о включении в специальный трудовой стаж периода работы и назначении пенсии



Дело № 2-338 (2011)

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

г.Кунгур02 марта 2011 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьиПрониной Л.С.

при секретареКошкаровой Л.М.

с участием истицыНикулиной И.В.

представителя ответчикаБобровой Е.В.

представителя третьего лицаФеденевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре гражданское дело по иску Никулиной И.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края о включении в специальный трудовой стаж периода работы и назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

Никулина И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление пенсионного фонда г.Кунгура с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с занятием педагогической деятельностью более 25 лет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении пенсии истице было отказано из-за отсутствия специального трудового стажа.

В специальный трудовой стаж истицы не были включены периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды учебных отпусков.

Истица считает, что спорные периоды необоснованно не включены в ее специальный трудовой стаж, в эти периоды она проходила обучение по программе высшего профессионального образования в Пермском Государственном педагогическом университете по специальности «Учитель немецкого языка», что является повышением педагогической квалификации учителя, непосредственно связано с трудовой деятельностью.

Периоды учебных отпусков в соответствии с действующим законодательством являются оплачиваемыми, из заработной платы удерживались и перечислялись налоги, предусмотренные законом.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало включение учебных отпусков в специальный трудовой стаж.

Истица просит обязать ответчика включить спорные периоды ее работы в специальный трудовой стаж и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный фонд за назначением такой пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица настаивает на удовлетворении иска, просит включить в ее специальный трудовой стаж спорные периоды и обязать ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Истица пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году она обучалась в Пермском государственном университете, в период со 2 по ДД.ММ.ГГГГ была на сессии в этом учебном заведении.

Истица считает, что в период учебных отпусков она практически повышала свою квалификацию, что является обязательным условием исполнения ею обязанностей педагога.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения иска, считает, что спорные периоды обоснованно исключены из специального стажа, так как в этот период истица не была подвержена воздействию на ее здоровье вредных производственных факторов.

Законодательством не предусмотрено включение учебных отпусков в специальный трудовой стаж.

Предусмотренные как ранее действующим трудовым законодательством, так и Трудовым кодексом РФ гарантии на дополнительные учебные отпуска имеют иное целевое назначение и не связаны с влиянием такой работы на здоровье работника.

Представитель третьего лица, Феденева А.Ю., иск истицы поддержала, подтвердила, что в ДД.ММ.ГГГГ году истица обучалась в Пермском государственном университете на историческом факультете, и ей предоставлялся оплачиваемый учебный отпуск в январе ДД.ММ.ГГГГ года. Учебную нагрузку истица выполняла полностью, ее часы педагогической нагрузки между другими учителями не распределялись.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом трудовых пенсий, регулируются вступившим с 01.01.2002 года Федеральным Законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 31.12.2002 № 98-ФЗ, от 29.11.2003 № 154-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от22.08.2004 № 122-ФЗ, от 14.02.2005 № 3-ФЗ, от 3.06.2006 № 70-ФЗ, от 3.06.2006 № 77-ФЗ, от 24.09.2007 № 223-ФЗ, от 1.11.2007 № 244-ФЗ, от 1.12.2007 № 312-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 22.07.2008 № 146-ФЗ, от 22.07.2008 № 156-ФЗ, от 30.12.2008 № 319-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 3.06.2004 № 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 № 231-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П).

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно п.3 ст.28 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 утвержден «Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, утвержден «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, вступившим в силу с 13.11.2002 года, утверждены «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей…» и « Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей..».

Судом установлено:

Никулина И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление пенсионного фонда г.Кунгура с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, что следует из выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (л.д.5).

Решением комиссии Управления пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истице было отказано, из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет.

В специальный трудовой стаж истицы не включены периоды ее работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды учебных отпусков.

Истица Никулина И.В. имеет высшее педагогическое образование, в ДД.ММ.ГГГГ году она окончила Пермский Государственный педагогический университет. Это обстоятельство подтверждается копией диплома ВБС № (л.д.9).

Из представленных истицей копий приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истице предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы (л.д.33-42).

На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлялась на курсы повышения педагогической квалификации в <адрес> (л.д.43).

Из тарификационных списков учителей школы № <адрес>, и МОУ «СОШ №» на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица работала учителем немецкого языка в школе и имела часы педагогической нагрузки 20 и более недельных часов, что превышает педагогическую нагрузку на ставку (л.д.44-49).

Из представленных истицей лицевых карточек за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы следует, что истице производилась оплата за учебные отпуска за все спорные периоды (л.д.50,51,52,58,59,62 (оборот), 63(оборот), 64 (оборот), 68 (оборот),70, 71 (оборот),73).

Из информации МОУ «СОШ №» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обучение Никулиной И.В. учителя начальных классов в Педагогическом университете было вызвано производственной необходимостью, переквалификацией ее по специальности учитель иностранного языка (л.д.32).

Анализируя изложенные выше доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование истицы о включении в специальный трудовой стаж спорных периодов нахождения в учебных отпусках и нахождение на курсах повышения квалификации подлежит удовлетворению.

Обучение в педагогическом университете, суд считает, является формой повышения квалификации педагогических работников. Повышение квалификации педагогом является необходимым условием осуществления истицей педагогической деятельности по занимаемой должности (воспитатель детского сада) и не было вызвано личной инициативой истицы.

В период учебных отпусков, нахождение на курсах повышения квалификации за истицей сохранялось место работы и заработная плата, из которой производились удержания и перечисления налогов, предусмотренные действующим законодательством.

Истица до направления ее в учебные отпуска и на курсы повышения квалификации работала на полную ставку учителя, нормы часов педагогической нагрузки ею выполнялись.

Согласно п.п.5 ст.68 КЗоТ РСФСР, действовавшего в тот период, предусматривалось предоставление ежегодных дополнительных отпусков и в других случаях, предусмотренных законодательством.

К таким случаям могли быть отнесены отпуска, предусмотренные ст.198 КЗоТ РСФСР отпуска в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, поскольку в силу ч.5 данной статьи за время таких отпусков за работниками сохраняется заработная плата.

Поскольку истица, осуществляя в период с 1986 года по 1995 год педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках и курсах повышения квалификации, в период действия норм права с 1981 по 1995 год, с учетом положений ст.ст.6(ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные истицей периоды нахождения ее в учебных отпусках и нахождение на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения истицы за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

К моменту обращения истицы за назначением ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, ее специальный стаж с учетом подлежащих включению в специальный трудовой стаж спорных периодов составлял 25 лет и был достаточным для назначения истице льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью, суд считает, требование истицы о возложении на ответчика обязанности назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края включить в специальный трудовой стаж Никулиной И.В. периоды ее работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края назначить досрочную трудовую пенсию Никулиной И.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия судом

решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд.

Судья:Л.С.Пронина