭ отсутствуют сведения, подтверждающие получение истцом инвалидности в результате военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы. Данные доводы суд считает несостоятельными.
Из паспорта истца следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на момент прекращения ежемесячной денежной выплаты, он не достиг пенсионного возраста /л.д.10/.
С ДД.ММ.ГГГГ, он получает пенсию по инвалидности <данные изъяты> группы в соответствии со ст.43 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (в настоящее время ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), что следует из соответствующего пенсионного удостоверения /л.д.46/.
Сведения, содержащиеся в военном билете истца, подтверждают факт получения им заболевания в период службы по призыву.
Таким образом, суд считает, установленным, что у истца Ахматова Г.М. имеются все необходимые условия, для получения ежемесячной выплаты, в соответствии с законом Пермского края № 203-ПК, а именно: проходил военную службу на должностях рядового и сержантского состава, ему установлена инвалидность вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы по призыву, он не достиг пенсионного возраста; нигде не работает и получает пенсию в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Данная ежемесячная выплата фактически выплачивалась ему до ноября 2009г., т.е ответчик признавал право истца на получение данной выплаты по соответствующему закону Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 11.06.2008г. № 160-п утвержден порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям пенсионеров за счет средств бюджета Пермского края. Указанное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008г.
П.3.4 данного постановления предусмотрены случаи приостановления и (или) прекращения выплаты: выезд лица, имеющего право на выплату, на постоянное место жительства за пределы Пермского края; истечение срока признания лица, имеющего право на выплату, инвалидом и прекращения в связи с этим выплаты пенсии по инвалидности; начала выполнения лицом, имеющим право на выплату, трудовой функции в соответствии с трудовым договором и (или) выполнения работ (оказания услуг) на основании гражданско-правового договора; достижения лицом, имеющим право на выплату, пенсионного возраста; смерти лица, имеющего право на выплату.
В рассматриваемом случае, наличия ни одного из указанных обстоятельств, суд не усматривает, следовательно, истцу необоснованно была прекращена выплата, предусмотренная законом № 203-ПК, поэтому указанную выплату следует возобновить с момента ее прекращения – с 01.11.2009г.
Доводы Министерства социального развития Пермского края о том, что социальные гарантии по закону № 203-ПК не могут быть предоставлены истцу, поскольку он получает меры социальной поддержки по Закону РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являются несостоятельными.
Так, меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы предусмотрены в ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Положениями данного Закона предусмотрено также право органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также руководства организаций, предприятий и профсоюзных органов самостоятельно устанавливать дополнительные, не предусмотренные этим Законом меры социальной поддержки, указанных лиц.
Правовые гарантии социальной защиты отдельным категориям пенсионеров за счет средств бюджета Пермского края установлены Законом Пермского края № 203-ПК от 05.03.2008г. «О ежемесячных денежных выплатах отдельным категориям пенсионеров за счет бюджета Пермского края».
По мнению суда, правовая природа предусмотренных данным законом денежных выплат имеет дополнительный (по отношению к выплатам по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), соответственно, ежемесячные денежные выплаты по указанному Закону Пермского края, нельзя отнести к «такому же» возмещению вреда и мерам социальной поддержки предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Согласно справки ТУ Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району размер ЕДВ отдельным категориям пенсионеров за счет бюджета Пермского края в период с 01 ноября 2009г. по 31 марта 2010г. составлял 759,50 руб. в месяц, с 01 апреля по 31 октября 2010г. – 812,67 руб. в месяц /л.д.21/.
В связи с тем, что ответчиком - территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району незаконно была прекращена ежемесячная денежная выплаты истцу, с учетом указанного в исковом заявлении периода, с данного ответчика в пользу истца необходимо взыскать образовавшуюся задолженность с ноября 2009 года по октябрь 2010г. включительно в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>).
Оснований для возложения обязанности по данной выплате непосредственно на Министерство социального развития Пермского края, суд не усматривает.
Кроме этого истцом были заявлены требования о компенсации морального вреда, которые он обосновывал нравственными страданиями, связанными с прекращением осуществления ежемесячных денежных доплат.
Изучив данные требования, суд считает, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Истец в обоснование своих требований о взыскании компенсации морального вреда ссылается на тот факт, что при прекращении выплаты он испытал нравственные страдания.
Проанализировав действующее законодательство, суд считает, в данном случае оснований для удовлетворения в данной части заявленного истцом требования не имеется, поскольку в рассматриваемом случае законодательством не предусмотрено возмещение компенсации морального вреда вследствие причинения вреда имущественным интересам гражданина. Кроме этого, истцом суду не представлено доказательств того, что между действиями ответчика, выразившихся в прекращении ежемесячной выплаты и нравственными страданиями истца, существует причинно-следственная связь.
В связи с чем, в удовлетворении требования о компенсации морального вреда суд считает необходимым истцу отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району возобновить Ахматову Г.М. ежемесячную денежную выплату согласно закона Пермского края от 05.03.2008 года № 203-ПК «О ежемесячных денежных выплатах отдельным категориям пенсионеров за счет средств бюджета Пермского края» с 01.11.2009г.
Взыскать с территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району в пользу Ахматова Г.М. задолженность по ежемесячной денежной выплате за период с ноября 2009 года по октябрь 2010 года включительно в сумме <данные изъяты> /<данные изъяты>/.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, Министерства социального развития Пермского края, компенсации морального вреда Ахматову Г.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:С.А.Лутченко