Дело № 2-232/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 годаг.Кунгур Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьиЛутченко С.А.,
при секретареАчимовой Е.С.,
с участием представителя заявителя ООО «Пермгазэнергосервис» Стариковой Е.Л.
прокурораЛобановой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре гражданское дело по заявлению ООО «Пермгазэнергосервис» об оспаривании представления прокурора г.Кунгура Пермского края,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Пермгазэнергосервис» обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора города Кунгура об устранении нарушений действующего законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым установлено нарушение ст.ст.309-310 ГК РФ, п.9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 года № 307. Заявителю предписано незамедлительно принять меры к погашению образовавшейся задолженности по оплате природного газа по договору на поставку природного газа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Считает данное представление незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы юридического лица, поскольку полагает, что при осуществлении надзора за исполнением законов, органы прокуратуры не должны подменять иные государственные органы. Считает, что вынося такое представление, прокурор фактически взял на себя полномочия арбитражного суда, занявшись тем самым регулированием гражданско-правовых отношений. Указывает, что подача тепловой энергии на объекты жилищного фонда г.Кунгура обслуживаемые котельными № и № не была фактически прекращена. Следовательно, и нарушения прав проживающих там и добросовестно оплачивающих тепловую энергию граждан не было. Также указывает, что судебной практикой подтверждено, что не ООО «Пермгазэнергосервис», а ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» при проведении ограничения (прекращения) поставки природного газа, обязано было руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 года № 307. При этом, прокурором было установлено, что действия по ограничению (прекращению) поставки газа ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» являются незаконными, о чем прокурором в адрес данного общества было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя ООО «Пермгазэнергосервис» Старикова Е.Л. на требованиях настаивает в полном объеме.
Заместитель Кунгурского городского прокурора Лобанова И.С. с требованиями не согласна, указала, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру поступило обращение представителя ООО «ПГЭС» Голубева А.С. о том, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» произвело отключение подачи природного газа на котельную №, что делает невозможным обеспечение жилого фонда микрорайона Нагорный услугами отопления и горячего водоснабжения. При проведении проверки прокуратурой было установлено, что заявитель имеет перед ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» задолженность за природный газ, о чем ему неоднократно направлялись уведомления об ограничении поставки газа. Прокуратурой в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» было направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, кроме того, было установлено бездействие должностных лиц по оплате потребления газа. Задолженность по оплате газа была предъявлена ООО «ПГЭС», мер по погашению задолженность заявитель не предпринимал. Данные действия могли привести к срыву отопительного сезона. В связи с чем, прокуратурой было принято решение о вынесении представления и в адрес ООО «ПГЭС». Также указала на то, что представление вынесено в соответствии со ст.24 ФЗ «О прокуратуре», оно не является судебным актом и не подлежит принудительному исполнению, не предусматривает ответственность за неисполнение, данное представление выносится для устранения выявленных нарушений закона. В хозяйственную деятельность заявителя прокурор не вмешивался, сумму долга самостоятельно не определял, а оперировал суммой долга, которую заявитель сам признавал, т.е. своими действиями не подменял функции иных органов. Следовательно, прокурор действовал в рамках представленных полномочий, интересы заявителя не нарушал.
Заслушав пояснения представителя заявителя, прокурора, изучив материалы дела, отказной материал № УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным представления прокурора г.Кунгура от ДД.ММ.ГГГГ № и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав и свобод юридического лица и возложении обязанности по устранению препятствий к осуществлению заявителем своих прав и свобод.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
23.05.2006 года Постановлением Правительством Российской Федерации № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п.9 данных Правил, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Судом установлено:
ООО «Пермгазэнергосервис» является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного решением Участников ООО «Пермгазэнергосервис» от 27.11.2009 года, что подтверждается копией Устава, копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года /л.д.6-15/.
Согласно данного Устава, к одному из видов деятельности общества относится деятельность, связанная с производством, транспортировкой, распределением, торговлей топливно-энергетическими ресурсами, в том числе тепловой энергии, электрической энергией, газом, нефтью и иными ресурсами.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» и ООО «Пермгазэнергосервис» заключен договор № на поставку природного газа. Согласно данного договора поставщик обязался поставлять природный газ, а покупатель обязался принимать и оплачивать газ.
Как следует из пояснений прокурора, в результате прокурорской проверки было установлено, что ООО «Пермгазэнергосервис» имеет перед ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» задолженность за природный газ, поставляемый в целях предоставления потребителям – населению г.Кунгура, организациям социальной сферы.
Не оспаривал наличие данной задолженности и заявитель, что следует из гарантийного письма от ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.51/.
О наличии задолженности ООО «Пермгазэнергосервис» перед ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» по поставке газа также свидетельствует решение Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2010 года /л.д.4-5/.
Ненадлежащее исполнение ООО «Пермгазэнергосервис» договорных обязательств по оплате природного газа по договору на поставки природного газа повлекло ограничение поставки природного газа на котельную № п.Нагорный г.Кунгура, чем нарушены права граждан, проживающих в жилищном фонде г.Кунгура и добросовестно оплачивающих тепловую энергию, что следует из диспетчерского журнала, а также подтверждается сообщением в прокуратуру г.Кунгура самим же представителем заявителя /л.д.48,50/.
В результате выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ Кунгурским городским прокурором в адрес ООО «Пермгазэнергосервис» вынесено представление об устранений нарушений действующего законодательства /л.д.2/.
Согласно данного представления ООО «Пермгазэнергосервис» рекомендовано незамедлительно принять меры к погашению образовавшейся задолженности по оплате природного газа по договору на поставку природного газа от ДД.ММ.ГГГГ №. О результатах рассмотрения представления сообщить в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что прокурором города Кунгура вынесено незаконное представление, нарушающее права и законные интересы юридического лица, поскольку при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, а также то, что вынося такое представление прокурор фактически взял на себя полномочия арбитражного суда, занявшись тем самым регулированием гражданско-правовых отношений.
В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно п.2 данной статьи, при осуществлении надзора за исполнением законов, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно п.1 ст.24 комментируемого закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Положения статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", наделяющие прокурора правом вносить подлежащее безотлагательному рассмотрению представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы юридического лица.
Следовательно, вынесенное прокурором представление об устранении нарушений действующего законодательства в адрес ООО «Пермгазэнергосервис» носит рекомендательный характер и преследует цель недопущения нарушения прав и законных интересов граждан.
Мнение представителя заявителя о том, что фактически права граждан в результате остановки котельной № нарушены не были, поскольку своевременно были приняты меры по запуску котельной №, в связи с чем, указанное представление прокурора является незаконным, суд считает не имеющим существенного значения при рассмотрении данного дела.
Сам факт отключения котельной № в виду наличия задолженности за потребленный газ заявитель не оспаривал, прокурорская проверка была именно инициирована по сообщению представителя ООО «Пермгазэнергосервис».
По мнению суда, задачами прокурорского надзора являются не только соответствующая реакция на уже свершившееся нарушение прав граждан, но и на предотвращение и недопущение нарушения данных прав.
Таким образом, суд считает, что в удовлетворении заявления ООО «Пермгазэнергосервис» о признании незаконным представления прокурора г.Кунгура Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав и свобод юридического лица и возложении обязанности по устранению препятствий к осуществлению заявителем своих прав и свобод следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
ООО «Пермгазэнергосервис» в удовлетворении заявления о признании незаконным представления прокурора г.Кунгура Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. №, и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав и свобод юридического лица и возложении обязанности по устранению препятствий к осуществлению заявителем своих прав и свобод, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:С.А.Лутченко